Католики вслед за православными упростили процедуру развода для верующих. Но до сих пор категорически не приемлют второбрачие…
Апостасийные тенденции в нравственной жизни верующих, к сожалению, всё сильнее набирают обороты не только в нашей стране, но и далеко за её пределами — на Западе. После 70 лет безбожной советской власти ожидать того, что нравственность нашего народа окажется на высоте, было бы крайне наивно. Вот почему для нас уже привычно, что институт брака в России превратился в формальность, а развод — обыденная вещь даже для верующих и воцерковлённых людей.
О том, что дела в семейной сфере в России очень плохи, может подтвердить любой епархиальный архиерей, который вынужден каждый месяц подписывать многочисленные прошения о так называемом «церковном разводе». Более того, в некоторых храмах нашей Церкви можно даже встретить образец соответствующего прошения, вывешенный на церковной доске объявлений. Так незатейливо реагируют на постоянные вопросы по данному поводу некоторые наши незадачливые священники.
Однако, в отличие от постсоветской России, не так давно отказавшейся от официальной идеологии атеизма, на Западе институт церковного брака до последнего времени всё ещё сохранял свои традиции. Так, в православной Греции и по ныне развестись крайне непросто, и не только Церковь, но и государство делает всё, чтобы всячески удержать супругов от этого шага. И хотя тенденции здесь также неблагоприятные, а власти Греции рассматривают вопрос о возможности легализации сожительства (в нашем понимании речь идёт о браке, заключённом в ЗАГСе), греки всё же сохраняют свои семейные традиции.
Ещё более строгие правила для развода существовали до недавнего времени в католическом Ватикане, где разошедшихся без благословения Церкви супругов объявляли прелюбодеями и отказывались причащать. При этом получить официальный церковный развод или аннулирование брака католикам было практически невозможно — настолько дорогая и забюрократизированная процедура существовала в Римской курии по данному вопросу.
Впрочем, теперь всё изменилось. На днях папа Римский Франциск провёл реформу канонических процедур по признанию недействительности брака, заключенного в Римско-католической церкви, и значительно упростил эту процедуру, сообщает РИА Новости.
Глава Ватикана подписал два особых рескрипта motu proprio — Mitis Iudex Dominus Iesus и Mitis et misericors Iesus («Кроткий Судия Господь Иисус» и «Кроткий и милостивый Иисус»), которые были представлены во вторник Ватикане на специальной пресс-конференции. Эти документы, подписанные 15 августа, вносят изменения в Кодекс канонического права и Кодекс канонического права Восточных церквей.
Согласно внесенным папой Римским изменениям, теперь процедура признания брака недействительным станет более быстрой и менее дорогой, а в некоторых случаях, если это возможно, и вовсе бесплатной. Кроме того, в каждой епархии функцию судьи, принимающего решение о недействительности брака, будет выполнять местный епископ.
При этом, если епископ устанавливает обычный процесс для аннулирования брака, то он должен быть завершен максимум в течение года и его решение будет считаться окончательным, если обе стороны согласны.
Ранее папа Франциск неоднократно высказывался о необходимости смягчения церковной позиции в вопросах, связанных с разводом. В частности, он заявлял, что процесс признания брака недействительным должен быть ускорен. По его мнению, люди, чей брак распался, нуждаются в сопровождении, а не в осуждении.
Вместе с тем, Католическая церковь до сих пор признает заключенный в Церкви брак нерушимым. Женатый человек навсегда остаётся таковым даже в случае развода. Поэтому официальное решение Ватикана по факту распада брака даёт разведённому право на участие в таинствах, но не разрешает ему второй церковный брак. В случае, если разведённые супруги решатся на очередной брак, они вновь будут отлучены от церковных таинств.
Ватикан сдаёт свои позиции Католики вслед за православными упростили процедуру развода для верующих. Но до сих пор категорически не приемлют второбрачие...