Русская линия
Lenta.ru Николай Дзись-Войнаровский27.11.2003 

Православные всех стран, соединяйтесь!

17−25 ноября 2003 года прошел первый официальный визит делегации Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) в Москву. Иерархи Русской православной церкви (РПЦ) и РПЦЗ обсуждали «возможность сближения» на фоне очередного обострения отношений между РПЦ и Римско-католической церковью. Межконфессиональные отношения за две тысячи лет существования христианства настолько запутались, что в них ангел ногу сломит.

Расколы на Западе

Первый большой раскол в христианском мире произошел в 1054 году — церковь разделилась на западную и восточную. Формальным поводом явились теологические разногласия, однако противоречия между двумя ветвями религии начались еще IV веке — в момент распада некогда единой Римской империи на Западную и Восточную. Сейчас наследникми тех давних событий являются Римско-католическая церковь (единая иерархическая структура, управляемая Папой Римским — наместником Бога на земле) и Православная церковь (объединяющая 15 автокефальных, то есть наделенных правом самостоятельно выбирать своего главу, церквей). На бытовом уровне католика от православного отличить довольно просто: первый крестится слева направо, а второй справа налево. Для католицизма также характерно приспособление религиозной жизни к современным условиям (реабилитация Галилея, проповеди по SMS и т. п.), а для православия — незыблемость догматов как по форме, так и по содержанию. Конечно, существуют другие важные различия и в мироощущении, и в обрядах, и в догматах, но в рамках данного текста мы сосредоточимся на политических разногласиях.

К XVI веку в католическом мире назрел кризис. Крестовые походы показали безуспешность насаждения христианства силой, а инквизиция и продажа индульгенций (отпущение грехов за деньги) показали, что определенные положения религии изжили себя. XVI—XVII вв.ека — это эпоха Реформации, в результате которой в западном мире наряду с католицизмом возник протестантизм. Социолог Макс Вебер объяснял бурное развитие капитализма в новое время именно тем, что оно получило нравственную основу в виде протестантской этики. Это течение отличается гораздо меньшим влиянием церкви и священнослужителей на мирские дела. В дальнейшем протестанты разбились на множество ветвей — англиканская церковь, баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны и другие. Наиболее распространена эта религия в США, скандинавских странах, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Католицизм сохранил свое влияние в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах.

Расколы на Востоке

Во второй половине XVII века в России часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона, в результате которой двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением (как у католиков) заменялось троеперстным, двойное возглашение «аллилуйя» — тройным, хождение «по солнцу» вокруг крещальной купели — хождением против солнца, написание имени Исус — на Иисус. Смысл реформы был политическим. Новый обряд становился таким же, как на Украине и в Сербии, и таким образом Россия получала мощный инструмент духовного влияния на эти страны. Раскольники-старообрядцы, не признавшие реформу, подверглись преследованиям, были преданы анафеме и в 1685 году указом царевны Софьи объявлены вне закона. Анафема была снята только в 1971 году. Сейчас старообрядцы малочисленны, практически не имеют политического и общественного влияния. Многие общины живут уединенно, в глухой местности, в том числе за рубежом (например, в Африке, Южной Америке), не признают современной техники и средств связи. Некоторые из старообрядческих общин подчиняются Московской патриархии РПЦ.

После революции 1917 года и последовавшей за ней массовой эмиграцией была образована Российская православная церковь за границей. РПЦЗ обвиняла РПЦ в сотрудничестве с «бесовской» советской властью, требовала канонизации царской семьи. Сегодня у РПЦЗ есть духовная миссия в Иерусалиме, епархии в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Западной Европе, Южной Америке, на Украине и даже в России.

РПЦ объединяет 15 автокефальных церквей — Константинопольскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Русскую, Грузинскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Кипрскую, Греческую, Албанскую, Польскую, Чехословацкую и Американскую православную церкви. Они сами выбирают себе руководителей, признают друг друга, а Вселенский патриарх Константинопольский имеет статус первого среди равных. Есть еще четыре автономные церкви — Синайская, Финляндская, Критская и Японская — в статусе самоуправляющихся, но с назначаемыми руководителями. На территории Украины, кроме православной церкви, подчиненной Москве, действует Украинская автокефальная православная церковь, созданная в 1918 году, при Советах ушедшая в подполье и воссозданная после распада СССР. Она не признана другими автокефальными православными церквами. Там же существует Греко-католическая церковь — сохраняющая православный обряд, но подчиненная Папе Римскому.

Текущая ситуация

На территории РФ есть католические приходы. Католицизму исторически присуща миссионерская деятельность, что вызывает резкое осуждение РПЦ. Еще в 1996 году обсуждалась возможность встречи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II, которая до сих пор не состоялась. РПЦ настаивает, чтобы в итоговый документ встречи были внесены два пункта — осуждение прозелитизма и униатства. Прозелитизм — это миссионерская деятельность на канонической территории другой конфессии. Униатство — союз (уния) различных христианских церквей с Римско-католической церковью на условиях признания главенства Папы Римского и католической догматики при сохранении традиционной обрядности. Естественно, что миссионерство, а тем более подчинение Риму, неприемлемы для РПЦ с политической точки зрения. РПЦ вообще довольно пристально следит за тем, чтобы никто не покушался на ее монопольное положение на российском «рынке душ». В частности, она активно борется с сектами, причем в список сектантских сообществ, кроме тоталитарных сект и исламских экстремистов, попали считающиеся вполне легальными в остальном мире адвентисты и мормоны, известный психологический клуб «Синтон», «Гербалайф» и «культ Карлоса Кастанеды».

Кому выгодно?

Чем вызвано наметившееся в последнее время сближение РПЦ и РПЦЗ? Почему разговоры о слиянии этих организаций никогда не прекращались, в то время как о преодолении старообрядческого раскола никто даже не вспоминает? Подоплека проста. Численность старообрядцев составляет 2 миллиона человек, и они не представляют серьезной общественной и экономической силы. Православных же за рубежом — около 10 миллионов. Среди них — дворяне, потомки эмигрантов первой волны, обладающие капиталами и связями на Западе. Причем слово этих людей, чьи предки сыграли огромную роль в истории нашей страны, имело бы вес и в России. Есть среди зарубежных православных эмигранты 1970-х и 1990-х годов. Они — носители капиталов и связей, потенциальные инвесторы. Для нынешнего руководства РФ было бы крайне желательно получить инструмент влияния на этих людей. Кстати, раскулачивание олигархов и ставка на ВПК, проводимые нынешним руководством России, здорово напоминают внедрение капитализма в КНР Цзян Цземинем. Одна из черт китайской модели — активное привлечение диаспоры к экономическому возрождению страны.

Какова выгода РПЦЗ? Она переживает упадок. Нетерпимые к советскому режиму представители эмиграции первой волны почти все умерли или ассимилировались. Новые эмигранты не столь принципиальны и вполне могут стать прихожанами храмов, подчиняющихся автокефальным церквам. На протяжении своей истории РПЦЗ запятнала себя, например, сотрудничеством с «боголюбивым вождем германской нации Адольфом Гитлером». Богоборческая власть большевиков уже свергнута, а царская семья канонизирована Русской православной церковью. В 2001 году непримиримого 92-летнего митрополита Виталия на посту главы РПЦЗ сменил более молодой и склонный к компромиссу митрополит Лавр. Тогда и начались разговоры о сближении церквей.

В ноябрьской встрече 2003 года приняли участие: со стороны РПЦЗ — архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Сиднейский и Автралийско-Новозеландский Илларион, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, а со стороны РПЦ — председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Стороны всячески подчеркивали стремление соединиться. Делегация РПЦЗ передала Алексию II приветствие первоиерарха Лавра, медаль Зарубежной церкви, выпущенную к тысячелетию крещения Руси, и икону святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чьи нетленные мощи покоятся в кафедральном соборе в Сан-Франциско. Представители РПЦЗ побывали в Сретенском и Донском монастырях, где верующие просили у владык архипастырского благословения, целуя им руки, что в православном понимании является актом церковного единства. В день встречи приход Богоявленского храма в Бостоне (одного из крупнейших за рубежом) обратился к первоиерарху Лавру с просьбой о скорейшем воссоединении с Русской православной церковью. Иерархи РПЦЗ попросили прощения у Алексия II за все резкие высказывания в адрес «Матери-Церкви», которые имели место в последние десятилетия. Итоги встречи обнадеживают. В декабре этого года в США состоится архиерейский собор РПЦЗ, который обсудит перспективы объединения с Московским патриархатом. В начале 2004 года первоиерарх РПЦЗ митрополита Лавр приедет в Москву. В октябре 2004 года в нашей столице пройдет архиерейский собор Московского патриархата, участники которого обсудят вопрос о восстановлении общения с РПЦЗ. Тем временем церковным комиссиям предстоит решать проблемы, мешающие объединению, в частности, существование параллельных приходов Русской зарубежной церкви на канонической территории Московского патриархата.
С другой стороны, вряд ли стоит ожидать скорого слияни. С властью никто легко и быстро не расстается, даже если эта власть — духовная. В РПЦЗ все еще осталась сильная антироссийская фракция. Архиепископ Берлинский и Германский Марк сказал: «Я думаю, что перспектива воссоединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом вполне реальна, но в каких временных рамках она будет развиваться — это трудно сказать. Очень многое будет зависеть от тех событий, которые произойдут на этой неделе и в ближайшие месяцы». Сам патриарх Алексий подвел итог переговоров в следующих словах: «Путь сближения начат, но он не такой простой, и потребует времени».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика