В ООН обеспокоены нарушением прав верующих УПЦ. Сербский Патриархат известил Поместные Церкви, что не признает «ПЦУ». Элладская Церковь не станет рассматривать украинский вопрос на грядущем Архиерейском Соборе. Албанская Церковь отказалась признавать «ПЦУ»
Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России…
Управление верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало на минувшей неделе доклад «Общественное пространство и основные свободы накануне президентских, парламентских и местных выборов в Украине», в котором выразило крайнюю обеспокоенность тем, что Томос, предоставленный Фанаром украинским раскольников, резко обострил межрелигиозную ситуацию в стране.
В документе говорится, что в стране царит «атмосфера запугивания», совершаются нападения на журналистов и верующих УПЦ. По данным УВКПЧ, чаще всего их совершают украинские националисты, которые в большинстве случаев остаются безнаказанными, так как власти по сути отказываются расследовать подобного рода преступления.
«Хотя трения между православными общинами в Украине существовали и до вооруженного конфликта на востоке Украины, их значительно обострил процесс получения автокефалии, который продолжается до сих пор. В течение отчетного периода УВКПЧ задокументировало 10 случаев угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан в отношении преимущественно Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)», — говорится в докладе.
«УВКПЧ обеспокоено тем, что существующая политическая среда ещё более способствует обострению напряженности, которая негативно влияет на свободу религии или убеждений с возможными неблагоприятными последствиями для других прав человека, в частности права на свободу мысли и выражения, накануне выборов», — заявил в ООН.
«В ноябре 2018 года, после отказа Украинской Православной Церкви присоединиться к новообразованной Православной Церкви Украины, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила ряд уголовных дел по обвинению в подстрекательстве к религиозной ненависти, а по крайней мере в одном случае это обвинение было дополнено обвинением в государственной измене, причём о подозрении не сообщалось. В контексте этих расследований СБУ провела обыск в помещениях Украинской Православной Церкви и домах церковных иерархов, также допросила священнослужителей в разных регионах Украины. Лица, с которыми беседовало УВКПЧ, сообщили, что такие действия осуществили давление на них, и заявили, что, несмотря на отсутствие прямых угроз или принуждения, они считают эти действия попытками повлиять на их позицию в отношении автокефалии» — говорится в докладе.
«20 декабря 2018 года Парламент проголосовал за начало обязательного переименования религиозных организаций, связанных с религиозными центрами в Российской Федерации, подразумевая, в первую очередь, общины Украинской Православной Церкви. Парламент также принял ограничения на доступ священников таких организаций в помещения Вооруженных Сил Украины из соображений национальной безопасности. Это противоречит статье 18 (3) Международного пакта о гражданских и политических правах, потому что безопасность не является допустимым основанием для ограничения свободы религии или убеждений», — подчеркнули в ООН.
+ + +
Сербская Православная Церковь разослала всем Поместным Церквям письма о том, что Сербский Патриархат не признает «ПЦУ» и считает действия Фанара на Украине неканоническими, а представителей «ПЦУ» раскольниками.
«Сербская Православная Церковь не признаёт в качестве „Автокефальной Церкви Украины“ провозглашенную, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную, искусственную „конфедерацию“ украинских раскольнических группировок (уже снова рьяно противоборствующих друг с другом и неудержимо идущих к разделению)», — известили иерархи Сербской Церкви в тексте письма.
Они напомнили, что грех раскола возможно уврачевать только покаянием. «Единожды раскольник — раскольник навсегда, за исключением случаев искреннего обращения и глубокого покаяния», — подчеркнули в письме.
Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт — УПЦ во главе с её Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, заявили в Сербском Патриархате.
Согласно его официальной позиции, «объединительный Собор» — ни что иное, как «антиобъединительный, разъединительный и разделительный лжесобор». В связи с тем, как это «странное сборище» было организовано, его закулисьем и окружающей обстановкой, Сербская Православная Церковь сообщила Поместным Церквям, что решения этого собрания считает «антиканоническими, недействительными и необязательными».
Сербский Патриархат не воспринимает «епископат» новой церковной структуры в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства, отметили в письме.
«Поскольку принадлежащие к крылу Денисенко получили „существование“ от изверженного из сана, отлученного от Церкви и находящегося под анафемой архиерея (факт, который и сам Патриарх Варфоломей официально признавал в своё время), а принадлежащие к группировке Малетича лишены апостольского преемства и священства в целом. Никаким документом, ни одним, как говорится, росчерком пера, невозможно превратить то, что было — в не бывшее, и не сущее — в сущее», — объяснили свою позицию иерархи Сербской Церкви.
Сербский Патриархат рекомендовал своим Преосвященным иерархам и честным клирикам воздерживаться от литургического и канонического общения не только с главой «ПЦУ» Епифанием Думенко, но и с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками.
Принимая такое решение, Сербская Церковь руководствовалась принципом священных канонов, согласно которому «сообщающийся с отлучёнными от общения и сам становится вне общения», сообщили сербские Преосвященные Поместным Церквям.
+ + +
Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви, заседание которого пройдёт 19−21 марта 2019 года, не будет рассматривать «украинский вопрос», следует из повестки форума, опубликованной в греческих СМИ.
В начале января Св. Синод Элладской Православной Церкви не стал признавать «ПЦУ», передав этот вопрос на рассмотрение высшего административного органа — Собора иерархии или Архиерейского Собора. И хотя портал «Ромфея.Новости» сообщает, что на Соборе будет обсуждаться украинская тема, для всех очевидно, что грекам сейчас не до Украины.
Главной темой Собора будет отказ греческих властей от Православия как государственной религии и связанные с провозглашением религиозного нейтралитета Греции последствия для Церкви и священнослужителей.
Следует отметить, что Элладская Православная Церковь в настоящее время имеет крайне сложные отношения с Константинопольским Патриархатом, поскольку Патриарх Варфоломей предпринимает недвусмысленные шаги для того, чтобы вернуть под свою власть так называемые северные территории Греции, а это более 30 епархий, которые с 1928 года подчинялись Элладской Церкви.
Усиливать власть Константинопольского Патриарха и утверждать его право по своему усмотрению вмешиваться в дела Поместных Православных Церквей греческим архиереям в этом положении не с руки. Однако и отказаться от идеи о возможном возвращении грекам Константинополя и восстановления Византийской империи они также не могут.
В этих условиях самым разумным выходом видится максимально возможная отсрочка решения этого вопроса, чтобы не становиться ни на ту, ни на другую сторону, к чему уже прибегли многие Поместные Церкви. В этом свете решение греков отложить выработку официальной позиции Элладской Церкви в отношении новой церковной структуры на Украине вполне ожидаемо.
Да и понять греков вполне можно — им, действительно, сейчас не до Украины. Православная Греция в самое ближайшее время может перестать быть таковой согласно Конституции.
+ + +
«Союз православных журналистов» на минувшей неделе опубликован на своих страницах полный текст послания Священного Синода Албанской Православной Церкви Патриарху Константинопольскому Варфоломею от 14 января 2019 года, в котором Албанская Церковь категорически отказывается признавать законными хиротонии представителей «ПЦУ», называет их раскольниками и призывает срочно собрать Всеправославный Собор по ситуации на Украине.
Текст послание приводится ниже:
«Всесвятейший и Божественнейший архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх, во Христе премного возлюбленный и прелюбимый брат и сослужитель нашего смирения, кир Варфоломей! Приветствуя во Господе Ваше Божественное Всесвятейшество, наисладчайшим образом обращаемся к Вам!
«Явившийся нам и просветивший мир Христос» да просветит мысли, решения и действия всех православных, направляя в Новом Году Свою Церковь, «которую стяжал Своей честною Кровию», на путь мира.
Собравшись 4 января сего года на Синод, мы внимательно ознакомились с письмом Вашего Божественного Всесвятейшества от 24 декабря 2018 года и со всем возможным тщанием исследовали вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. С искренним почтением и исполненным любви дерзновением, как и всегда, излагаем вкратце суждение Албанской Церкви, особенно в отношении действий Святого Духа.
Уже известна наша критика в адрес Русской Церкви за отказ участвовать во Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите. Также мы критиковали Русскую Церковь за поспешное решение о разрыве Евхаристического общения со Вселенским Патриархатом. В частности, в нашем письме ко Блаженнейшему Патриарху Московскому Кириллу мы писали: «Решения иерархии Русской Церкви не могут лишить действительности действия Святого Духа в православных храмах юрисдикции Вселенского Патриархата. Невозможно для нас согласиться с такими решениями. Божественная Евхаристия, таинство непостижимое в своей святости и уникальное по своему значению должно оставаться выше церковных раздоров».
Та же скорбь и мучительное беспокойство о сохранении единства православной Церкви вынуждает нас высказать основательные сомнения в отношении признания задним числом действительными хиротоний, совершенных изверженным из сана, отлученным и анафематствованным лицом. Мы говорим о действиях господина Филарета Денисенко (основного зачинателя украинского церковного кризиса). Обстоятельства его жизни широко известны. Он был рукоположен во епископа Московского Патриархата в 1962 года, был председателем отдела Внешних Церковных Связей и митрополитом Киевским. В 1991 году он начал просить автокефалию, однако не у Вселенского Патриархата, а у своей тогдашней Матери-Церкви — Московского Патриархата. В 1992 г. он был низложен, в 1997 г. отлучен и анафематствован Русской Церковью — органической частью Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви, — причем действия эти были признаны всеми автокефальными Православными Церквами.
Всё то время, пока господин Филарет был низложен и анафематствован, он совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными Таинствами.
Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными Божественной Благодати и действия Святого Духа.
Среди прочих — и хиротонии последовательно в диакона, священника и, наконец, во епископа его секретаря Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: «Мы восстановили их в принадлежавшие им епископские и иерейские степени». Однако мы задаёмся вопросом: до какой степени совершённые господином Филаретом хиротонии, в то время как он был низложен и анафематствован, получили задним числом без канонической хиротонии действительность во Святом Духе и истинную печать апостольского преемства?
Всеправославно признаётся в качестве основного экклезиологического принципа, что хиротонии еретиков и схизматиков, а особенно — низложенных и отлученных, как «таинства», совершенные вне Церкви, недействительны. Этот основной принцип неразрывно связан с Православным учением о Святом Духе и составляет неколебимое основание апостольского преемства православных епископов. Мы убеждены, что этим принципом пренебрегать недопустимо.
Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое «по икономии» становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа тогда отлученным и низложенным господином Филаретом: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго. помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа») признаются задним числом «по икономии»".
Наконец, нам известно, что избрание на так называемом Объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины было результатом настойчивости всё того же господина Филарета, сейчас, что значимо, именуемого в Украине «Святейшим Почетным Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».
В связи со всем вышесказанным для нас остаётся вопросом включение митрополита Епифания в Священные Диптихи.
Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом гонения от безбожных властей, до сих пор не достигнуто. Сотни тысяч православных верующих, находящихся под омофором Митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г. у них было 12 069 приходов, 90 архиереев, 12 283 клирика, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процессе предоставления автокефалии; более того, разорвали евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. В прошлом церковная полнота тех стран, которым предоставлялась автокефалия — Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии, — была единой.
Мы глубоко скорбим, что оправдались наши опасения, которые мы неоднократно выражали при встрече с представителями Вселенского Патриархата (июль 2018) и во время нашего с Вами личной беседы на Крите (октябрь 2018). Вместо примирения и объединения православных христиан Украины мы видим, что возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия.
Предположения, будто нынешние потрясения и явное разделение продлятся недолго и все Автокефальные Православные Церкви, в конце концов, одобрят произошедшее с точки зрения любого человека, знающего историю церковных разделений и стойкость религиозного фанатизма, могут быть сочтены только беспочвенными оценками. Успокоительные предположения некоторых, что это произойдет. в будущем веке особенно циничны. Серьёзные раны, которые не получили своевременного врачебного ухода, не лечатся со временем. Обычно они только расширяются и становятся ещё глубже.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных идей для обеспечения мира в Украине и особенно для сохранения опасно пострадавшего единства Православия. В этом отношении мы твёрдо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе, как и было яснейшим образом сказано и подчеркнуто на Крите: «Православная Церковь выражает своё единство и кафоличность через посредство Собора. Соборность проникает всю ее организацию, способ принятия решений и определяет ее путь».
Мы не оставляем мысли, что ценнейшим достижением православных в последние десятилетия были Всеправославные Синаксисы Предстоятелей и Святой и Великий Собор Православной Церкви при деятельном участии Вселенского Патриархата и Вашего Божественного Всесвятейшества.
Итак, исполнившись соборного духа Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь направляет пламенный призыв, чтобы Вселенский Патриархат, исполняя свою исключительную прерогативу координировать Православные Церкви, созвал как можно скорее Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрожающую нам опасность болезненной схизмы, которая может повредить убедительности и ценности свидетельства Православия в современном мире.
От всего сердца молимся и смиренно умоляем, чтобы Бог-Троица направил наши стопы на путь сохранения единства Православия. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13).
Приветствуем Вас лобзанием святым и пребываем со всякою любовью и глубочайшим почтением во Христе явившемся Боге, просветившем мир.
В ООН обеспокоены нарушением прав верующих УПЦ. Сербский Патриархат известил Поместные Церкви, что не признает «ПЦУ». Элладская Церковь не станет рассматривать украинский вопрос на грядущем Архиерейском Соборе. Албанская Церковь отказалась признавать «ПЦУ» Обзор событий минувшей недели на постсоветском пространстве и в ближайшем приграничье России...