РЕШЕНИЯ СВЯТОГО СИНОДА ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
8 ОКТЯБРЯ 1998 Г. Сессия святого синода Грузинской Православной Церкви 8 октября 1998 года с участием 24 иерархов проходила в патриаршей резиденции под председательством Католикоса — Патриарха всей Грузии Его Святейшества и Блаженства Илии II. Синод рассмотрел следующие вопросы: 1. О строительстве Собора Святой Троицы в Тбилиси. 2. О деятельности богословских школ. 3. О письменном запросе от некоторых клириков, вовлеченных в попытку раскола, в котором они выражают глубокое раскаяние. 4. Об антиканонической деятельности Амвросия Катамадзе, который покинул Никотсминдскую епархию без разрешения патриарха и Св. синода в январе 1992 г., уехал в Россию, соединился с местной раскольнической группой, назвав себя митрополитом Крутицким. Не смотря на каноническое церковное запрещение, он продолжает священнослужение. Святой синод решил: 1. Создать комиссию по контролю за строительством Собора во Имя Святой Троицы и ускорить этот процесс; 2. Расширить работу по духовному образованию и по всем предметам повысить уровень образования в богословских институтах; 3. Принять раскаявшихся сынов Грузинской Православной Церкви в церковное общение и разрешить им Причастие; 4. Архиепископа Амвросия Катамадзе окончательно извергнуть из сана за неоднократные канонические нарушения и считать мирянином. Его соучастника священника Нодара Катамадзе запретить в священнослужении. Святой синод заслушал информацию, подготовленную богословской комиссией Грузинского патриархата, которая представила заключение по поводу причин, вызвавших проступки и нарушения со стороны некоторых клириков. Принимая во внимание, что заключение вызывает некоторые подозрения со стороны части верующих, богословская комиссия изучила относящиеся к делу материалы и опубликовала свои выводы в информационных бюллетенях. Синод согласился с выводами и решениями богословской комиссии. На основании разбирательств богословской комиссии Св. Синод Грузинской Православной Церкви решил: 1. Документ объединенной теологической комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и нехалкидонскими (ориентальными) церквями, принятый в Шамбези (Швейцария) в 1990 и 1993 году признать неприемлемым. 2. Предварительный проект соглашения 1991 года между Православной церковью Антиохии и нехалкидонской (ориентальной) церковью Антиохии, признать неприемлемым. 3. Документ, подготовленный согласительной комиссией между православными и католиками 23 июня 1993 года в Баламанде (Ливан), так называемое Баламандское соглашение, признать неприемлемым. 4. Празднование Пасхи автономной Православной Церковью Финляндии по григорианской пасхалии является отступлением от решений I Вселенского Собора в Никее по дате Пасхи, что признается неприемлемым. Однако следует указать, что данное отступление от общей для православных позиции является каноническим нарушением, но не схизмой. Вместе с тем, является важным, что Константинопольский патриархат (в юрисдикции которого находится автономная церковь Финляндии) выразил негативную реакцию по поводу данного канонического нарушения и считает, что Пасха должна праздноваться в соответствие с решением I Вселенского Собора в Никее (смотри письмо Константинопольского патриарха номер 1214/1997). Неправославную эклезиологическую еретическую доктрину, оформленную последователями модернистского богословия и заключающуюся в признании возможности спасения вне канонических рамок Церкви, и, в своем крайнем проявлении, выраженную в виде «теории ветвей», которая признает все современные христианские течения как различные ветви Истинной Церкви Христа и обладающими Божественными Дарами в равной степени, признать неприемлемой. 6. Совместные молитвы и евхаристическое общение с неправославными признать неприемлемым, как это было вновь подтверждено документом, подготовленном на межправославной встрече «Оценка новых фактов в отношениях между православными и экуменическим движением» (Фесселоники, Греция, 29 апреля — 2 мая). Синод избрал трех новых иерархов: определено быть епископами отцу Геразиму (Шарашенидзе), отцу Давиду (Тикарадзе) и отцу Андрею (Гвазаве). Епископ Димитрий (Шиолашвилли), председатель информационной службы Грузинского Патриархата.