Единое Отечество, Одесса | 16.10.2003 |
На следующий день Пресс-службой СПГ распространено заявление о необходимости выработки целостной концепции внешней политики России, как безусловного лидера православного мира, на собирание его вокруг Москвы. В этом контексте мы считаем вступление Москвы в Организацию «Исламская конференция» вызовом православной цивилизации. Мы считаем, что Президента толкают на подобные шаги сторонники «русского ислама». Подобные действия в значительной мере перечеркивают позитивное впечатление, сложившееся после действий Президента, направленных на поддержку объединения Патриаршей и Зарубежной Церкви. Примечательно, что хотя реверансы в сторону «Исламской конференции» преподносятся, как борьба с американским влиянием, именно эксперты прозападных организаций, например — Карнеги-центра дают аргументы в пользу вступления в ОИК. Откровенно провокационные заявления о том. что мусульман в России оказывается в два раза больше, чем до сих пор считалось, — это вызов миллионам православных граждан, российскому религиозному большинству. Очевидно, что и сами мусульмане не заинтересованы в подобной лжи, нагнетающей напряженность в отношениях традиционных конфессий.
Пресс-релиз пресс-конференции СПГ 14 октября
Зачем православные идут в политику?
Существует мнение, что верующие люди должны быть далеки от таких «мирских» дел, как политика и реальное управление страной. Подобная убежденность является в первую очередь результатом семидесятилетнего господства большевистской идеологии, исключавшей любую возможность для верующих быть полноценными гражданами.
Сегодня мы живем в свободной стране. Однако пользоваться своей свободой, использовать ее для защиты своих прав и полномасштабного осуществления гарантированных Конституцией возможностей — научились далеко не все. Это касается и верующих, к которым, напомню, относит себя подавляющее большинство россиян.
Между тем, религиозный фактор играет огромную роль в жизни нашей страны, наших сограждан, во многом влияет на принятие ими жизненно важных решений. Было бы удивительно, если бы этот мощнейший фактор остался вне сферы внимания политтехнологов, специалистов по пропаганде, по формированию общественного мнения. Существуют отечественные и зарубежные (например, Кестон-Колледж) организации, профессионально занимающиеся не только изучением религиозной ситуации в России, но и воздействием на эту ситуацию. Их усилиями, усилиями отечественных «либералов», создается мнение о верующих как о «гражданах второго сорта», не имеющих права активно действовать в соответствии со своими убеждениями.
Таким образом религиозное большинство страны оказывается объектом для манипуляций со стороны. Таким образом религиозное большинство лишается возможности на защиту своих гражданских прав, на получение полной и объективной информации о жизни Церкви, права на прямой диалог с государством, права на участие в социально значимых процессах (вспомним, например, упорную борьбу, разгоревшуюся вокруг добровольного обучения детей основам православной культуры). До сих пор не прекращаются попытки воссоздания в той или иной форме Совета по делам религий — государственной структуры, предназначенного для контроля над религиозной жизнью, контроля над верой россиян.
Русская Православная Церковь не имеет и не может иметь политических механизмов для защиты прав верующих. Согласно Социальной концепции РПЦ, эта функция передается независимым организациям верующих. подобные организации, большинство из которых входит в Союз православных граждан или сотрудничает с нами, не нуждаются в каком-то контроле или управлении со стороны руководства Церкви, как и оно не стремится к такому контролю. Как сказал недавно глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ««основная ошибка коммунистов была в том, что они хотели все контролировать. Нам же не нужно никакой манипуляции, нам нужно, чтобы христианские общественные организации свободно работали в нашей системе нравственных ценностей. И если организация работает для дела Божьего, то зачем им нужно указывать, что делать, а что не делать».
Союз православных граждан является общественной организацией, отстаивающей права верующих на территории не только России, но и постсоветских республик. Эффективная защита гражданских прав верующих, эффективная реализация огромного положительного потенциала Православия — в таких важнейших областях, как улучшение морально-нравственного климата в обществе, преодоление демографического кризиса, работа в армии, в местах заключения, с группами риска — невозможна без реального представительства в законодательных структурах. Европейский опыт показывает нам, что участие верующих в политике может сыграть огромную политическую роль в жизни страны. Сегодня мы реализуем свое гражданское право на участие в выборах. Такую возможность мы получили, взаимодействуя с Народной партией РФ — организацией, предпочитающей реальное действие, реальное сотрудничество пустым декларациям об «уважении к традиционным конфессиям». Мы идем на выборы для того, чтобы получить возможность решения следующих вопросов:
— окончательное урегулирование взаимоотношений между государством и Церковью, установление подлинного социального партнерства
— открытие для Церкви возможностей полноценного социального служения, в том числе в системе здравоохранения и образования
— реальная, законодательная защита общественной нравственности и традиционных духовных ценностей
То, что мы начинаем сейчас — первый опыт участия в большой политике гражданской организации православных верующих. Мы идем в политику, сотрудничаем с политическими партиями не для того, чтобы политизироваться самим, превратиться в политическую партию, подчинять свои интересы интересам светской политики — но напротив, для того. чтобы привнести в российскую политику духовные, традиционные ценности, защитить права традиционного религиозного большинства. Собственно, речь идет о том, смогут ли гражданские организации вести деятельность по защите прав и выражении интересов граждан на законодательном уровне, или же власть снова будет осуществляться сверху, методами «контроля» и «регулирования», в данном случае — религиозной жизни, в других же — общественной, а в каких — то, возможно, и частной… Победа Союза православных граждан — это победа гражданского общества. За нее мы будем бороться.