Русская линия
Русское Движение Украины Павел Баулин09.09.2003 

Геоэкономическая азбука

18−19 сентября на саммите глав СНГ в Ялте президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана должны подписать соглашение о создании Единого Экономического Пространства (ЕЭП) этих государств. Завтра (10 сентября) по этому важнейшему вопросу будет определяться Кабинет Министров Украины. Деструктивные, по сути, антигосударственные силы на Украине пытаются всячески воспрепятствовать присоединению нашей страны к ЕЭП; умышленно вводят в заблуждение украинских граждан, выдумывают небылицы о том, что это якобы затормозит «продвижение Украины в Европу», нагнетают антирусские и антироссийские настроения.

Однако, если объективно взглянуть на события последнего двенадцатилетия, станет ясно, что Европа и США не стали для Украины ни доброй тётушкой, ни добрым дядюшкой. Скорее наоборот. В то же время, ради призрачной и пока что неопределённой по срокам «интеграции в Европу», Украина тупо отказывается от тех позитивных возможностей, которые сулит ей более тесное сотрудничество с Россией, Белоруссией, Казахстаном. Сотрудничество без таможенных и пограничных препятствий.

Проанализируем ситуацию.

Не так давно украинский парламент принял достаточно решительное заявление. И представляете, в чей адрес? США! Страны, перед которой по-холуйски лебезил без малого полтора десятка лет. Что же так допекло депутатов?

Американская сторона, вопреки двухстороннему соглашению от 25.10.93 г., прекращает финансирование мероприятий по ликвидации стратегического оружия Украины. Штаты ещё в 1991 году поставили Кравчуку жёсткие условия: мы признаем вашу незалежность в обмен главных требований. Собственно говоря, оружие это уже давно уничтожено. Причём американцы не только бдительно наблюдали за процессом ликвидации, но и хорошо погрели на этом руки, не гнушаясь вывозить на свою территорию цветные металлы и прочие полезные вещи. Они взяли своё, а остальное — наши проблемы. Конкретно, Украина теперь осталась один на один с проблемой утилизации и переработки твёрдого топлива, что, согласно соглашению, должны были профинансировать США. То есть, кидалы из Вашингтона в очередной раз продемонстрировали свою «любовь» к украинским лохам.

Почему в очередной?

Вспомните хотя бы Бушерский проект, согласно которому Украина подряжалась поставлять турбины на строящуюся АЭС в Иран. И не только поставлять, но в дальнейшем производить комплекс обслуживающих и ремонтных работ. Проект на сотни миллионов долларов! С задействием десятков тысяч рабочих мест! И это ведь поставка не банального сырья, а технологий высочайшего уровня! В перспективе мы могли бы занять определённую нишу в мировой экономике. Могли. Но американцы же не дураки, чтобы отдавать эту нишу? И вот нам строго погрозила пальчиком старуха Шапокляк, пардон, Мадлен Олбрайт — тогдашний госсекретарь США: в Иран не лезть! И нищая Украина, сглотнув слюнки, покорно отодвинула от себя лакомый кусочек.

А как наседал на нас Запад по поводу закрытия такой необходимой нашей экономике Чернобыльской АЭС, какую лапшу на уши вешал?! И новые энергоблоки на Ровенской и Хмельницкой станциях для компенсации потерь достроит, и с объектом «Укрытие» подсобит, и семьи атомщиков не забудет. Вся страна с замиранием сердца следила по «ящикам» за показушным (для Запада!) действом: сам президент страны отдаёт команду, нажимает кнопку и т. п. Теперь же, спустя три года, Леонид Данилович считает закрытие ЧАЭС «наибольшим просчётом Украины». Ни Евросоюз, ни Штаты не выделили нам ни копейки на достройку и проч. Кинули.

Руку помощи, как всегда, протягивает нам Россия, предлагает проинвестировать строительство новых энергоблоков. Однако какое восприятие наших свидомых политиков? Если что-то предлагает Запад, значит это — инвестиции, помощь; если Россия, — экспансия, импэськи амбиции и т. д.

«Неужели история с уникальным украинско-российским военно-транспортным самолётом ХХI века Ан-70, десятки экземпляров которого НАТО сперва пообещал закупить у нас, а потом отказался от своих слов, так никого ничему не научила?» — справедливо восклицает В. А Богуслаев, генеральный директор ОАО «Мотор-Сич». А это, как мы убеждаемся, не единственный пример подлинного отношения Запада к Украине. Это его (Запада) генеральная линия поведения с нами.

Поучительна в этом отношении судьба нефтепровода Одесса-Броды, который, не без патетики, олицетворяется с возможностями Украины самостоятельно решать сложные технологические проекты. «Труба» протяжённостью 667 км обошлась стране $ 465,4 млн. и. не то что не окупает затрат, она сегодня вообще не работает, да ещё и требует ежегодных расходов на своё содержание в законсервированном виде порядка $ 5 млн.

А намерения были благие (и так хотелось утереть нос России!). Завозить в одесский терминал «Южный» каспийскую нефть, перекачивать её в Броды, а дальше, по уже имеющейся нитке нефтепровода гнать ценный углеводород в Западную Европу, получая (по расчётам) $ 50 миллионов чистой прибыли за транзит. И Запад, кстати, одобрительно кивал нам головой, поддерживая украинские амбиции. Построили, торжественно открыли. Но оказалось, что Европе, по меткому выражению аналитика Олега Гавриша, нефтепровод Одесса-Броды нужен, как телеге пятое колесо.

Главная причина, — доставленная по украинской магистрали каспийская нефть будет дороже российской, поставляемой по нефтепроводу «Дружба» (Европа считать деньги умеет). Снижать тарифы за транзит? Себе в убыток. Западные же нефтяные компании отдают предпочтение транспортировке каспийской нефти по маршруту Баку-Джейхан.

В этой ситуации Россия предлагает нам вариант: давайте качать нефть в обратном (реверсном) направлении, не из Одессы в Броды, а из Бродов в Одессу. И не каспийскую, а нашу российскую нефть (Броды соединены с благословенной «Дружбой»). А из Одессы танкерами (самый дешёвый вид транспортировки) отправлять нефть в Западную Европу, аппетиты которой растут. При прокачке 9 миллионов тонн в год Украина будет иметь $ 60 млн. дохода, что подтвердила привлечённая к экспертизе проекта авторитетная международная консалтинговая структура CERA (Кембридж).

Ну не ржаветь же трубе? В апреле ударили по рукам. И тут возмутился Запад. Послы США, Польши и Германии на Украине, забыв дипломатический этикет и принцип невмешательства в дела суверенного государства, публично выразили обеспокоенность вариантами реверсного наполнения нефтепровода Одесса-Броды. Европейская Комиссия подсуетилась и в мае собрала энергетическую конференцию в Брюсселе, где рассыпались комплиментами в адрес Украины, величая проект Одесса-Броды то стратегическим, то паневропейским. И даже пообещали выделить Украине подачку в $ 2 млн., лишь бы она не связывалась с Россией. Реакция Киева носила явно рефлекторный характер: привлекательность российского предложения была названа «провокационной», а московская договорённость «необоснованной».

Европейская говорильня в Брюсселе, однако, не кормит. Ни одна из крупных западных компаний не выразила желания использовать трубопровод. На сегодняшний день не существует ни единого контракта на загрузку украинской трубы!

Недавний посол США на Украине Карлос Паскуаль осуществлял здесь откровенный экономический (о политическом и говорить нечего) диктат. И украинская власть, несмотря на очевидный ущерб для собственной страны, частенько безропотно шла у него на поводу.

Паскуаль и в своём прощальном украинском интервью газете «Зеркало недели» не преминул начальственно поучать нас, припугнув урезанием европейских перспектив за обещание нашего президента подписать документы по Единому Экономическому Пространству. Мол, надо жить по понятиям (их, американским), если вообще мы хотим жить. Естественное стремление экономически интегрироваться с Россией господин посол (он же — кавалер полученного из рук Кучмы украинского ордена «За заслуги») объявил пережитком советского периода.

Новый американский посол Джон Хербст призван дожать Украину до состояния полного подчинения США. Эти способности он уже продемонстрировал в Узбекистане, умело манипулируя руководством республики и превращая её, по сути, в американский военный плацдарм.

Господи! Когда же мы начнём жить своим умом? Руководствоваться своими интересами? Прагматично оценивать, где благо, а где зло?

Вот возникла у нас хлебная проблема, да и с урожаем не ахти. Ну, кто первым вызвался помочь? Путин, Россия, предоставившая солидную партию зерна на льготных условиях. По ценам вдвое ниже рыночных, с длительной отсрочкой оплаты. А ещё раньше Россия скостила и реструктуризировала наши газовые долги. А ещё раньше именно Путин прорвал международную блокаду вокруг Кучмы (помните, когда Леонид Данилович был и «неприглашаемым» и «невыездным»?), приехав в феврале 2001-го на Украину. А ещё. Да места не хватит перечислять!

