Русская линия
Сводка новостей от 3 октября 2011

Протоиерей Александр Шаргунов: «Очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются»
Священнослужители РПЦ констатируют, что степень воцерковлённости русского народа пока оставляет желать лучшего…

РЛ недавно публиковала данные соцопроса, согласно которому 72% взрослого населения России считают себя православными, 6% – мусульманами, 6% – верующими, но конфессионально не определившимися, 9% – неверующими. 55% называющих себя православными верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год — на Рождество и Пасху. Менее 1/3 православных говорят с детьми на религиозные темы. Не причащаются 62% называющих себя православными. В существование рая верят 41%, ада — 48% православных, примерно столько же верят в чудеса. Более одного раза в год в храме бывает 20% населения России (в США этот показатель 57%, в Италии — 61%, в Польше — 78%). А 93% православных никогда не участвовали в приходской жизни.

При этом авторитет РПЦ в обществе в течение двух десятилетий стабильно высок: большей степенью доверия, чем Церковь, пользуется только Президент России.

Портал Regions.Ru попросили священнослужителей РПЦ прокомментировать эти выкладки социологов.

Протоиерей Всеволод ЧаплинГлава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин считает приведенные цифры вполне достоверными. «Я бы, правда, отметил, что по данным тех же социологов более 30% населения хотя бы иногда посещает богослужения, причащаются 20%, а крещены около 86%. Это примерно соответствует и моим представлениям об обществе, основанным на моей священнической практикой и практике общения. Для меня очевидно, что доля людей, имеющих какую-то православную религиозную практику, составляет от четверти до трети нашего населения, и это очень много. Это говорит о том, что религиозное возрождение не только не остановилось, но за последние 10 лет привело к тому, что становится все больше людей не номинально православных, а действительно участвующих в церковной жизни и церковных таинствах. И я уверен, что этот процесс пока только начинается. Поэтому пессимизм, который организаторы опроса пытаются связать с его результатами, мне кажется неоправданным. Да, есть и такие, кто, именуя себя православными по национально-культурной идентичности, не веруют в Бога. Но таких становится все меньше, а людей, осознанно участвующих в церковной жизни, напротив, становится больше», — добавил о.Всеволод.


прот. Александр ШаргуновПротоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, согласился, что очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются. «Это говорит о многом, и в первую очередь — об ответственности священников, совершающих крещение людей, не подготовленных должным образом для вхождения в Церковь, об ответственности тех, кто должен стоять на страже истины и чистоты веры. Катастрофа, которая произошла в ХХ веке, когда Церковь прославилась небывалым числом новомучеников и исповедников, но когда произошло и небывалое отступничество, напоминает об этом явлении. Все внешнее без внутреннего — это тайна беззакония внутри Церкви. Св. Феофан Затворник говорил, что внешняя видимость при соблюдении того, что полагается, и внутренняя пустота — это то, что создает благоприятную атмосферу для прихода „человека беззакония“ не только в мир, но и внутрь самой Церкви. Сегодня миссионерство и проповедь, прежде всего, должны быть обращены к тем, кто уже принял крещение, но фактически остается вне Церкви и ослабляет ее даже больше, чем внешние гонения. Это те, из-за кого „имя Божие хулится среди язычников“. Объяснима будет и новая негативная и агрессивная реакция и, может быть, новые гонения против Церкви со стороны мира, не понимающего, что такое Церковь. Именно так и разрешится, скорее всего, „мировоззренческий кризис“, о котором говорит институт Левады. Потому что люди будут воспринимать Церковь как мешающую им жить „свободно“, т. е. так, как они хотят, не ограничивая себя никакими требованиями совести, разума и нравственных законов. Это предупреждение Церкви, это реальная картина, которую надо видеть. Дай Бог, чтобы были сделаны правильные выводы из этой реальности», — заключил он.

Протоиерей Сергий ШастинПротоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, напротив, соцопросам доверять не склонен. «Методы проведения подобных опросов не вызывают доверия, тем более у такой политизированной организации, как „Левада-центр“. Действительно, большинство людей, считающих себя православными, в церковь ходят очень мало. Это люди маловоцерковленные или не воцерковленные вообще. Действительно проблема есть, но в каких действительных масштабах и каких процентах, судить этим цифрам нельзя. Работе Церкви по воцерковлению народа, государство должно помогать. И чем быстрее государство это поймет, тем быстрее нравственность нашего народа поднимется. Но правдивой информации о Церкви, ее вероучении и традиции в СМИ очень мало. То, что доносят до людей православные каналы — капля в море по сравнению с той заразой, которую распространяет большинство телеканалов, так что телевизор вообще лучше не включать», — констатировал священнослужитель.

Отец Андрей СпиридоновПротоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что активными и практикующими христианами являются всегда 15−20% людей от общего населения. «Даже во времена Константина Великого так было, так что приведенные цифры справедливы. Между национальным, историческим отождествлением и религиозной ориентацией, осуществлением жизни по христианским принципам всегда существенный зазор. И перспектива изменения этих цифр зависит от многих факторов. Если государство и общество вернутся к общественной нравственности, к христианским традициям — в таком случае, цифра, возможно, изменится», — заключил отец Андрей.

Иерей Димитрий ЛинСвященник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, задался вопросом, не слишком ли критично мы относимся к православию: «Если сравнивать с другими конфессиями, то ситуация будет еще более сложная. К примеру, какой процент мусульман совершает пятикратный намаз ежедневно? Как правило, причисляя себя к православным, человек просто выражает свою общественную позицию, а не реальное участие в богослужении. И христианство не очень в этом плане отличается от других религий, просто чаще подвергается нападкам критиков, — говорит священник. — Конечно, не очень хорошо, что у нас так мало людей ходит в храмы. Здесь причина во многом в том, что в советское время народ был отлучен от активного богослужения, что повлекло за собой просто вопиющую безграмотность среди тех, кто теперь причисляет себя к православным. В начале 90-х у священников просто не хватало сил и времени заниматься массовым образованием желающих, которые в большом количестве стали приходить в храмы. Они старались приобщить их хотя бы к крещению. Слава Богу, сегодня ситуация меняется, священники все больше занимаются катехизацией, особенно служители более молодого возраста», — рассказал отец Димитрий.

иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, не во всем согласился с выводами «Левада-центра». «Если человек называет себя православным, но при этом не верует в Бога, то это равносильно тому, что человек говорит о том, что он здоров, а на самом деле болен. Это два противоречащих друг другу понятия. Видимо, опрашиваемые тем самым хотели сказать, что они не воцерковленные люди и для них Бог, скорее, — такое общее понятие, наличие которого неоспоримо, но при этом конкретное обращение к Нему кажется для них не совсем уместным, может быть, даже затруднительным. Что касается положения православия в обществе, то действительно стоит сказать, что Русская Православная Церковь, являясь доминирующей религиозной организацией в России, пользуется уважением ее граждан, и большинство относит себя именно к православию. Даже те люди, которых условно можно назвать неверующими, ассоциируют себя с православием, может быть, именно потому, что православие для них представляет собой русскую национальную культуру, ее нравственные ценности, и поэтому для них ближе быть православным человеком, чем быть мусульманином, например, или иудеем. Сложившееся положение религии в обществе я не связываю с крахом тоталитарного государства — Советского Союза, но связываю, скорее, с тем, что народ нуждается в духовно-нравственных ценностях, и наиболее оптимальная и близкая по культуре, по истории для русского народа система нравственных ценностей содержится в православии. Именно этим можно объяснить то, что православие столь распространено и пользуется уважением со стороны граждан России», — заключил иеродиакон.

Виктор ЛегаВиктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ, напомнил, что быть религиозным человеком вообще весьма трудно, и истинных христиан всегда мало, так как это накладывает на человека многочисленные обязанности. «А вот к христианству как к культуре себя причисляют многие — поскольку православие ближе русскому народу именно в культурном плане, и к тому же не все знают, как следовать христианству в религиозном плане. И вряд ли приведенные данные являются временным явлением, поскольку и в советский период те, кто действительно верили в Бога, все равно ходили в храмы. Как сказано в Библии „много званых, да мало избранных“. Поэтому такой численный разрыв будет оставаться по-прежнему», — подытожил он.
Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Всеобуч с уклоном на мигрантов
Около 15 тысяч детей в школах и детсадах Москвы не знают русский язык...

«Болгария для болгар!», «Болгария без цыган!»
В Болгарии продолжаются многотысячные митинги, участники которых требуют наказать цыган, устроиваших беспредел в Катунице...

Не площадь Революции, а Георгиевская
Власти Юрьевца Ивановской области вернули главной городской площади её историческое название, в планах перенос с неё памятника Ленина...

Слова «отец» и «мать» могут оказаться в Англии под запретом
Британские чиновники вслед за Госдепом США решили защитить права «секс-меньшинств»...

Патриарх Кирилл: Зрелость общества во многом определяется способностью помогать инвалидам
Предстоятель РПЦ совершил освящение Свято-Троицкого собора Вознесенского Банченского мужского монастыря, а также дома детей-инвалидов при обители...

Хроника албанского беспредела
В Косово продолжают убивать сербов...

Протоиерей Александр Шаргунов: «Очень многие, называющиеся православными, таковыми на самом деле не являются»
Священнослужители РПЦ констатируют, что степень воцерковлённости русского народа пока оставляет желать лучшего...

Извращенцев не пустили на улицы Белграда
Сербские власти прислушались к голосу Церкви и «в целях общественной безопасности» запретили проведение т.н. «гей-парада»...

В Старой Ладоге прошла конференция «Северо-Запад — колыбель российской государственности»
Приближается 1150-летие призвания новгородцами варягов...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем память святого благоверного князя Михаила Черниговского...

В Москве состоится очередное заседание Св. Синода Русской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир выписан из больницы

10-й юбилейный международный общественный форум «Русская неделя на Корфу»

В Минске состоялась презентация Центра духовной культуры «Семья — Единение — Отечество»

Эмир Кустурица снимет короткометражный документальный фильм о Православии

Впервые в Страсбурге состоялось богослужение у мощей святой Софии в Эшо с участием архиереев РПЦ


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика