Русское Воскресение | Валерий Ганичев | 10.11.2003 |
В Иркутске две недели проходил праздник песни, русского слова, фестиваль народного творчества, круглый стол литературы и критики, смотр драматургических спектаклей, выставки художников и мастеров ремесла, объединенных единой идеей духовного служения Отечеству.
Праздник, носящий название «Сияние России», был задуман и проведен десять лет назад как ответ на препохабие разрушительного потока унижения, оскорбления России и русского человека, несущегося со страниц газет и журналов, низвергающегося с экранов телевизоров, с трибун политиков, из зарубежных барских покоев.
Разгромив СССР, Россию списывали со счетов, выводили из истории, из культуры, лишали будущего. Мы, в Союзе писателей России, вместе с израненными душой многими деятелями культуры решили дать бой зловещей силе Зла, обосновывающей уничтожение советской империи и предвкушающей полное разрушение России. А им для этого надо было демонизировать, лишить ее внятного и высокого прошлого, обеспечить грязное и бездуховное настоящее. Только напряжение всех ответственных гражданских, общественных сил, только Высокая Вера могли духовно, а значит и державно спасти Отечество. Тогда и родился Всемирный Русский Народный Собор как центр, как трибуна, как форум, где прозвучали голос, чаяния русского человека, где, не боясь обвинений в шовинизме, заявили: «Мы русские, и у нас есть право заботиться и защищать свою Родину».
В это же время в разных местах России стали проходить праздники русской культуры. В них участвовали многие деятели культуры, писатели, особое неравнодушие проявил наш соотечественник из Австралии, певец Александр Шахматов (кстати, сейчас уже навсегда вернувшийся на родину).
Начались праздники этого противостояния в Омске, проходили в Оренбурге, но наибольший размах и устойчивость они приобрели в Иркутске. Приобрели потому, что с самого начала мэр (а затем губернатор области) Борис Александрович Говорин, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, писатель Валентин Григорьевич Распутин соединили воедино духовность и культуру. Праздники, 10-ый раз уже проводимые в Иркутске, стали называться Днями русской духовности и культуры с общим названием «Сияние России». И действительно, дух России, русский дух сиял в эти дни как многоцветное полярное сияние над Иркутском.
Духовность и культура
И, наверное, самое важное и значимое в исторической перспективе то, что в Иркутске уже десять лет соединена духовность и культура. В первую очередь это важно для культуры, ибо то, что себя тщит выдать за таковую, не расположившись на духовной основе, не пронизавшись токами Веры, такой, конечно, не является. Особенно это касается русской культуры, ибо церковное пение, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Мусоргский и Андрей Рублев, Георгий Свиридов и Менделеев, Иван Ильин, Шмелев и есть таковые ее представители. Все, что вне основ православия, это упражнения, игры вокруг слова, образа, мелодии, не соединенные в единую высокую гармонию. Все это шоу-тусовки, кабацкие стриптизные развлечения, одним словом, представления «культурной революции». Или иной там культуры, не русской, не отечественной. Недаром праздник начинается крестным ходом и боем колоколов.
Величественный и слегка флегматичный Владыка Вадим, прошествовайший во главе процессии, читал молитву на возвышенном помосте у храма. А затем сказал страстную и глубокую проповедь об этом неповторимом и уже традиционном празднике.
«В первый год, — сказал он, — пытались разорвать эти понятия. Зачем, „духовность“, оставьте одну культуру». Удалось отстоять. Затем, как и прошлые р-р-революционные лукавцы, стали говорить, зачем «русской», мы же многонациональная страна. Как будто русские выступали когда-нибудь против культуры своих народов-собратьев, живущих в России. Нынче термин «Россия — многонациональное государство» чаще всего обозначает, что это не русское государство, не государство для русских, а страна проходная для всех, кроме русских. «Россия для русских» — это уже фашизм, а «Америка для американцев» — это уже цивилизация. Странная логика.
Иркутская область, как и многие области России, наращивает свой духовный потенциал. Возрождаются и строятся новые храмы, горят в них тысячи свечей, возносятся верующими к небу молитвы. На мой вопрос о том, как утверждается духовность в области, губернатор Б.А. Говорин ответил: «Во время первых дней „Сияния России“ в городе был один храм, сейчас — десять»!
Да, духовное поле в Иркутске все больше насыщается. Но ведь и глубинный исток — особый. Однажды, выбрав время между выступлениями, мы приехали в женский монастырь, где покоятся мощи Иннокентия Иркутского. У входа в монастырь — нищие с опухшими от выпитого лицами и юные попрошайки. Может и не стоило давать милостыню, но мы подаем. И как иначе? В храме молимся, ставим свечи и вдруг — чудо, заходит батюшка, что был на крестном ходе вчера, узнает нас, куда-то скрывается и потом приходит и открывает нам мощевицу Иннокентия. «Благодать невиданная», — шепчет прикладывающаяся вместе с нами прихожанка, — ведь раз в год открывают". Да, благодать! На следующий день Саша Лаптев, иркутский писатель, говорит мне: «Знаете, это для меня самое большое впечатление и событие дней. На всю жизнь!» Благодать. Так под сенью святого Иннокентия Иркутского и проходят эти дни.
Но не все благостно. В школы православную культуру не пускают. Этот предмет еще не пришел к ученикам Иркутской области. Высшие чиновники ждут указаний, а телевизионные растлители, уличные громилы, коммерческие порнографы указаний не ждут. Пей, колись, иди в расход подросток, падай в пропасть. Не пускают дни русской духовности и культуры, например, и в Государственный университет. Там ближе «общечеловеческие», то бишь, американские ценности. Но все равно Иркутск десятилетней и нынешней поры — это большая разница, это уже Россия.
Нить истории. Александр III
Умелые манипуляции открытых и скрытых врагов России периодически разрывали историю страны на несоединенные куски, чтобы легче, обоснованнее потом было присоединять к себе то Прибалтику, то Южную Русь, то Северный Кавказ, не считаясь с тем, что более тысячи лет там жили и созидали русские (в Тьмутаракани). Особо постарались «пламенные» инородные революционеры, признав всю дореволюционную историю России несостоятельной, грязной, достойной лишь порицания и отрицания. А коль так, то ее образцы следует уничтожить, убрать, забыть. Взрывается храм Христа Спасителя в Москве, сносится памятник освободительнице и украсительнице Новороссии и Кубани Екатерине II (да и сам Екатеринодар как бы исчезает, превратившись в Краснодар), в Иркутске же низвергается с пьедестала Александр III.
Жертвами Великой Отечественной войны, когда Верховный Главнокомандующий в самую страшную минуту обратился к прошлому, к мужественным предшественникам, как последнему резерву страны, с трибуны Красной площади: «Пусть вдохновляет Вас образ великих предков». связь времен стала восстанавливаться. Но тут появилось племя либерал-демократов, для которых уже все советское и глубинно русское отвратительно. Им уже не нужны матросовы и молодогвардейцы, память о добровольцах ударной комсомольской Братской ГЭС. Они готовы поступиться Курилами, да и Чукоткой, как поступились Прибалтикой и Приднестровьем. А уж русская история для них такая темень, как и византийская, ибо по западным учебникам, по которым они и постигали историю, она полна нецивилизованности, некомфортности, крови и грязи.
Слава Богу, на Руси есть силы, связывающие все лучшее воедино. И такими силами в дни «Сияния России» стали железнодорожники. В дни 100-летия Транссиба в 2001 году В Иркутске на митинге у трехгранника, водруженного на месте свергнутого императора железнодорожники пообещали и, можно сейчас сказать, клятвенно пообещали восстановить памятник. И это было ответственное и мужественное заявление. Ведь и сейчас после ухода гордящейся свержением царя власти (хотя собственно царя свергла не она, а русская и мировая буржуазия и тайная закулиса) восстановление памятника царю не встречает полного понимания в обществе.
Вот даже взорвали несколько лет назад памятник Николаю II в Москве. И все потому, что невежество, не знание фактов, безбожие не дает понять всю глубину и судьбоносность нашей истории. Железнодорожники не убоялись. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги В.В. Касьянов, зная державные устремления железнодорожников страны, получив поддержку Г. М. Фадеева, свою государственную страсть и деньги вложил в восстановление памятника. И вот 4 октября произошло событие выдающееся. Над Ангарой, устремив взор вдаль и вдоль Транссибирской магистрали, подлинным отцом которой он, безусловно, являлся, стоял закутанный в полотно Александр III. Губернатор Б. Говорин, министр МПС В. Морозов, писатель В. Распутин дернули за шнур, покрывало упало, грохнул салют, вознеслись вверх тысячи воздушных шаров, дребезжащим голосом загудел паровозик, ставший напротив памятника на той стороне Ангары. Всю площадь затопили аплодисменты, грянула музыка. На пьедестале (который почему-то не разрушили, хотя там, в барельефах, верные государевы люди, иркутские губернаторы: Муравьев-Амурский и Сперанский, да подвижник и организатор жизни на американских землях России Г. Шелехов) встал величественный, уверенный, спокойный царь России. Вечером, когда мы еще раз пришли на освещенную прожекторами площадь, у памятника, где сверкали вспышки фотоаппаратов и толпились молодые и пожилые иркутяне, услышал вопрос: «А за что ему памятник поставили?» А памятник стал в Иркутске и по праву истории, и по праву места, и по праву времени. С местом и историей все ясно — с Транссибом Иркутск выходил на Тихий океан, и памятник, вознесенный в 1904 году по праву возвращался на свой пьедестал, а вот нынешнее время властно проявляло для нас созидателя — державника, реформатора, для которого реформа не путь к разрушению предыдущего, а возможность создать на его основе лучшее, более эффективное дело, устройство, производство. Достаточно назвать снижение цен для выкупа земли крестьянством, создание Крестьянского банка, утверждение фабрично-заводской инспекции, укрепление земства. Реформа в армии и флоте развивала вооружение (от боевых мощных кораблей до винтовки Мосина образца 1891 года, дожившей до Второй мировой войны), создавала их убедительную мощь, что позволило Александру III сказать: «У России других союзников, кроме армии и флота нет». Великий реформатор, борец с терроризмом, умелый политик, правитель, выведший Россию на одно из первых мест в мире по темпам экономического роста и финансовой крепости ее рубля, давший стране мир во все годы своего государствования, по праву встал у байкальского порога России. И об этом праве надо сказать в каждой школе, вузе, клубе, музее, да и предприятии Иркутска.
А державный дух в области в эти дни проявлялся в казачьем лихачестве, клятве юных, лопоухих кадетов на центральной площади, в выставках о старом городе, в постановках театров.
Конечно, все это новый, важный фактор, новое явление в жизни страны.
И поэтому вдохновляет то, что в С.-Петербурге из закутка музея извлекли дореволюционный памятник Александру III скульптора Трубецкого и установили его у Финляндского вокзала, там, где пролетарский вождь провозгласил курс на социалистическую революцию. А вскоре Александр III, воспроизведенный по скульптуре ваятеля Баха, встал в Восточной России, в Иркутске. И этим событием открылись Дни русской духовности, и это означало их высокую державность и нравственность, их необходимость для России, ибо восстанавливается историческая связь времен.
Театр народной драмы
На чем и на ком удержать уровень искусства, литературы? Говорят о профессионализме, о современном прочтении, о соответствии образцам западной масскультуры и т. д. Такое понятие, как народность, решительно вытесняется из основ культуры. «А причем тут народность?» — вопрошают театральные приказчики.
Иркутяне народность, народное творчество за борт не выбрасывают, а наоборот, считают его основой, на которой вырастает, крепнет, перепроверяется профессиональное искусство. Василий Белов в своей замечательной книге «Лад» о народной эстетике, культуре писал, что в те давние времена художественная красота, эстетика, искусство были растворены в народе, как рассол, а ныне искусство выделилось из народной среды в отдельные, часто странного вида, кристаллы.
В иркутские дни народу был преподнесен подарок. Руками умельцев, строителей, плотников, столяров был сооружен Дом народного творчества на всю область. Еще пахнущий свежим деревом дом собрал в своих комнатах изумительное богатство, сотворенное иркутянами. Тут и вышивки, и деревянные изделия, березовые туеса и расцвеченные шали, кованые сундучки и картины непрофессионалов, игрушки и изумительные фитографии.
И не менее важно — записи, аудиокассеты и ноты песен, пришедших сюда еще несколько веков назад или созданных потомками русских землепроходцев, степных бурят, и других народов, живущих здесь.
Лихорадочно набираю книги и брошюры, изданные Домом творчества. Вот замечательная книжка, которую всю прочитал в самолете «Празднично-обрядовая культура русских старожилов в Восточной Сибири Троица». Научный сотрудник М.Р. Соловьева тщательно и умело собрала обряды, рассказы, описания проведения праздника Троицы у восточных сибиряков, крестьян и казаков. Праздник это показан, реконструирован в книге. Тут же красочный буклет (методическое пособие) «Плетение из бересты с примерами образцов и приемов плетения». Специальный сборник выпускается по народной культуре Приангарья и особо вдохновили сборники с нотными записями народных песен, старинных, тюремных и обрядовых, туристских, частушечных. Вот, например, книга «Закуковала кукушечка» — музыкальный фольклор Братского, Балаганского, Нижнеилимского и Шелеховского районов или «Песенный фольклор Балаганского района «Туман яром». Выпуск пятый (!)
Еще выпуски областные. Еще методички по проведению праздников народного творчества, еще много чего, что свидетельствует о том, что в Иркутской области есть люди неравнодушные, им и в голову не придет то, что это не часть цивилизации России, что это не культура, которую надо было бы побыстрее закопать, в лучшем случае замузеить, расчистив дорогу рок, шок, дрязг культуре новой культурной революции. Сборники песен и обрядов на вес золота, везу, чтобы подарить их Московскому историко-этнографическому театру. Ведь их художественный наставник, великий фольклорист, истинный знаток народного творчества, профессор Александр Щуров собирал песни, делал записи в таежный и степных деревнях Прибайкалья.
Открытие нового Дома творчества как бы знаменовало новый этап. Слава Богу, мы еще продвинулись, отвоевав плацдарм духовного у бескультурья. Спасибо нашим фольклористам, нашим народникам. Надо почаще писать о них, награждать их!
А рядом-то вырастают и те, кому это снова близко и дорого. В галерее художественного музея В. Сукачева открылась одна из самых ярких выставок праздника «Свет России». Это конкурс детского рисунка, который объявил журнал «Сибирячок» (о нем разговор особый) к Дням духовности и культуры. В журнале к выставке сказано: «На рисунках детей — Русь православная, богатырская, исторические сюжеты, родные и любимые места, дорогие и близкие люди, мир красоты и добра».
И все это в тех образах и видениях, которые мы любим, которые нам, старшему поколению, дороги, ибо это или прошло с нами или было изучено нами. И вот, к великой радости, это близко и нашим детям, нашим иркутским детям! Спасибо учителям, бабушкам и мамам, приводящим детей на кружки, отцам, читающим сказки и Тараса Бульбу, спасибо руководителям области, понимающим, за кем и за чем будущее.
А рисунки-то, рисунки во всем их многоцветье: веселые и динамичные «Народный праздник» Насти Зайцевой из Нижнеудинска и «Песня под гармошку» Иры Авдеевой из г. Саянска, прямо-таки звучащий «Колокольный звон» Маши Филяевой из Братска. Крепкие русские «Богатыри» Коли Охлопкова и добрые лучистые бабушки, веселые ручьи, разливистые реки, Байкал, храмы, одним словом — Родина!
Журнал же «Сибирячок», в определенном смысле порождение Дней сияния России. Он и объясняет детям смысл фестиваля русской духовности и культуры. «Сиянию России — 10 лет! Звонят колокола храмов, идет крестный ход. Люди становятся чище и строже, мудрее и увереннее. Живое слово, порой пророческое, известных писателей, ученых, актеров, музыкантов трогает сердце, волнует мысль». И дети на этот раз вполне самостоятельные участники праздника.
Думаю, что по своей доброй отзывчивости, по доверительности, по встроенности во всю общероссийскую жизнь и историю, по умению вести разговор с детьми, по не рекламной красочности, по воспитательной полезности — это один из лучших детских журналов за Уралом, да нет, во всей России. И спасибо главному редактору Светлане Асламовой и детским писателям Иркутска, продолжающий свое беззаветное, нужное и неоплачиваемое дело. Держись «Сибирячок»!
Ну и еще об одном порождении праздника — Иркутском театре народной драмы! Это уж поистине иркутское явление. Тринадцать лет назад иркутские ребята в Москве исполняли казачьи песни, выкрикивали патриотические речевки, разыгрывали драматические сценки из народной жизни. Руководитель группы Михаил Коренев насыщал коллектив умением, профессионализмом, народностью, русским духом. И вот им присвоен статус Театра народной драмы. Их заметили, и они стали неотъемлемой частью Иркутского сияния.
Драматические спектакли о землепроходцах, об основании Иркутского острога, фантасмагорическая гоголевская «Майская ночь», народные, исторические, советские военные песни — все в репертуаре театра. Появился в составе театра и Заслуженный артист.
В эти дни театр восхитил нас новым и неожиданным спектаклем «Станционный смотритель и Суворов». Смотритель попадает впросак, приняв Суворова за его вестового, происходит масса комических сцен. Неподражаем и блестящ артист в роли генералиссимуса. Искрометная, веселая народная комедия обрадовала тем, что шутки, коварство и интрижки XVIII — начала XIX века очень близки, понятны сегодняшнему зрителю и веселят его. Но уж совсем сенсация — это то, что пьеса написана знаменитым автором «Конька-Горбунка» Ершовым и написана с тех позиций, которые утверждала Екатерина: театр должен учить и внедрять нравственность. Конечно, театр театру — рознь. Известный поэт Михаил Попов писал тогда:
Полезен ли ф (т)еатр и чистит ли он нравы,
Иль только что одни приносит нам забавы?
Коль спросит кто меня о сем,
Скажу
И докажу
Ему о всем
И прямо
А как?
Вот так, как испытание доказывает само:
Для умных служит он к познанью вместо врат,
Для глупых — игрище, гульбище и разврат.
Театр народной драмы Иркутска под руководством Михаила Коренева служит «для умных» «к познанью вместо врат». Это уже наше общероссийское достояние и москвичи смогут увидеть его на драматургическом фестивале «Золотой витязь», который впервые проводится в этом году в Москве.
Распутин — центр духовной жизни Иркутска
Событием явилась и постановка пьесы по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» ТЮЗом города. Мне приходилось в свое время первому издавать в книге это распутинское произведение, Оно вызвало недоумение, непонимание и отрицание в верхах власти. Секретарь ЦК партии М. Зимянин вызвал меня и назидательно вопрошал: «Почему Вы и автор против строительства гидроэлектростанций?» Я объяснил, что повесть о нравственности, о душе, о бережении памяти о прошлом и т. д. Конечно, партийный взгляд идеолога был узок и примитивен, ибо смысл поистине провидческой повести Валентина Распутина был настолько широким и знаковым, что с каждым годом все ярче вырисовывается беда, которая охватывает нашу жизнь. Волей равнодушных людей уходят в небытие «неперспективные деревни», умирают обедневшие старики, разрушаются памятники, иссякает знание о прошлом. Многое из человеческого, светлого, доброго, не умеющего жестко и яростно сопротивляться уходит под толщу времени. И когда Дарья и ее подруги уходят в туман, ищущие их администраторы и родственники уже чувствуют, что они сами теряют не только родных, близких, но многие человеческие качества и теряют их навсегда.
Этот предостерегающе пророческий взгляд присущ Валентину Григорьевичу, как никому другому. «Прощание с Матерой», «Пожар», «В непогоду» — вот взять хотя бы эти произведения.
«Матера» — разрушение экологии души.
«Пожар» — начало социального распада старого мира и сопровождающая этот процесс вакханалия.
«В непогоду» — знак приближающейся планетарной природной катастрофы или всемирного потопа.
Нет, Распутин не только предсказатель беды, он обращается к душе и разуму человека, выискивает те точки, нервы, узлы, прикасаясь к которым вызывает к жизни лучшее в человеке, в его натуре, в исторической памяти, чтобы воскресить в нем Божие начало, увести от безразличия и уныния. Об этом и его новая повесть.
Но еще, его гражданское служение безупречно. Ведь ясно, что каждая минута его творчества дорога и стоит многого для нашей литературы. И право было неудобно и даже стыдно, встречал в час — два ночи, в пять — шесть утра прилетающие самолеты с гостями. Все умоляли его не делать этого, ну, не провожать хотя бы, обращались с этим к Светлане Ивановне (она пожимала плечами). Нарывает зуб, болит надкостница, а он с утра у железнодорожников (Они пообещали принять и провести участников Дней по Круглобайкальской железной дороге. Экая красота!) Затем у губернатора (Зарождается грандиозный проект Всероссийского писательского форума — съезда писателей. Было бы исторически неповторимое событие). Вслед за этим на боевитой, искрометной, поистине фехтовальной встрече «Нашего современника» в Иркутском государственном университете путей сообщения, а затем на просмотре фильма-открытия о русском корпусе во Франции молодого, потрясающе талантливого кинорежиссера Сергея Зайцева в академии МВД и ведет юбилейный вечер Валерия Ганичева, который не забыл вставить в программу Дней. И так каждый из десяти дней.
И, конечно, только авторитетом Распутина можно было привлечь в эти годы на праздники знаменитую Санкт-Петербургскую капеллу под руководством выдающегося хормейстера Владислава Чернушенко, или известный на весь мир Кубанский народный ансамбль под руководством В.Г. Захарченко.
В этом году Иркутск наслаждался вокальным мастерством Московского камерного хора Владимира Минина Двадцать пять лет хор не был в Иркутске, посещая Японию, Германию, Францию. Но попросил Распутин, и Минин дал согласие. И так, высшие образцы культуры Иркутск получает с помощью писателя, который и знает эти высшие образцы.
Итог
«Сияние России» стало одним из самых ярких, глубоких, качественных праздников духовно-культурного звучания в стране.
В нем нет уступок пошлости, ценностям халтурного и денежного рынка. В нем идет представление лучших образцов отечественного искусства, самых честных, справедливых, талантливых писателей страны. Достижение и урок всем нам, как можно завязать в единый узел государственные, державные дела и задачи, православную Веру и катехизацию молодых, заботу о слове и воспитание на лучших образцах искусства.
Авторитет нашего сотоварища, великого писателя России позволил это осуществить в одной области. Надо, чтобы такое сияние было по всей России, сказал в заключении бывший гражданин Австралии, а ныне москвич Александр Шахматов.