Русская линия
Сводка новостей от 14 июня 2011

Патриарх Кирилл: «Церковь — это спасительный ковчег»
В день Святого Духа Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля…

Патриарх Кирилл 13.06.2011 День Св.Духа13 июня 2011 года, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный приходов Покровского округа столицы протоиерей Геннадий Нефедов; настоятель ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк); духовенство г. Москвы. За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:

«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великом праздником — днем Святаго Духа!

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу.

Бога не видел никто и никогда — так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Завете — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — в образе старца, в образе царя. Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия.

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог — абсолютный Разум и абсолютная Сила — имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, — а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый — Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом — Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении Вселенной, — есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2), — это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек — как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик — зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрывась от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии, или прячется и бежит от нее и даже борется с ней.

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого, особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскресавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее. Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них — на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В Таинствах крещения и миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное Таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания.

Дух Святый наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью Воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения.

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16, 18). Вот почему Церковь — это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго. Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице покланяемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с Воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь».
Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Патриарх Кирилл: «Церковь — это спасительный ковчег»
В день Святого Духа Предстоятель РПЦ совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля...

«Он один пошёл воевать за всех за нас, а мы позволили его судить»
Юрия Буданова похоронили с воинскими почестями — по словам священника, отпевавшего покойного, в последнее время он регулярно исповедовался и причащался...

Протоиерей Александр Салтыков: «Нынешний День России — это декларация, что наше государство существует вообще только с 1991 года»
Священнослужители РПЦ полагают, что День независимости России сегодня это скорее просто выходной, чем праздник...

«За труды по возрождению духовно-нравственных ценностей и патриотизма»
Протоиерей Димитрий Смирнов удостоен памятной медали в честь воина Евгения Родионова «Воин Евгений — мученик за Христа»...

«Религиозные конфликты разжигают люди, стремящиеся в угоду собственной гордыне исказить древние установления»
Митрополит Волоколамский Иларион выступил перед преподавателями и студентами исламского университета Аль-Азхар в Каире...

Митрополит Иларион: «Классическая музыка никогда не потеряет свою актуальность»
Глава ОВЦС совершил чин освящения Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского...

Дагестанские ваххабиты совершили очередное дерзкое нападение
В Кизлярском районе республики убит ещё один имам — противник экстремизма...

Решат ли кадры всё?
Президент России произвел крупнейшую за последние годы кадровую перестановку в верхних эшелонах МВД...

В духе Русского мира
В Крыму пройдёт патриотический молодёжный лагерь для детей из России и Украины...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного ученого и монархического деятеля Б.В.Никольского...

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил поклонный крест в Серафимо-Дивеевском монастыре

В биометрических паспортах в Грузии будут сокращать длинные имена и фамилии

Тульские бизнесмены разместили образ святого целителя Пантелеимона на упаковках своей продукции

Миронов возглавил фракцию эсеров в Госдуме

В Стамбуле отметили тезоименитство Константинопольского Патриарха Варфоломея

В Перу установят 37-метровую статую Христа


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика