Русская линия
Православие в УкраинеМитр. Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)31.07.2003 

Интервью с управляющим Патриаршими приходами в США, епископом Зарайским Меркурием

— Ваше Преосвященство, кто является прихожанами православных храмов на Американском континенте?
В юрисдикцию Московского Патриархата входит тридцать приходов на территории США, один мужской монастырь и один приход в Мексике. Это то, что осталось от Русской митрополии, а впоследствии экзархата. Известно, что в 1970 году Святейший Патриарх Алексий I-й издал Томос, согласно которому на основе Русской митрополии образовалась Американская Автокефальная Православная Церковь. Часть приходов осталась в лоне РПЦ. Они получили название — Патриаршие приходы в США. В Соединенных Штатах, рядом со Свято-Николаевским кафедральным собором, находится представительство Московского Патриархата в Америке. Его возглавляет управляющий Патриаршими приходами в епископском сане.
Прихожане наших храмов очень разные. До начала второй волны иммиграции ими были потомки первых русских поселенцев в Соединенных Штатах. Затем на этой территории появляются карпаторуссы. Иммигрировали также выходцы из центральной России, которые со временем стали полнокровными американцами. Последняя волна иммиграции приходится на начало 1990-х годов. В это время территорию Америки заселяли преимущественно выходцы из Украины, России и Белоруссии. Вот они-то, как правило, и посещают сегодня наши храмы. Часть верующих, в зависимости от места жительства, стали прихожанами Американской Автокефальной Церкви.

— Запад — это как бы отдельная цивилизация. Как Вы уживаетесь среди американцев, как они на Вас смотрят и что говорят? Я бы не сказал, что в Соединенных Штатах легко жить. Хотя принято считать США демократическим государством. Но американская демократия не соответствует тем представлениям, которые сложились об этом понятии, скажем, в Украине или России. Чаще всего под этим словом понимается перечень прав и свобод, которыми человек вправе пользоваться. И на этом все исчерпывается. Но мы забываем, что демократия — это еще ответственность и уважение прав граждан. Американские власти охотно отстаивают эти свободы. Так что всякое нарушение законодательства в США сразу пресекается. Здесь речь идет о демократических правах. Что же касается религиозных свобод, всем известно, что Америка — это не православная страна. Первенствующее место занимают протестанты. Достаточное влияние имеет епископальная церковь и неплохо «стоят на ногах» католики. В этих условиях в Штатах действует несколько православных юрисдикций.
В конце XIX-го столетия Русскую епархию в Америке возглавлял святитель Тихон (Белавин) в сане архиепископа Североамериканского и Алеутского. Впоследствии он был избран на Первосвятительский престол. Так вот, святитель Тихон заложил важные основы для создания единой Поместной Православной Церкви в Америке. К сожалению, планы владыки не осуществились. Во-первых, из-за того, что в 1908 году он был отозван в Россию, а во-вторых — из-за революции.
К сожалению, в США существует четкое деление людей по этническому признаку. Так, параллельно действуют Греческая архиепископия, Антиохийский патриархат… Они, хотя и имеют евхаристическое общение между собой, но, к сожалению, до сих пор в США нет единого Православного центра.
Говоря о нашей миссии, следует отметить, что проповедовать в Соединенных Штатах не просто по той причине, о которой говорили еще наши старцы: «В богатом и изобильном обществе крайне трудно думать о вечном и спасаться». Когда же человека теснят скорби и проблемы, он как-то мобилизуется, «сжимается» и идет по своему спасительному пути. Когда же требуется, так сказать, «благое произволение» — вот здесь возникают трудности. Поэтому я считаю, что в Соединенных Штатах Америки «жить по-христиански» значительно труднее, чем в других странах.

— Вы упомянули о том, что в США действует множество религиозных конфессий. А какое место занимает религия в жизни американца?
Во всяком случае — не последнее. В Америке религиозная идеология очень влиятельна, и к голосу религиозных лидеров прислушиваются в правительстве и в сенате. Но, если говорить о месте религии в личной жизни американцев, то, мне кажется, она находится далеко не на первом месте. Если судить в общем, то можно сказать, что для этих людей наиболее важно позаботиться о своем достатке: заработать денег, получить жилье, дать своим детям возможность получить хорошее образование… Так что религия — это где-то «второе», если не «третье» место. Это, в какой-то степени, происходит потому, что религия в Соединенных Штатах традиционна. Человек привык каждое воскресенье ходить в церковь, вот и ходит, скорее по привычке. Он просто следует традициям своих предков. Это в лучшем случае. Гораздо хуже, когда человек считает, что «верить» и «молиться» вовсе не обязательно.

— Говорят, что у американцев нет своей культуры. Об этом свидетельствует низкопробная и аморальная видео и аудио продукция, насаждаемая в Украине…
Говоря об американском народе, имеют в виду пришлых людей разных национальностей, принесших в эту страну свою культуру. Поэтому у всех жителей Соединенных Штатов совершенно разное восприятие мира. Но нужно нечто, способное «цементировать» общество. И этим «цементом» у американцев служит идея создания сверх державы. Часто они говорят: «Все мы разные. Но нас объединяет государство, которое должно быть сильным, богатым и способным обеспечить всем равные права». Но, при этом, ничего не говорится о равных возможностях. Поэтому, как мне кажется, мы имеем дело с мифическим образом. Ведь всего того, что мы видим в боевиках и бестселлерах, нет в Соединенных Штатах. Скорее это вымышленный персонаж, который хотелось бы видеть американцам. Иначе говоря, речь идет о насаждении в обществе образа «супергероя». При этом постоянно делаются акценты на том, что «это наше лицо». Но это мало соответствует действительности.

— Под развалинами двух небоскребов в Нью-Йорке в сентябре 2003 года оказался православный храм. Какова его судьба?
Это был православный храм в честь Святителя Николая, Мирликийского чудотворца, который принадлежал греческой общине. В результате террористического акта он был полностью разрушен. Эта церковь широко известна в истории, так что даже некоторые русские императоры жертвовали этой общине золоченые евхаристические сосуды и дорогие иконы. Поэтому, когда в Соединенных Штатах произошла эта трагедия, мы, выражая соболезнования греческой архиепископии, сказали, что Русская Православная Церковь готова принять активное участие в воссоздании храма. Недавно я встречался с главой греческим владыкой Димитрием. По его словам, уже разработан проект воссоздания этого храмового комплекса. В него войдет мемориальная церковь, а также несколько помещений.

— Какова была реакция православных на решения, принятые правительством в отношении Ирака?
Хочу сразу отметить, что на милитаристские меры американских властей «отреагировали» не только православные. Не смогли смолчать и представители епископальной и католической Церквей, а также лидеры протестантских течений. Последовала реакция неприятия. Потому что Церковь не может принять насилие. Естественно, каждый нормальный человек понимает, что государственный режим может кого-то не устраивать. Может быть, правительство Ирака действительно сделало что-то не так. Но установление демократии насильственными методами — преступление против человечества. В связи с этим Национальный Совет Церквей США, в который входят представители всех христианских конфессий и религиозных течений, письменно обратился к президенту Соединенных Штатов Джоржу Бушу с просьбой не предпринимать вооруженного вторжения в Ирак. К сожалению, в этот раз голос Церкви не был услышан.

— В Украине существует проблема засилья тоталитарных сект. И, причем, многие «духовные» лидеры приехали из Соединенных Штатов. Существует мнение, что эти «миссионерские» визиты осуществляются с целью «сбить» с украинских граждан как можно больше денег и переправить их заграницу…
Я не думаю, что на таких странах, как Украина, западные сектанты смогут заработать «реальные» деньги. Вероятнее всего, здесь идея несколько другая — разделить человечество. Как видим, в славянских странах общество более менее консолидировано. И основным стержнем здесь является именно Православная вера, история и культура. «Раздробить!» — это, пожалуй, главная задача, которую ставят перед собой лидеры тоталитарных сект. У разделенного народа нет единого духа. А при отсутствии единства сложно что-то строить. Люди превращаются в «существ», которыми можно легко управлять. Отсюда вытекают коварные замыслы сектантских проповедников: «Сделать общество управляемым».

— Сегодня много говориться о проблемах глобализации, которая осуществляется по американской модели. Что Вы думаете по этому поводу?
Ни для кого не секрет, что Америка именует себя сверхдержавой. Может это и правильно с точки зрения внутригосударственной политики. Но не должно быть так, чтобы одно государство, каким бы богатым и могучим не было, оказывало силовое давление на другое. Мир должен быть многополярным и все существующие мнения должны учитываться. И только на основе общего вектора всех мнений должны приниматься решения в мировом масштабе. И особую роль в этих процессах должна играть Организация Объединенных Наций. По мнению руководителей многих государств, значение ООН в современном обществе, как никогда, возрастает.
Здесь уместно вспомнить о тоталитарных сектах. Мне кажется, что межгосударственная сектантская экспансия — это одна из составляющих внешней политики многих государств. Многие дипломаты давно уже осознали всю важность религиозного фактора, как для внутренней, так и для внешнеполитической жизни страны. К сожалению, часто мы не придаем этому должного значения. Но многие политики играют на этом в отношениях, как между отдельными людьми, так и между государствами. Страна, уважающая историю, культуру и веру своего народа — сильное государство, способное «постоять за себя» на внешнеполитической арене. Если государство не может защитить права народа, то и люди не будут отстаивать интересы совей страны.

— Владыка, Божьей милостью Вы приехали на Украину, посетили многие святыни Украинской Православной Церкви. Какие впечатления у Вас остались после этого визита?
В этом году время своего месячного отпуска я решил посвятить паломничеству. Визит в Украину нельзя назвать официальным. Скорее, это паломничество по святым местам. В Киеве я не был уже достаточно долго — около десяти лет. Я даже сказал архиепископу Павлу, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, что увиденное мной — это подлинное чудо. Мы знаем, что Лавра строилась столетиями. Долгое время, стараниями безбожной власти, она находилась в запустении. Поэтому очень впечатляет, что архипастырскими трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира и архиепископа Павла этот древний монастырь возродился прямо «на глазах» — в течении каких-то полутородесяти лет. Мы видим, что Лавра «расцветает» с каждым днем.
Единственное, что не может не печалить, это то, что украинский народ разделен внутри Православия. Тяжело ехать по киевским улицам, встречая на своем пути величественные храмы, в которых служат раскольники. Вообще, по моему мнению, украинский раскол — это «дикость», которая не имеет право на существование среди людей, считающих себя христианами.
Радует, что, как сказал ректор Киевской духовной академии и семинарии отец Николай Забуга, в столичных духовных школах обучается две тысячи ребят со всех регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Авторитет Украинской Православной Церкви все более возрастает в современном мире — как на межцерковном, так и на межгосударственном уровне.
Сердечно благодарен Предстоятелю Украинской Православной Церкви, Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Павлу за предоставленную мне возможность посетить обитель. Их отеческую теплоту и гостеприимство я увожу с собой в далекую Америку.
Беседу вел Александр Андрущенко


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика