Японцы — нация умелых компиляторов и подражателей. Хотя у них случаются и собственные новации. Как будет видно из приводимого ниже документа, посольство Японии в РФ в лице 2-го секретаря экономического отдела Ооцуки добавило к уже известным методам экономического и промышленного шпионажа еще один — метод самообслуживания. Суть метода проста и гениальна. Информация, которая в самой Японии и других индустриальных странах составляет предмет служебной и коммерческой тайны, запрашивается у российской потенциальной жертвы открыто, с расчетом на то, что кто-то из персонала фирмы-мишени выполнит просьбу, даже не задумываясь о характере задания и не подозревая, что такие сведения стоят немалых денег. Функции по сбору и обобщению разведывательной информации возлагаются, таким образом, на потенциальную жертву экономического шпионажа. Приводим образец подобного запроса, поступившего на имя директора АО «Москвич»
(вх. 3332 Д01 от 18.09.1998 г.). Господину Асатряну Р.С., генеральному директору АО «Москвич»
Посольство Японии в Российской Федерации свидетельствует свое уважение АО «Москвич» и просит не отказать в любезности предоставить информацию об объемах выпуска автомобилей с 1994 г. по 1998 г. с указанием марок автомобилей, основных фондов, количества выпущенных акций, а также общие сведения о сотрудничестве с иностранными компаниями либо о планах совместных проектов с участием зарубежного капитала. Эти сведения будут использованы при составлении доклада о положении в автомобильной промышленности России. Просим направить данные по факсу (095) 291−39−69 на имя господина Ооцуки, 2-го секретаря экономического отдела посольства Японии в Российской Федерации. Посольство заранее выражает благодарность за удовлетворение настоящей просьбы. Славянский мир