Русская линия

Православно-патриотический календарь "Русская Держава"


ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 

26 октября ( 13 октября )

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатрийского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (ок. 251). Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров (1937).
Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диакона (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Вмц. Златы (Хрисы) (1912).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 244 зач., III, 1-8. Лк., 41 зач., IX, 7-11. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.



Никита Петрович Гиляров-Платонов

Сегодня мы вспоминаем известного ученого, богослова, писателя и публициста Н.П.Гилярова-Платонова, скончавшегося 13 октября 1887 года.
Никита Петрович Гиляров-ПлатоновОн родился 23 мая 1824 г. в Коломне в семье священника П.Никитского, служившего в церкви мч. Никиты (откуда и происходила его фамилия). Обучаясь в семинарии, а затем и в Московской духовной академии, будущий писатель вместе с образованием получил и свою фамилию - фамилия "Гиляров" была образована от латинского hilaris - веселый, а вторая часть фамилии - "Платонов" досталась ему к лучшему студенту, удостоившемуся стипендию имени митрополита Платона (Левшина).
Получив духовное образование, Гиляров-Платонов был оставлен в академии бакалавром по кафедре герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах, на которой преподавал в течение семи лет. Покровительствовал ему Московский митрополит Филарет (Дроздов), которого Гиляров-Платонов считал своим духовным отцом и учителем.
С 1855 г. Гиляров-Платонов служил в Министерстве народного просвещения (МНП), являясь цензором книг научного и духовного содержания. Вскоре Я.И.Ростовцев, председатель комиссии по выработке положения об улучшении быта крестьян, привлек Гилярова-Платонова к составлению "Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу". Одновременно Гиляров-Платонов продолжал служить и в МНП где подготовил записку для министра с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе, при оказании ему государственной поддержки. Проект Гилярова-Платонова лег в основу создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришелся на 1870-90 гг., на время руководства Св. Синодом К.П.Победоносцева. В августе 1863 г. Гиляров-Платонов стал управляющим московской синодальной типографией, участвовал в разработке "Временных правил о печати" (1865), по которым русская пресса жила вплоть до 1905 г.
С конца 1867 г. Гиляров-Платонов стал издавать в Москве собственную газету "Современные известия". Вскоре он полностью оставил службу и занялся журналистикой. Помимо "Современных известий", которые Гиляров-Платонов издавал до конца своих дней, он также редактировал еженедельный иллюстрированный журнал "Радуга", сотрудничал практически во всех славянофильских изданиях, особенно в журналах и газетах И.С.Аксакова. Свои взгляды публицист определял как "близкие, но не тождественные" славянофильству. "Современные известия" сразу заняли заметное место в тогдашней русской прессе, выделяясь твердой защитой истинно русских охранительных начал. К 1880-м гг. в русской национальной прессе сложился своеобразный триумвират ведущих публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране - М.Н.Катков, И.С.Аксаков и Гиляров-Платонов. Но если Катков делал упор на защиту интересов государства и незыблемости самодержавия, а Аксаков занимался преимущественно проблемами славянства и сохранения национальной культуры, то Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества и вопросы религиозного просвещения. Таким образом, Гиляров-Платонов отстаивал Православие, Катков - Самодержавие, а Аксаков - Народность. В результате трудов триумвирата в 1880-е гг. в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории.
Гиляров-Платонов также занимался философией, в частности критически разбирая труды Гегеля и вообще западных философских школ. Интересовался Гиляров-Платонов и теоретической политэкономией, считая, что не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни. Однако ни при жизни, ни посмертно научные заслуги Гилярова-Платонова не были оценены и он так и остался по словам С.Ф.Шарапова "неопознанным гением".
Скончался Гиляров-Платонов в Санкт-Петербурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, по соседству с могилами М.П.Погодина и С.М.Соловьева. По справедливым словам В.В.Розанова, в Н.П.Гилярове-Платонове "открывался чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить у себя".


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика