Православно-патриотический календарь "Русская Держава"
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 7 апреля ( 25 марта )
Седмица 5-я Великого поста.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948).
Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).
Литургия св. Иоанна Златоуста.
На веч. - Благовещения: Быт. XXVIII, 10-17. Иез. XLIII, 27 - XLIV, 4. Притч. IX, 1-11. Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 - XXXVIII, 6. На веч.: Быт. XIII, 12-18. Притч. XIV, 27 - XV, 4. Благовещения: Исх. III, 1-8. Притч. VIII, 22-30. Лит. - Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 3 зач., I, 24-38.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: "Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего" не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа - как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...
Слово "раба" в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух... Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Сегодня в светлый праздник Благовещения наша Церковь вспоминает Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
Его имя особенно дорого русским монархистам, поскольку во время своего служения в Ярославле он был почетным председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа и всячески поддерживал деятельность русских патриотов. Будущий Патриарх родился 19 января 1865 г. в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника и в миру звался Василием Ивановичем Беллавиным. Образование получил в Псковской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовную академии, которую закончил в 1888 г. В 1891 г. принял монашество с именем Тихон (в честь свт. Тихона Задонского). В 1898 г. хиротонисан во епископа Люблинского, затем служил в Америке епископом Алеутским и Аляскинским, в 1905 г. возведен в сан архиепископа. С 1907 г. на Ярославской кафедре, здесь активно поддерживал местных монархистов, согласился занять пост почетного председателя Ярославского отдела Союза Русского Народа, в 1909 г. прислал благословение монархическому съезду в Москве. Любовь к нему горожан была столь велика, что архиепископа Тихона избрали почетным гражданином Ярославля. Накануне Первой Мировой войны в 1913 г. назначен на Виленскую кафедру, оказавшуюся в прифронтовой полосе.
После Февральской революции избран на Московскую кафедру, возведен в сан митрополита, с открытием в августе 1917 г. в Москве Всероссийского Поместного Собора избран председателем Собора. Собор принял решение избрать Патриарха, жребием из трех кандидатов был избран митрополит Тихон. Интронизация его была совершена в Успенском соборе Кремля на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Святитель Тихон отмечал: "Патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и орудийной смертоносной пальбы". Являвшийся олицетворением кротости и доброты, Патриарх Тихон был тверд и непреклонен в деле защиты Церкви от врагов. В годы гонений, расколов, разрухи он сохранил Церковь. Видя причину бедствий в грехе ("Грех растлил нашу землю", - говорил он), Патриарх призывал "очистить сердца наши покаянием и молитвой". В первом обращении к всероссийской пастве 18 декабря 1917 г. Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как "годину гнева Божия". 19 января 1918 г. он выпустил послание, в котором бесстрашно анафематствовал творящих беззаконие, призывал верных чад Церкви встать на Ее защиту и пострадать за веру Христову, но отказался благословить Белое движение.
В августе 1921 г. во время голода в Поволжье Патриарх обратился к российской пастве и мировому сообществу с призывом об оказании помощи, под его председательством был образован Всероссийский церковный Комитет помощи голодающим, сумевший организовать эффективную международную помощь. Патриарх благословил добровольную передачу не богослужебных церковных ценностей в помощь голодающим. Однако большевистское правительство в действительности заинтересовано было не в средствах для помощи голодающим, а в использовании голода для разгрома Церкви. В феврале 1922 г. власти постановили изъять у Церкви все драгоценные предметы. Протесты православных были расценены как саботаж, в Москве и Петрограде были осуждены и расстреляны верующие: духовенство и миряне. К суду был привлечен и Патриарх Тихон, он был арестован и с апреля 1922 по июнь 1923 г. провел в заключении. В такой обстановке была осуществлена раскольническая авантюра, спланированная в ГПУ, в обстановке террора половина епископов признала обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью. В апреле 1923 г. в захваченном у Православной Церкви храме Христа Спасителя в Москве открылось обновленческое собрание, названное "Поместным Собором", обновленцы вынесли приговор о лишении Свт. Тихона сана Патриарха и монашества. Обновленческий "суд" над Святейшим Патриархом замышлялся как прелюдия советского суда. Но власти не решились на столь явное беззаконие в новых международных условиях.
В июле 1923 г. Патриарх обратился к пастве с посланием, в котором писал, что Русская Церковь аполитична и не желает быть втянутой в политическую борьбу, он осудил обновленчество и тех эмигрантов, которые толкали Церковь на путь политической борьбы. В конце 1924 г. здоровье Святейшего Патриарха ухудшилось, что вынудило его переехать из Донского монастыря в частную клинику Бакуниной на Остоженке. Тем временем власти угрожали Патриарху Тихону новым арестом и судом. 7 апреля 1925 г. после экстренного заседания Синода, на котором обсуждался проект обращения Патриарха, Святейший Патриарх Тихон скончался. Он был погребен в Малом соборе Донского монастыря. Отпевание совершили 56 архиереев и около 500 пресвитеров. Прославлен в лике святых в 1989 г., а 19 февраля 1992 г. были обретены мощи Свт. Тихона.