Предыстория конфликта излагается в обращении Томского отделения Народно-патриотического Союза (КПРФ, Аграрная партия, «Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и науки», клуб «Патриот», клуб «Трудовой Томск» и др.). В этом документе прямо говорится, что владыка был смещен с томской кафедры «по навету группы раскольников, способствующих разрушению Русской Православной Церкви Томской епархии». Среди тех, кто противодействовал начинаниям епископа, называется, в частности, «бывший благочинный церквей Томской области о. Леонид Хараим», который «довел Томскую епархию до финансового краха, стал прямым или косвенным виновником разрушения ряда объектов церковной собственности, вел порочную кадровую политику. За финансовые нарушения владыка Аркадий отстранил о. Леонида от руководства семинарией и Петропавловским собором. Став организатором травли и интриг, о. Леонид опирался на помощь связанных с протестантских движений Запада, затесавшихся в лоно Православной Церкви иерея Александра Классена, диакона Романа Штаудингера и их родственников, к которым относятся назначенные ныне секретарем епархии иерей Михаил Фаст. Руководит этой кампанией по дискредитации владыки Вильгельм Фаст, который именует себя правозащитником, а на деле является злобствующим русофобом». Обращение к Патриарху и Священному Синоду завершается так: «Настаиваем на немедленном возвращении владыки Аркадия в Томскую епархию. Это станет великим праздником для всех верующих и символом надежды на возрождение Православия в Сибирском крае». АРХИЕРЕЙ — ПОКРОВИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ С посланием к Патриарху обратились сотрудники областного музея Томска. В нем помимо прочего говорится: «Убедительно просим выслушать нас, так как взяться за перо нас заставляет случай вопиющий — хула, возводимая на епископа Томского и Асиновского Аркадия. Сотрудниками Томского областного художественного музея и владыкой Аркадием осенью этого года была проведена выставка „Искусство Православной Церкви XVIII — XX веков“. Привезти подобную выставку из центральных музеев при нынешнем финансировании учреждений культуры просто невозможно. Все экспонаты были предоставлены владыкой. Далекой сибирской провинцией, борющейся, по сути, в одиночку против тотальной американизации нашего общества, такая выставка дала возможность говорить с подростками и студентами о русской национальной культуре. По решению владыки епархия не запросила от музея ни рубля». ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ЗАЩИТУ ВЛАДЫКИ Среди духовенства епархии у епископа были не только враги, но единомышленники. Один из них — временно исполняющий обязанности благочинного Томской епархии, секретарь епархиального Совета пpотоиерей Николай Яськов, который сообщает, что под обращением к Патриарху с просьбой вернуть владыку на кафедру подписалось более 1200 человек. «Среди них — известные профессоры, деятели культуры, директоры предприятий, священнослужители, работники областного художественного музея, казаки, „Союз офицеров“, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, экологическое и женское движения, Томский православный благотворительный фонд, а также общественно-политические организации области — Русская Сибирская партия, ЛДПР, РНЕ, Томское региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения „Духовное наследие“ и Народно-патриотический союз». О. Николай полагает также, что устранение владыки Аркадия с кафедры — «это хорошо спланированная идеологическая диверсия, направленная на подрыв авторитета Русской Православной Церкви».
ВЗГЛЯД ИЗ ПАРИЖА Не обращая внимания на эти свидетельства, свою интерпретацию событий предлагает издающаяся в Париже газета «Русская мысль». По ее мнению, епископ Аркадий был смещен Синодом как «поклонник Бахуса и Венеры». Метафрасис