5−7 февраля в Борисоглебе Ярославской области прошли Вторые Всероссийские Иринарховские чтения. Начались занятия собравшихся с Божественной литургии и молебна преподобному Ириарху затворнику, отслуженному архиепископом Ярославским Михеем в Борисоглебском монастыре. Он же и открыл Чтения своим вступительным словом с пожеланием успешной работы участникам. На Чтения приехали учителя, писатели, философы и журналисты не только из Ярославской и граничащей с ней областей, но из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. В первый день собравшиеся обсудили за круглым столом едва ли не самую актуальную нынче тему: «Использование духовного наследия преподобного Иринарха затворника в преодолении сегодняшней смуты». Преподобный Иринарх затворник подвизался в конце XVI, начале XVII века и был известен своими удивительными аскетическими подвигами. Именно к нему в трудную для ополчения минуту обратились Минин и Пожарский за благословением своего дела. Преподобный благословил вождей народно-освободительного движения, обещал молиться о победе ополчения и дал им крест: «Сим победиши». Известно, что ополчение Минина и Пожарского не имело «официального», синодального благословения идти на Москву. Пламенные послания и благословение постоять за веру Православную, замученного к тому времени в подвалах Чудского монастыря священномученика Гермогена, вызвали решимость освободить Первопрестольную от ляхов. Впавшие затем было в уныние ополченцы готовы были оставить свое благое дело, но, одушевленные благословением преподобного, бодро двинулись на Москву и принесли ей свободу от иноземного ига. Напрашивающиеся параллели с сегодняшним днем вызвали оживленную дискуссию на предложенную тему. Каким должно быть участие Церкви в политической жизни страны, каковы могут быть пути выхода из кризисного смутного состояния нашего народа стали основными вопросами круглого стола. Преподобный Иринарх без тени смущения благословил патриотическое движение, а ведь он не был не только архиереем, но и священником даже. Будучи одним из величайших аскетов русской церкви, борисоглебский затворник отлично разбирался и в политической жизни родины. Не тушинского вора и Сапегу благословлял преподобный, а патриотов Михаила Скопина-Шуйского и Пожарского с Мининым. И нынешние патриоты ждут от своей Церкви не аполитичности, а благословения на освобождение нашего возлюбленного отечества от нынешних чуждых ему правителей. В этом участники Чтений, люди казалось бы, самых разных взглядов, проявили завидное единодушие. Абсолютное большинство собравшихся были верующими православными христианами, чадами Русской Православной Церкви, и русскими патриотами одновременно. Сам по себе тот факт, что собрались Чтения под омофором Ростовского Борисоглебского монастыря, говорит, что и нынешнему духовенству совсем не безразлично происходящее вокруг. Организаторы Чтений, наместник монастыря игумен Иоанн (Титов) и директор сельской Ивановской школы Владимир Сергеевич Мартышин были живым примером плодотворного сотрудничества духовенства и мирян направленного на общее благое дело. По результатам Круглого стола собравшимися была принята резолюция. Второй день Чтений был посвящен докладам участников, преимущественно краеведческой тематики. Чрезвычайно высокий уровень докладов, разнообразие участников от докторов наук до школьников старших классов говорит о громадном потенциале русской провинции. Несмотря на заклинания из столицы, что «так дальше жить нельзя», наш народ живет, и живет своей глубокой жизнью, пытается осмыслить, что же с ним происходит и накапливает силы, чтобы стряхнуть ненавистный и чуждый его духовной основе режим. Закончились Иринарховские Чтения общим паломничеством к святому источнику преподобного Иринарха на его родине, в селе Кондаково. После водосвятного молебна все желающие, а их было большинство не смотря на мороз, окунулись в Святом источнике. После братского обеда в монастыре участники Чтений разъехались по своим городам и весям, с твердой надеждой собраться вновь на будущий год. Преподобный отче наш Иринарше, моли Бога о нас! ИРИНАРХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Борисоглеб, 5−7 февраля 1999 года РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА"Использование духовного наследия преподобного Иринарха затворника в преодолении сегодняшней смуты в нашем Отечестве" 1. Преподобный Иринарх затворник — патриот большой и малой родины. — Хождение в Москву. Духовная поддержка царя- Стойкость в вере перед врагом видимым и невидимым 2. Актуальность и ценность духовного делания для наших дней. — Написание фундаментального труда о Смутном времени. Полное описание жизни прп. Иринарха на фоне исторических событии, происходивших в нашем Отечестве и за его рубежами в период 1548—1616 годов. А так же написание книг о прп. Иринархе для детей и юношества. (Обратиться к писателям с просьбой обсудить кандидатуры возможных авторов написания этих книг.) — Определить возможные кандидатуры историков, компетентных в данных вопросах, для консультирования при создании данных трудов. — Предложить Союзу писателей России провести выездной секретариат в п. Борисоглебский с повесткой «Место русских святых в государственном строительстве нашего отечества» (На примере Ростовских святых и святых. связанных с Борисоглебской обителью). — Обсудить возможность проведения Министерством образования и Управлением дополнительного образования в п. Борисоглебском выездного семинара по теме «Использование местного краеведческого материала в духовно-нравственном воспитании детей». –Обратиться к кинематографистам с предложением создать историко-публицистические фильмы о преп. Иринархе и его роли в преодоленнии Смуты. Провести исследование географических названий окрестных сел и деревень вокруг Борисо-Глебского монастыря с последующим опубликованием словаря «Топонимика и ономастика Борисоглебского края. — Проработать вопрос о возможном создании художественных полотен на историческую тему о Смутном времени, в основе сюжетов которых лежал бы духовный гражданский подвиг прп. Иринарха. — Разрабогать программу духовно-нравственного воспитания на примере гражданских и духовных подвигов преп. Иринарха. — Разработать программу «Возрождение Борисоглебского края и его святынь», включающее благоустройство кладбищ, приведение в надлежащий вид территорий храмов, святых источников и других святых мест. — Обсудить возможные пути сопротивления натиску антидуховных сил, пропаганде разврата, насилия, американизации.