Митрополит Иларион: Переход конфликтов из политических сфер в межрелигиозные недопустим
Глава ОВЦС выступил с докладом на заключительном пленарном заседании Всероссийской конференции «Цивилизационный выбор народов России»…
28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на заключительном пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России». Мероприятие прошло в Казанском федеральном университете в рамках торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, сообщает сайт ОВЦС
В своем докладе — «Вера? формирующая сила и основа цивилизационной стабильности государства» — владыка, в частности, заявил, что одна из первоочередных задач, стоящих перед православными и мусульманами — вместе противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов и дестабилизации нашего общества. По его словам, благодаря проповеди мира и согласия религиозным лидерам России удается сдерживать перерастание конфликтов из политической сферы в межрелигиозную, но то давление, которое исходит со стороны сил, выступающих под националистическими, экстремистскими лозунгами, представляет реальную угрозу стабильности российского общества.
«В практической плоскости взаимодействие двух наших исповеданий может и должно быть направлено на защиту роли религии в общественной жизни, борьбу с диффамацией религии, противостояние нетерпимости и ксенофобии, защиту святынь, сохранение мест религиозного поклонения, продвижение совместных миротворческих инициатив», — полагает митрополит Иларион.
Как отметил он, по мнению историка Льва Гумилева, а вслед за ним и Олжаса Сулейменова, совместное проживание в составе одного государства на протяжении веков христианизированных славян и инорелигиозных тюрков «неразрывно привязало их друг к другу». Иерарх напомнил, что, начиная с XIV века, на службу к русским князьям переходило немало знатных татар, а символом своеобразного христианско-мусульманского союза стало просуществовавшее до 1681 года Касимовское царство — удельное княжество для татарских ханов, переходивших на службу Москве.
«Малоизвестна та роль, которую сыграли верноподданные мусульмане во время Отечественной войны 1812 года. Зачастую шедшие в авангарде российской армии конные отряды, состоявшие из представителей мусульманских народов (преимущественно татар и башкир), наводили ужас на французов. Конный полк, составленный из татар, первым вошел в Париж, а среди свиты императора Александра I был генерал-мусульманин Александр Чеченский», — отметил он.
Владыка привел еще один пример, когда командующий гвардейским конным корпусом мусульманин Гусейн Хан до конца сохранил верность Николаю II, отказался присягать Временному правительству, был взят большевиками в заложники и в январе 1919 года расстрелян в Петропавловской крепости.
«Среди русских дворян было несколько сотен семей тюркского происхождения, сыгравших огромную роль в политической, военной и культурной истории России. Татарские муфтии, ученые, военные, деятели культуры внесли неоценимый вклад в сокровищницу российской духовности, стали частью национальной элиты России», — заключил Владыка.
Митрополит Иларион: Переход конфликтов из политических сфер в межрелигиозные недопустим Глава ОВЦС выступил с докладом на заключительном пленарном заседании Всероссийской конференции «Цивилизационный выбор народов России»...