А что Америка? То легенды о «Кольчугах», то санкции FATF. И всегда — двойные стандарты, и всегда только для того, чтобы держать коротком поводке! И в лучшем случае — одни лишь обещания.

Сколько пользы было для страны, если бы мы не тормозили развитие отношений с Россией! Вот сейчас на правительственном уровне согласован долгосрочный (на 15 лет) договор между нашими странами о транзите нефти через территорию Украины, предусматривающий транспортировку российской нефти в объёме 84 млн. тонн ежегодно. Тариф — 0,64 доллара за тонну нефти на 100 км. Подсчитайте-ка прибыль Украины, если учесть, что общая протяжённость задействованных на территории Украины трубопроводов несколько сотен километров. Кроме того, подписанное соглашение окажет позитивное влияние на работу НПЗ, расположенных вблизи нефтепровода. Да подписывать такой договор надо немедленно! И ратифицировать в парламенте. Нет, тянем, оглядываемся на Запад.

То же — и с газовым консорциумом. Президенты Леонид Кучма и Владимир Путин договорились, а чиновники тянут. Был недавно на Украине по этому поводу российский вице-премьер Виктор Христенко, хотел ускорить процесс. Киев — ноль. Совершенно справедливо расставляет акценты газета «Сегодня» (. 161): «Затягивание переговоров по газотранспортному консорциуму может закончиться для Украины потерей роли ведущего транзитного государства. А при худшем варианте развития событий страна вообще рискует остаться без российского газа, который зарабатывает на транспортировке „голубого топлива“ из РФ в Европу». А это, заметим — половина потребностей Украины. Россия же вполне может найти обходные пути. И тогда — гуд бай, Украина. Тем более что в российском газе сегодня заинтересована не только Европа, но и Китай, Южная Корея, США. Уже существуют проекты поставки сжиженного газа из России в США, где за последний год цены на этот энергоноситель возросли на 80%.

Сегодня, пожалуй, лишь авиастроение являет собой позитивный пример взаимовыгодного сотрудничества Украины и России. Да и то, с оговорками. Совместные усилия украинских «Мотор-Сичи», КБ «Прогресс» и АНТК им. Антонова с российскими предприятиями Туполева, Яковлева, Миля и другими позволяют создавать продукцию конкурентоспособную на мировом рынке. Скажем, после того, как вырулит на взлётно-посадочную новый «Руслан» (Ан 124−300), его американский аналог С-17 и прочие конкуренты могут отдыхать в ангарах. Ибо по грузоподъёмности, дальности полёта и другим характеристикам наш самолёт оставляет их далеко позади. К тому же его цена вдвое дешевле американского. По авторитетному заявлению В.А. Богуслаева, делать такую сложную технику сообща с россиянами не только дешевле, но и быстрее.

Кстати, недавний арест «Руслана» в Канаде (а Канада ничего не делает без ведома США) и желание продать его с молотка, — не что иное, как попытка дискредитировать высокую марку, сподличать в отношении конкурента.

Перспективно сотрудничество с Россией в космической отрасли (украиско-российская ракета-носитель «Зенит"-3SL, другие объекты), атомной энергетике (производство ядерного топлива). Но пока это несоизмеримо мало по сравнению с интегрированными возможностями экономического потенциала Украины и Российской Федерации!

И не надо бояться экспансии российского капитала. Ведь он работает на Украину, помогая решать главную задачу, чтобы наша страна и её люди были богаче.

Сколько было опасений по поводу прихода на украинский рынок Тюменской нефтяной компании (ТНК)! А она за один год вложила в экономику нашей страны более $ 100 млн. Плюс спонсорство, благотворительность. Буквально из пепла возродился приватизированный ею Лисичанский нефтеоргсинтез («ЛИНОС»), обретя 5000 реальных рабочих мест со средней зарплатой более 1000 грн. в месяц, поставляя народному хозяйству Украины миллионы тонн высококачественного бензина (Знак качества «Вища проба»).

Но хватит примеров. Пора делать выводы: где наши интересы и кто наш стратегический партнёр? Мы же, народ Украины, — крепки здравым умом. И не сбить нас с толку ни льстивым европейским клеркам, ни шантажистам с берегов Потомака, ни доморощенным кликушам.

Так с кем же мы?! Азбучная истина.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика