Россiя | Александр Ципко | 29.12.2003 |
Два разных православия
Любой мало-мальски мыслящий образованный человек, оказавшийся, как я, впервые в Греции, не может уйти от очевидных вопросов. Почему в родственной нам православной Греции в отличие от нашей православной России практически нет преступности? Можешь на пляже, в любом месте оставить на два-три часа, на целый день все свои пожитки с ключами, кошельком и быть абсолютно спокойным. Вернешься — и все будет в сохранности и все будет на месте. Почему в православной Греции в отличие от православной России невозможно встретить пьяного грека-мужчину, о пьяных женщинах вообще не может идти речь? Почему в Греции в отличие от России нет ни одной пяди невозделанной земли — ни в горах, ни тем более в долинах? А у нас за последние 10 лет одна треть земель Нечерноземья уже заросла бурьяном. Почему в Греции в отличие от России свято, подчеркнуто бережно относятся к частной собственности — как к своей, так и к чужой?
И самый главный, обобщающий все сказанное вопрос. Почему в Греции и православие, и православная ментальность не мешают модернизации, созданию современной эффективной рыночной экономики?
Я задаю этот вопрос, ибо вся наша либеральная пресса буквально наводнена сентенциями о враждебности православия демократии и чувству личности, о том, что, не поломав наш православный «культурный код», мы не сможем войти в сообщество современных развитых государств.
Но ведь греческое православие в отличие от нашего имеет куда более длинную и богатую историю, оно куда глубже укоренено в народный быт и национальное сознание. И при этом оно не мешает ни демократии, ни рынку, ни чувству собственного достоинства. К тому же в Греции в отличие от России православие является государственной религией, его исповедует около 80% населения.
Ложные идеологемы
И только теперь, на земле святых императора Константина и его жены Елены, я понял, почему во всех наших писаниях о России и о русской православной культуре и у почвенников, и у западников, и у новых евразийцев начисто отсутствует, как бы выведен за скобки политический, духовный и экономический опыт родственной нам по вере новой Греции. Как только мы начнем соотносить все наши идеологемы о России и православии с опытом современной Греции, они просто рассыплются, как и все мифы. Наша трагедия состоит в том, что не только наша идеология, но и наша политика вертятся вокруг мифов, вокруг несуществующей реальности.
Неправда, что, как утверждает Геннадий Зюганов, а за ним и новые евразийцы, византийскость России, ее православные корни породили Октябрь, привели к отторжению русского народа и от частной собственности, и от капитализма с так называемым духом наживы. Православные греки, как и представители всех исторических наций, как и китайцы, евреи, армяне, являются наиболее энергичными и удачливыми предпринимателями. Не случайно же в списке десяти наиболее богатых людей мира все ведущие позиции принадлежат православным грекам. И по богатству на душу населения греки тоже занимают одно из ведущих мест в Европе.
Не соответствует правде расхожее сейчас среди новых русских либералов утверждение, что православие «исторически несостоятельно». Религия, тем более мировая, вообще не может быть несостоятельной. Не следует забывать, что православие первично и по отношению к католицизму, и по отношению к протестантизму, но это так, к слову. Неверно утверждение, что православие препятствует становлению чувства личности и личного достоинства, неизбежно формирует патерналистские ожидания. За 14 дней, которые я провел на Кипре, я разговаривал и общался со многими греками. И я пришел к убеждению, что они больше страдают от своей гордыни и самоуверенности, чем от дефицита чувства личности. Православные греки по своему характеру, темпераменту очень похожи на католиков-поляков. То же обостренное чувство коммерции, та же легкость в общении, то же чувство собственного достоинства и та же любовь к своей родине. В Греции нет грекофобов, как в Польше нет полякофобов. Зато в России русофобия и самобичевание были модой в эпоху нашей славной демократической революции.
Не соответствует истине, по крайней мере на примере греков, расхожее в нашей либеральной прессе мнение, что православие в отличие от протестантизма ведет к созерцательности, мешает интенсивному сосредоточенному труду. Я жил во многих странах, видел, как работают китайцы, японцы, поляки, американцы. Рискну утверждать: православные греки работают чрезвычайно интенсивно, на пределе человеческих возможностей. В гостинице «Херсонес-Марес» на 400 человек, где я жил, ресепшн обслуживают всего лишь 2 девушки. Они работают сутки через сутки, говорят свободно на 4 основных европейских языках и выполняют абсолютно все операции по обслуживанию приезжающих и уезжающих гостей. Все технические работы — и садовника, и электрика, и монтера, и сантехника, и носильщика в гостинице выполняют 2 молодых парня — оба греки, с православными крестами на шеях. Скорее всего, вероисповедание очень мало влияет на работоспособность и предприимчивость человека.
Я пишу об этом только потому, что, на мой взгляд, все почвеннические и либеральные спекуляции — и со знаком плюс, и со знаком минус — мешают взглянуть правде в глаза. Наша беда не в так называемой архаичности православия, а в том, что мы, скорее всего, не сформировались как полноценная нация. У нас до сих пор нет национальной элиты, нет развитого чувства национального достоинства и чувства ответственности за свою историю, за то, как мы выглядим и что делаем. Я понимаю тех (речь идет прежде всего о новых русских либералах), кто жестко напирает на несовместимость православия с демократией и рынком. Они преследуют чисто политические цели. Речь идет об аргументах, необходимых для подтверждения тезиса, что православная Россия сама по себе не в состоянии провести модернизацию. Речь идет об обосновании идеи ограниченного суверенитета. Но я не понимаю, почему политики, называющие себя патриотами, делают акцент на исключительности и уникальности нашего так называемого православного сознания, на том, что русские не приспособлены ни к свободе, ни к предпринимательству, ни к жизни по праву. Зачем эти люди пытаются представить нас в качестве изгоев современной цивилизации?