Русская линия
Washington ProFile10.12.2003 

Старая религия под новым соусом (черный ислам в Америке)

Черные мусульмане в Америке появились еще в начале 17 века, когда рабов-мусульман привозили в Америку из Африки. Однако в начале ХХ века «черный» Ислам приобрел новые качества — в это время возник черный национализм, и Ислам стал понемногу занимать позиции альтернативной религии по отношению к традиционному христианству.

Идеологи распространения Ислама среди черной общины США заявляли, что они лишь выступают за возврат к корням, поскольку многие их предки-мусульмане вынуждены были принимать христианство под нажимом белых рабовладельцев.

В 1913 году была создана первая «черная» мечеть — Муришский Научный Храм в штате Нью-Джерси: она стала центром миссионерской деятельности, а также пропаганды черного национализма. Эту идеологию подхватило созданное в 1931 году движение «Нация Ислама"Nation of Islam, известная также под названием «Черные Мусульмане"Black Muslims. Первые три десятилетия существования это движение было достаточно маломощным и маловлиятельным. Ситуация кардинально изменилась в начале 1960-х годов, когда в США набрало силу движение за отмену сегрегационных законов, которым руководил священник Мартин Лютер КингMartin Luther King. Чернокожие американцы добились отмены расистких законов, действуя ненасильственными методами. Впрочем, движение за равноправие сопровождалось волнениями в черных гетто, некоторые из которых переросли в бунты (так, например, было в Детройте в 1967 году). Идеология неформальных лидеров волнений была крайне близка к идеям, которые пропагандировала «Нация Ислама».

«Нация Ислама» в 1960-е годы стала влиятельной и мощной организаций, однако тогда наметился раскол между чернокожими исламскими националистами и приверженцами более ортодоксальной формы суннитской ветви ислама. Одним из самых знаменитых лидеров афроамериканских мусульман был Мальколм ЭксMalcolm X, сменивший христианское имя на мусульманское Эль-Хаджи Малик Эль-Шабазз, блестящий оратор и великолепный организатор, выступления которого были насыщены воинственной риторикой — он выступал за возвращение достоинства черной расы и требовал наказания белой расы, виновной в многовековом угнетении черных. В начале своей деятельности он выступал как представитель «Нации Ислама». В 1965 году, однако, он намеревался покинуть эту организацию и присоединиться к движению ортодоксальных суннитов. Однако этого не произошло: он был убит своими же братьями-мусульманами, посчитавшими его изменником. После своей смерти и особенно после посмертного издания мемуаров «Автобиография Малколма Экса"Autobiography of Malcolm X, он стал одним из героев афроамериканской молодежи.

Другим известным членом движения «черных мусульман» был Кассиус Клей-младшийCassius Marcellus Clay Jr., который после присоединения к «Нации Ислама» стал известен как Мухаммед АлиMuhammad Ali. Али поныне считается одним из величайших боксеров-тяжеловесов. Кроме этого, после присоединения к «Нации Ислама» Али стал известен как пламенный оратор. В 2001 году вышел фильм о боксере «Али"Ali, где главную роль сыграл Уилл СмитWill Smith (широко известен по фильмам «Люди в Черном"Man in Black 1 и 2. Смит во всех интервью говорил о своем герое Мухаммеде Али с таким восхищением, что появились слухи, что он тоже принял Ислам.

В 1975 году, после смерти своего лидера Элия МухаммадаElijah Muhammad, «Нация Ислама» раскололась. Сын Мухаммада возглавляет течение приверженцев ортодоксального суннизма, чья популярность все более растет. А «Нация Ислама» сохранила свое влияние, но все больше воспринимается как маргинальная группировка с экстремистской риторикой. Ее лидером стал Луис ФарраханLuis Farrakhan, которого до террористических атак 11 сентября 2001 года большинство американцев считали самым известным мусульманином мира.

В 1990-е годы растущее влияние афроамериканских мусульман признали политические круги США. В 1990 году состоялась первая конференция солидарности «Мусульмане Против Апартеида», в поддержку борьбы чернокожего большинства ЮАР. В 1991 году церемония традиционного чтения молитвы в Палате Представителей Конгресса СШАHouse of Representative была дополнена мусульманской молитвой.
«Washington ProFile», 5 декабря 2003 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика