Русская линия
Комсомольская правда Александр Ципко19.11.2003 

В России нет «еврейского» капитала"

Разговор об опасности этнизации дела «ЮКОСа» необходим прежде всего для обеспечения юридической чистоты и объективности предстоящего процесса
Для начала — цитата из «Вашингтон пост»: «Для тех, кто еще не обновил свое знание русского языка, поясним: „олигархи“ — это термин для обозначения „богатых евреев“, которые нажили свои состояния в эпоху массовых приватизаций советского имущества в начале 1990-х. Быть успешным евреем в исторически антисемитской России — хуже не придумаешь. После избрания Путина в 2000 году все лица, арестованные за финансовые преступления, оказывались евреями. Выражаясь в финансовых терминах, мы являемся свидетелями крупнейшей незаконной экспроприации еврейской собственности в Европе с 1930-х годов, когда за этим стояли нацисты».

«Дело Бейлиса»: параллели неуместны
Как видим, попытки этнизации дела Ходорковского, превращения его в дело Дрейфуса или в дело Бейлиса продолжаются. Вслед за американской прессой к процессу подключились и некоторые российские СМИ, и просто критики нынешней власти — как, к примеру, Александр Асмолов, выступивший с резкими заявлениями в защиту «еврейского капитала» на недавнем заседании клуба «Открытый форум».

Несмотря на то, что президент Российских еврейских общин Евгений Сатановский поддержал мои публикации в газете «Россiя» на эту тему, заявив, что у нас в Российской Федерации существует только и исключительно российский капитал, спекуляции продолжаются. И хотя в России о заключенных не принято говорить ничего плохого, все же надо признать, что эту стратегическую ошибку, т. е. политику привязывания и своего состояния, и своей компании к партикулярным интересам еврейской нации, начал сам Ходорковский. Если бы он был осмотрительнее и действительно хотел стать русским политиком, то ему следовало бы тратить миллионы не на подкормку «либерально настроенной общественности» в США и в России, а на строительство сельских школ и больниц где-нибудь в российской глубинке. Но вместо этого он с Соросом и с «Открытой Россией» мечтал переделать русского человека и русское сознание.

В результате, как выяснилось, в «Матросской тишине» оказался не просто бывший комсомольский работник, не просто российский олигарх, а владелец «еврейского капитала». Сам Ходорковский передал пакет акций «ЮКОСа» на сумму 12 млрд. долларов под попечительство президента Института исследования еврейской политики в Великобритании лорда Ротшильда.

Теперь для нас, не посвященных в дела «ЮКОСа», становится понятно, почему зам Ходорковского Леонид Невзлин стал в свое время, до бегства в Израиль, президентом Российского еврейского конгресса. Скорее всего, Ходорковский сознательно, задолго до ареста превращал свой российский бизнес в еврейский бизнес, надеясь таким образом укрепить его защищенность. Правда, непонятно, как он намеревался совместить свое личное, открытое врастание в еврейский мир с претензиями на политическое лидерство в многонациональной, по преимуществу русской России.

Обычно русские евреи, которые претендовали на ведущие роли в русской политике и которые многого достигли на пути к вершинам власти, вели себя прямо противоположным образом. Они преодолевали изначальную расщепленность еврейского сознания, изначальное, историческое двойное гражданство еврея за счет жесткой государственнической, патриотической позиции. И тогда появлялись крупные политики России.

Ходорковскому, как несомненно умному человеку, следовало бы понимать, что мудрость скорее состоит в другом: без крайней нужды не лезть в мышеловку двойного гражданства. Неслучайно мудрые евреи чаще всего становились большими патриотами и государственниками, чем сами русские.

Гусинский был более искренен
Кстати, теперь видно, что Владимир Гусинский, который тоже с самого начала связал свою жизненную активность со всемирным еврейством был куда более искренен в своих намерениях и действиях. Он по крайней мере не претендовал на политические роли в России, не пытался совместить президентство в Российском еврейском конгрессе с борьбой за пост президента России. Он открыто, через свое НТВ, заявлял о приверженности интересам своей нации. Хотя то обстоятельство, что он связал защиту свободы слова с защитой своего национального капитала, объективно нанесло ущерб демократизации всей России. Нельзя ни реформы, ни демократию превращать в партикулярное этническое дело в многонациональной стране.

Всемирная еврейская община, ввязавшись в открытую защиту Ходорковского как представителя еврейской нации, несомненно достойного представителя своего народа, все же должна считаться со всеми негативными последствиями этнизации, точнее, евреизации его дела. С негативными последствиями не только для авторитета молодого русского бизнеса, но и для евреев-коммерсантов в России.

Во-первых, она должна считаться с тем, что в России капитал Ходорковского не воспринимается и никогда не будет восприниматься как еврейский капитал, как капитал, за которым стоит труд и старания его еврейских предков. Остатки настоящего еврейского капитала сгорели в пожаре Октябрьской революции. Есть существенная разница между национальным еврейским капиталом Ротшильдов и Рокфеллеров и капиталом Ходорковского, который возник благодаря «хапку», благодаря хаосу и коррупции в госаппарате. В посткоммунистической стране, где еще 10 — 20 лет назад было все общее, не может быть национального капитала в строгом смысле этого слова. На мой взгляд, попытки трактовать капиталы наших нефтяных олигархов как еврейский капитал наносят урон авторитету еврейского капитала в подлинном смысле этого слова.

Всемирная еврейская община должна учитывать, что и состояние Михаила Ходорковского, и состояние Романа Абрамовича, созданные за счет по сути бесплатной передачи национальных ресурсов, т. е. нефти, в частные руки, воспринимается в России подавляющим большинством населения как «ворованная», «неправедная» собственность.

О некоторых задачах всемирного еврейства
Нельзя не видеть, что цивилизованный бизнес и в Европе, и в США весьма негативно относится к состояниям наших олигархов. Потому совсем не случайно ни Берлускони, ни Ширак, ни Буш-младший не выступили против самого факта возбуждения уголовного дела против Ходорковского. В цивилизованной Европе с недоверием относятся к людям, которые за несколько лет на пустом месте делают миллиардные состояния. Так что со всех точек зрения невыгодно защищать капитал Ходорковского как «еврейский». Задача всемирного еврейства состоит только в том, чтобы обеспечить Михаилу Ходорковскому объективность и юридическую корректность.

Во-вторых, этнизация, евреизация дела Ходорковского может подвести население России к мысли, что созданная Гайдаром и Чубайсом система была нацелена прежде всего на превращение национального достояния, и прежде всего залежей нефти, в еврейский капитал. Таким образом, возникает основание говорить, что борьба за т. н. гражданские права в России, борьба с т. н. политическим государством на самом деле является борьбой за безопасность еврейского капитала, за сохранность капиталов, нажитых во время ваучерной приватизации. Нет никакого смысла самим евреям будировать у населения антиеврейские настроения. К счастью, в России вопреки домыслам меньше всего развиты антисемитские настроения.

Вся эта всемирная кампания в защиту еврейского капитала Ходорковского может привести к окончательному подрыву и без того низкого авторитета рыночных реформ. Вряд ли кто в России рискнет помянуть добрым словом реформы, которые дали возможность передавать национальное достояние огромной страны в руки Института исследования еврейской политики.
Этнизация дела Ходорковского неизбежно приведет к усилению напряженности между национальными капиталами в России. Этнизация, евреизация дела Ходорковского на самом деле становится главным препятствием на пути консолидации российского общества на демократических ценностях. Разговоры о «еврейском», «русском» или «мусульманском» капиталах могут окончательно подорвать доверие к частной собственности у населения. Тем более в условиях, когда в роли отверженных, ограбленных оказывается прежде всего русское население, представители государственно-образующего этноса.

Защитники т. н. еврейского капитала в России не должны забывать, что сказочные состояния, в т. ч. состояние Ходорковского, возникли не только в нищей стране, но и как результат обнищания подавляющей части населения. Миллиардное состояние Ходорковского соседствует с нищетой пенсионеров, с нищетой двадцати миллионов русских, оказавшихся в XV веке и живущих за счет натурального хозяйства.

И последнее. Всемирная еврейская община должна понимать, что после всего, что произошло, после превращения по ее инициативе дела Ходорковского в дело «еврейского капитала» она сама связала руки Путину и лишила его возможности как-то влиять на грядущее судебное разбирательство. До тех пор, пока дело Ходорковского было только делом успешного российского предпринимателя, взращенного неправедной приватизацией, Путин был вправе в интересах политической стабильности, укрепления союза власти и бизнеса содействовать поиску компромисса.

Но теперь, когда Ходорковский стал олицетворением интересов еврейской общины, когда его капитал превратился в «еврейский капитал», Путин как лидер многонациональной страны просто не имеет права выходить из поля законности, жертвовать интересами благосостояния страны и экономической безопасности во имя частных интересов одной, не самой многочисленной национальности.

Безопасность капиталистов-евреев не должна достигаться за счет ущемления интересов подавляющей части населения. Иначе Путин рискует оказаться в моральной и политической изоляции. Россия — не антисемитская страна. Но все же с имиджем защитника иностранного — «еврейского» — капитала ему будет трудно усидеть в кресле президента. Вот почему со всех точек зрения важно уйти от национальных страстей в сферу права, здравого смысла.

Я надеюсь, что если дело Ходорковского останется в зоне экономических преступлений, то он в конце концов избежит тюремного заключения. Было бы несправедливо, если бы он отдувался за преступления и абсурды всей нашей приватизации.

Но убежден, что мы не станем нормальной страной, пока не превратим наш нынешний, частный сырьевой капитал в государственный сырьевой капитал. Так будет меньше соблазна для «хапка», для захвата в частные руки национального достояния и вывоза его за рубеж, и исчезнет почва как для националистических и антисемитских страстей, так и для бунтарских настроений.

На мой взгляд, в переходе добычи и экспорта нефти в государственные руки у нас в России должны быть заинтересованы прежде всего предприниматели еврейского происхождения. Я не верю в созидательные возможности Романа Абрамовича. Но убежден, что и Ходорковский, и видные деятели его команды, если они действительно патриоты России, могли бы много сделать для создания в России эффективной и прозрачной Российской государственной нефтяной компании.

А В ЭТО ВРЕМЯ
БАБ обвинил власти Швейцарии в антисемитизме
«Решение швейцарских властей начать расследование моей деятельности является актом антисемитизма», — заявил опальный олигарх, получивший политическое убежище в Великобритании.
По его убеждению, власти Швейцарии пытаются скрыть в своих банках преступления нацистов. «Я думаю, это продолжение той же игры. Я не верю в то, что это независимое решение прокурора. У меня есть непосредственные доказательства того, что прокурор получил ложную информацию из России и сотрудничает с Россией, зная о фальсификации», — заявил БАБ в интервью АП.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика