Независимая газета | А. Фарутин | 20.10.2003 |
Вековое дыхание дерева
Самым древним памятником заповедника является церковь Воскрешения Лазаря, которая относится к XIV веку и была доставлена сюда в 1961 году из разрушенного Муромского монастыря из Пудожского района Карелии. Музей занимается не только реставрацией памятников, но и воссозданием в них этнографических особенностей повседневного быта населяющих северный край народов — карел, вепсов, русских. Поэтому особое внимание привлекают хорошо сохранившиеся дома местных крестьян. Строились они обычно в два этажа под одной крышей с хозяйственными помещениями, чтобы лишний раз не выходить на улицу в студеные зимы, и оттого напоминают крепости, порой украшенные затейливым резным декором.
Люди окрест Кижского погоста впрямь жили обстоятельные и крепкие, самостоятельные и вольнолюбивые. С началом реформ царя Петра Великого их не раз пытались оторвать от земли, приписывая к ближним железоделательным заводам. Да только здешнее крестьянское общество тому немало противилось, до ярой вражды спорило с обосновавшимся по соседству и притеснявшим мужиков могущественным Клименецким монастырем, выговаривая себе мало-мальски сносные условия жизни.
В 1769—1771 гг. дело вовсе дошло до бунта, ставшего крупнейшим в истории Карелии крестьянским восстанием и окрещенного Кижским. Регулярным войскам князя Урусова пришлось для усмирения строптивых кижан из пушек палить в толпу, собравшуюся за оградой Преображенки. Только так удалось сломить силу их мятежного духа. А в бревенчатых стенах величественного храма, быть может, отыщутся при грядущей реставрации следы урусовской картечи.
Знаменита эта земля и песенной традицией. Именно в окружье Кижей — в Заонежье, на Выгозере, в недальнем Пудожском краю — в XIX веке обнаружили собиратели фольклора умелых песенников, на память исполнявших досюльные русские былины. Особый почет в их сохранении для потомков отдается выдающимся кижским мастерам-сказителям Трофиму Григорьевичу Рябинину из деревни Гарницы, его сыну Ивану Трофимовичу из деревни Середка, Василию Петровичу Щеголенку из деревни Боярщина. Места эти тоже включены в охранную зону Кижского ожерелья.
Наследие легендарного Нестора
По преданиям, Преображенский собор построил легендарный мастер Нестор, забросивший потом свой топор в Онежское озеро с пророческим восклицанием: «Не бывало еще такого и больше не будет». Есть, однако, основания полагать, что в уездной Вытегре той же Олонецкой губернии (ныне Вологодская область) в 1708 году был сооружен не менее внушительный храм, которому изначально приписывалось наличие 25 глав. Правда, семь из них будто бы сняли вместе с покосившимся срубом-восьмериком при реконструкции церкви в конце XVIII века. К сожалению, и 18-главой она до сей поры не сохранилась — сгорела в начале 60-х годов прошлого века.
Согласно официальной датировке, завершение постройки Преображенки относят к 1714 году, когда она была освящена. Считается, что возведение чудо-храма стало восторженным откликом мастеровитого крестьянства на победы России в Северной войне. Впрочем, тут есть почва для споров. Хотя бы потому, что к великим деяниям царя Петра задавленный нуждой и воинскими повинностями мир Кижского погоста относился без пиетета. Карельский искусствовед, скульптор и беллетрист Григорий Салтуп, опираясь на исследование архива академика архитектуры Льва Даля, открывшего кижские памятники для широкой общественности в 1870-х годах, взял на себя смелость утверждать, что знаменитый собор построен гораздо раньше, в самом начале XVIII века. Его позицию, кстати, поддерживал и писатель-историк Дмитрий Балашов.
А научные сотрудники музея-заповедника Борис и Виола Гущины считают, что зимняя Покровская церковь, которую датируют 1764 годом, поставлена еще до Преображенской. И в любом случае архитектурные достоинства деревянных храмов, безусловно, подкреплены почти тремя столетиями существования. Причем их высочайшие художественные качества сочетаются с незаурядными инженерными затеями зодчих, обеспечившими завидную долговечность древесины.
Во-первых, срубы церквей обрабатывались топором, без применения пилы и гвоздей. Пила вошла в плотницкий обиход только в XIX веке, а нужды в гвоздях вовсе не было при исключительно прочной кладке венцов «в обло» или «в шип». Подмечено, что рубленые торцы бревен более устойчивы к проникновению влаги, оттого сохраняются лучше. Во-вторых, основной восьмигранный сруб Преображенки устроен как своеобразная аэродинамическая труба, в которой постоянно циркулируют потоки воздуха, быстро осушающие любые увлажнения. Защите церкви от осадков служат также конструкции повалов, бочек, полиц, причелин, подзоров и специальных долбленых водостоков, в частности, установленных под внутренней двускатной кровлей, надежно предохраняющей от дождей расписное небо храма. В-третьих, хорошо прикрывает древесину искусно выполненное покрытие из осинового лемеха, вытесанного в такой форме, что последующий ряд дощечек закрывает все стыки предыдущего. На бочках и главах Преображенской церкви насчитывается более тридцати тысяч самых разных по размерам лемешин. Былые попытки заменить лемех на листовое железо и закрыть стены собора дощатой обшивкой мешали дереву дышать и ускоряли его гниение.
В советские времена проблему сохранения Преображенки намеревались решить методом консервации древесины за счет ее специальной химической пропитки. На острове даже существовал секретный полигон, где химики экспериментировали на бревнах, впрыскивая в них разные составы, и, говорят, достигали степени их окаменения. Но зачем же, спрашивается, делать деревянный храм каменным, подверженным другим видам разрушения? Тогда встал вопрос о переборке чудо-церкви. В конце 1980-х годов вообще высказывалось нелепое предложение раскатать ее по бревнышку и собрать новодел из свежих бревен. Благо, такую инициативу удалось остановить, поскольку секреты старых мастеров раскрыты все-таки не до конца. До лучших времен собор укрепили изнутри металлическим каркасом и стали прорабатывать проекты более рациональной реставрации.
Вира помалу!
Недавно после тщательного обсуждения реставрационной концепции и эскизных предложений проект реставрации храма окончательно утвержден. Учитывая, что кижская Преображенская церковь отнесена ЮНЕСКО к памятникам всемирного культурного наследия, с идеями ее реставрации ознакомились специалисты международной организации ИКОМОС. В прошлом году посетившего Кижи президента России Владимира Путина тоже ввели в курс подготовки грандиозного начинания. На всех уровнях оно получило полное одобрение.
Корреспондента «НГ» познакомил с проектом главный архитектор музея-заповедника «Кижи» Юрий Попов. Суть идеи состоит в том, чтобы с помощью специальных инженерных сооружений поярусно приподнять отдельные части знаменитой церкви, установить под ними добротный фундамент и заменить особенно поврежденные временем бревна. Общий вес храма оценивается примерно в 500 тонн. Поэтому для облегчения подъема храм условно разделен на семь ярусов. Апробация метода начнется с осторожного подъема центральной главы и верхних барабанов еще с четырьмя главками. После их закрепления на несущих конструкциях таким же образом будут подняты остальные ярусы вплоть до самых нижних венцов, что позволит выборочно изымать подгнившие детали и заменять их.
Метод получил название «норвежский лифтинг», поскольку скандинавские специалисты разработали свою систему домкратных устройств и первыми опробовали их в реставрации небольших деревянных сооружений. Он уже применялся и при восстановлении некоторых российских памятников, правда, тоже малых часовен. Кижский масштаб с этими примерами, конечно, не сравним. Всего на Преображенке требуется заменить до 20−30% старых бревен.
Для проведения работ предстоит заготовить огромное количество подходящей по размерам и качеству древесины, основательно ее просушить, а также пополнить команду искусных плотников. Сейчас в плотницком центре музея работает 11 мастеров, а требуется не менее 35−40. Завершится весь комплекс реставрационных работ только к 2014 году, когда будет официально отмечаться 300-летие Преображенского храма.
Предварительная стоимость проекта оценивается в 120 млн руб. Но Юрий Попов не исключает, что общие затраты могут возрасти в два-три раза.
Примечательно и то, что музей вовсе не будет закрываться на 10 лет — туристы смогут наблюдать за ходом реставрации со смотровых площадок.
Карельский Олимп
Комплексное обновление музея-заповедника к 300-летнему юбилею главного собора предусматривает ряд других благоустройств.
Главным из них станет сооружение современной дороги между близкими к Кижам селом Великая Губа, деревнями Оятевщина и Жарниково. Намечено построить турбазу круглогодичного действия на 100 мест. Она обоснуется на материке, неподалеку от заповедного острова, что позволит несколько снизить экологические нагрузки на музейные территории. Кстати, туда же, за пролив, переносится полигон для свалки островных отходов.
В районе исторических деревень будут построены шесть гостевых коттеджей, рассчитанных на быструю окупаемость. Новые жилые дома придется строить и для привлекаемых специалистов-реставраторов — плотников, инженеров подъемных механизмов, высотников, пожарных… Главные требования ко всем постройкам-новоделам — соответствие местной архитектуре и сохранение ландшафта особой природной зоны. Такими же должны стать и устраиваемая на северной стороне острова реставрационная площадка, и призванный заменить разношерстные киоски в причальной полосе одноэтажный гостевой комплекс с сувенирными магазинами, залом ожидания, буфетом, медпунктом, визит-центром…
Реализация этих планов несомненно увеличит и без того год от года растущий турпоток в Кижские шхеры. В прошлом году он вырос до 145 тыс. человек, в нынешнем ожидается 170 тыс. Две трети его обычно составляют иностранцы. За подобные успехи в канун Всемирного дня туризма музей-заповедник «Кижи» отмечен ежегодной премией «Туристический Олимп-2003».
Петрозаводск-Кижи