Православие.Ru | 12.11.2003 |
Мы познакомились на Кипре, и владыка позвал в Грузию: «Приезжай, мы тебя так встретим, что уезжать не захочется». Предпразднство Успения. Архиепископская резиденция в Хони. Моя первоначальная, глубокая растерянность быстро сменилась желанием остаться навсегда. Почему? Здесь все пронизано той любовью, о которой говорил евангелист Иоанн и радостью, о которой писал старец Емилиан.
— Владыка, почему вы стали монахом?
— Раньше начинал думать, строить планы, вот будет у меня дом, семья, машина, большой дом, хорошая машина, но сердце всегда просило чего-то другого. И когда я узнал о Православии, то сразу понял, чего оно просило. А узнал на последнем курсе Государственного политехнического института, где я учился на инженерно-строительном факультете. Наш курс отправили на реставрационные работы в древний монастырь Сафара. Там нас встретил отец Сергий (сейчас митрополит Некресский).
Один раз он пришел, мы жили в лесу неподалеку от монастыря, и стал рассказывать о монашестве: «Вечером я жду вас на службе». Мы пришли. И остались. Мой друг владыка Феодор (сейчас архиепископ Ахалхицский) и я. Дипломы из института так и не забрали. Дома переживали, но моя мама сказала слова, которые я до сих пор помню и люблю ее за это: «Я всегда хотела, чтобы ты был счастлив. Если твое счастье там, иди».
В монахи владыка был пострижен в монастыре Сафара Ахалцихской епархии в 1989 году (в 23 года). В 1991 году он стал иеродиаконом, в 1992 — иеромонахом, а в 1994 назначен игуменом монастыря Тимотесубани Борджомской епархии.
— Монастырь — это жертва. В Евангелии написано: «иже слышат слово, и приемлют, и плодствуют — на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4). «На сто» — это про монахов. Монах жертвует Богу всю свою жизнь «на сто». Правда и в монастыре встречаются свиньи, и в миру бывают ангелы.
С 4 ноября 1996 г., по решению Священного Синода и Святейшего и Блаженнейшего Илии II, Католикоса-Патриарха всей Грузии, состоялось поставление игумена Саввы в епископы. Епископ Савва возглавил Хонскую епархию Грузинской Православной Церкви в западной Грузии. Хонская архиепископия была основана после разделения Имеретии на несколько небольших епархий царем Багратом III в XVI в. Упразднена в соответствии с решением российского экзарха в Грузии 26 ноября 1821 г. Сто семьдесят шесть лет кафедра в Хони пустовала.
— Когда мне Патриарх предложил стать епископом, я даже не представлял, какой это тяжелый крест. Я отказывался, но то, что меня все же убедило: очень хотелось помочь людям. Когда мы пришли в Хони, здесь не было ничего. Шестьсот грузовиков мусора вывезли, а сколько еще сами вынесли на руках! Никто не мог поверить, что хоть что-то получится, смеялись над нами. Была асфальтированная площадка для волейбола — привезли землю, и сад насадили.
Сейчас нельзя поверить в обратное — что когда-то здесь была «мерзость запустения». Приходящий в обитель встречает идеальный порядок, уют, новая церковь и келлейный корпус, а вокруг — дивный сад. В резиденции находится женская обитель св. Саввы Освященного. В ней подвизаются четыре монахини и семь послушниц.
— За два года владыка все отремонтировал. Всегда, стоит ему только что-то захотеть, он сделает. Сам и крышу кроет, и камни таскает, и проектирует, все сам. Только за последние несколько месяцев по его молитвам и благословению построены и освящены храмы св. Саввы Освященного в резиденции, св. Георгия в Ианетии, Пресвятой Богородицы в Баши. Когда пришел владыка, во всей епархии действовали всего восемь церквей. Сейчас около тридцати, и еще несколько строится. Открылись женские монастыри прп. Саввы Освященного в Хони, св. равноап. Нины в Матходже, св. ап. Андрея Первозванного в Самтредии, мужской монастырь Вознесения Господня в Удзлоури. Возобновили свое действие православная Казбегская школа, колледж имени Нико Николадзе в селе Диди Джихаиши и другие.
— До Владыки всего несколько человек в хонскую церковь на службы приходили, сейчас яблоку негде упасть, во время Великого поста в церковь не войдешь. Владыка говорит, что не бывает веры только в душе, а тот, кто так рассуждает, в Бога не верит вовсе.
В Хони не встретишь человека, который не любил бы своего Владыку. Почему? Наверное, потому, что он любит их, причем каждого. «Зорко одно лишь сердце, главного глазами не увидишь». Это редкое качество — чуткое, зоркое сердце, которое всегда все замечает само, а потом старается позаботиться, помочь, приласкать, есть у Владыки. Спрашиваю матушек про Владыку:
— Он неподкупно честный человек, очень любит Бога и ближнего, простой и трогательный как ребенок. Один раз приехал Святейший Патриарх Илия. Смотрит, владыка со сломанной рукой, в гипсе. Спрашивает: «Владыка, вы почему в гипсе?» — «Ваше Святейшество, дети пришли, и я полез на дерево, чтобы достать им черешни и упал». Это наш владыка.
— Он выкладывается до конца, пока не завершит дело. Спит очень мало, обо всем переживает, ночью выйдет в сад и сидит все думает, что еще можно сделать. Большой аскет, очень много молится. До того, как стать монахом, жил в Сафаре в пещере.
Сам же владыка о себе отзывается иначе:
— Очень много мы грешим, Бога не слушаем. Я сам не живу по-монашески.
Еще несколько слов о епархии, которой управляет владыка. Вероятно, сам город так назван не случайно. В малоазийских Хонех произошло великое чудо, сотворенное архангелом Михаилом. В Хонех грузинских чудо живет всегда.
Точная дата основания города Хони неизвестна. Историк А. Муравьев предлагает VI в., П. Иоселиани — 812 г., Ш. Месхи связывает основание Хони с временем его обращения в крупный религиозный центр в XV—XVI вв.
Славятся Хони своим кафедральным собором св. Георгия. В прошлом это одна из самых больших церквей Грузии. Впервые ее настенные надписи были расшифрованы французским востоковедом Мари Броссе. Он выдвинул гипотезу, что церковь построили в XII в., в правление царицы Тамары. Позднее, после их прочтения ученым Ефимием Такаишвили и профессором Дмитрием Бакрадзе постройку церкви относят к XI в.
Кафедральный собор св. Георгия в Хони расписывался дважды. В раннем слое фресок превалирует более радостный колорит, хотя довольно трудно различить изображенные на них сюжеты, потому что они закрыты штукатуркой и более поздними росписями.
Позднейший слой фресок относится к второй половине XVII в. К сожалению, большая часть из них разрушена в 1862—1884 гг., во время перестройки церкви в трехнефную базилику. В конхе апсиды изображены Богородица, Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил, молящиеся за весь мир ко Спасителю.
Другой исторической достопримечательностью епархии является село Горди, известное с позднего Средневековья. Там располагалась резиденция мегрельских князей Дадиани.
Гордийский дворец отличался своим гостеприимством. На его памяти визиты русских императоров и князей, многих известных европейцев. Русский император Александр II передал в дар селу железный мост, прослуживший вплоть до 1985 г.
В XX в., после кончины последнего из Дадиани, резиденция в Горди осталась без владельца. Она была разграблена и разорена большевиками. Главная святыня резиденции — икона Влахернской Богоматери сохранилась. Ее с великими почестями перенесли в Зугдиди в 1923 г.
В Хонской епархии есть две святыни: колено св. Георгия в храме св. Георгия в Ганири и древняя чудотворная и мироточивая икона «Достойно есть» в монастыре св. Нины в Матходжи.
— Владыко, что такое духовная жизнь?
— Это просто. Читать Евангелие и жить по заповедям. Все.
Обычно владыка говорит мало, еще меньше о себе. О нем рассказывают его дела, зная о которых, Господь 14 сентября 2003 года возвел его в архиепископское достоинство. А еще раньше за большую преданность Ему наградил даром светлой и теплой любви к людям, согревающей и просвещающей всех.
С архиепископом Саввой беседовала Александра Никифорова