Проходящие в Москве Рождественские чтения очередной раз зримо демонстрируют единство Русской Православной Церкви. Собравшиеся ощущают свое единение с окружающим залом буквально на каждом шагу. Одинаковая реакция на выступления докладчиков, общая радость при сообщении об успехах, общая скорбь о неудачах и упущенных возможностях, общее негодование на кощунников и растлителей. Такое единение свидетельствует в первую очередь о внутренней цельности нашей Церкви, несмотря на множество поводов для отчужденности и разделения в церковной среде и злопыхательство откровенных богоборцев. Надо было видеть на открытии чтений, как все встали, когда в зал вошел Святейший Патриарх Алексий II. И это было совсем не привычное чинопочитание, ощущалось глубокое уважение и любовь, которую испытывают собравшиеся, а вместе с ними и весь русский православный народ к своему Предстоятелю. В меньшей степени, но все же и на секционных заседаниях заметно было одушевление единства, хотя в ходе заседаний целого ряда круглых столов поднимались острые животрепещущие вопросы современности. Тем большим диссонансом с общим единством оказалось жесткое разделение в среде православных журналистов. Здесь никогда не было безоблачного неба, но такой откровенной грызни трудно и припомнить. Уже знакомство с программой Чтений вызывало настороженность: секцию Интернета проводит Сергей Чапнин, демонстративно не бывший в прошлом году, когда эту секцию готовили сотрудники «Русского Воскресенья». Если тогда на слушания не пришел никто из московских «либералов», то, очевидно, что в этот раз не придут московские «консерваторы» (кстати, так оно и оказалось). Первое впечатление не обмануло. В день открытия ко мне подошел ответственный секретарь «Московского церковного вестника» С. Чапнин, и в ультимативной форме потребовал немедленно убрать задним числом из новостной сводки материал, по его словам «клеветнический и раскалывающий». Стараясь не обострять без нужды обстановку и не желая участвовать в московских дрязгах, я обещал посмотреть в чем дело (оно оказалось в одном не понравившемся ему заявлении Союза православных граждан), но зарвавшегося «наполеончика» из Издательского отдела это не удовлетворило, и он с угрозой обещал применить ко мне некие карательные меры. Я остался в недоумении, что за меры ко мне может применить Чапнин. На следующий день все разъяснилось. В Итоговом документе секции «Православная журналистика» XI Рождественских образовательных чтений компания Чапнин и Ко, самовольно взяв на себя функции цензора, «наказала» целый ряд православных СМИ, обвинив их в раскольничьих действиях. Беспардонность ответственного редактора главной церковной газеты уже вызвала возмущенную реакцию редакции «Русского вестника», скорее всего в перебранку вступят и другие, в общем — скандал. Чапнин посчитал, что добрался, наконец, до столь вожделенной им власти в Церкви, и принялся сводить со старыми противниками счеты. Правда «Русскую линию» сей «узурпатор» в свой черный список почему-то не внес. Думаю, может все же стыдно стало? Хотя знающие люди говорят, что это у Чапнина исключено. Этим деянием руководящая журналистами секция не ограничилась, а учредила некую Ассоциацию православных журналистов и даже избрала своими координаторами С. Чапнина и редактора интернет-сайта «Седмица.ру» В.И. Петрушко, правда, в его отсутствие. Конечно, церковная журналистика сама по себе является крайне искусительным и внутренне противоречивым для верующих видом деятельности. Целью любого средства массовой информации является влияние на эти самые массы, и чем лучше журналист трудится, тем более он влиятелен. Не случайно СМИ называют четвертой властью. Но если в демократическом обществе не слишком существенно, какая ветвь власти на сегодняшний день влиятельнее, представительная, избранная с помощью СМИ или сами СМИ, то в Церкви источником власти является не взбалмошная толпа, но Сам Бог, а он вручил властные функции в Церкви епископату, и любая узурпация этой власти, в том числе и с помощью СМИ, чревата бедами не только для церковного организма, но и для самого журналиста. Казалось бы, неразрешимое противоречие: работать в православных СМИ и не оказывать влияние на церковную ситуацию невозможно, но и оказывать это влияние нельзя. Но то, что не возможно человекам, возможно Богу. Он являет нам такие примеры. Я имею ввиду энергичную деятельность Пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая с самого своего основания ведет непримиримую борьбу с таким уродливым явлением, как филаретовский и автокефальный раскол на Украине. Наивно думать, что Пресс-служба не имеет определенного влияния внутри Церкви, но ее руководство направляет деятельность сотрудников не внутрь Ее, а во вне — на раскольников и безбожников. Не случайно руководитель Пресс-службы известный украинский журналист Василий Семенович Анисимов был удостоен в этом году безусловно заслуженной награды Клуба православных журналистов, которые собрались на альтернативную встречу в московском «Домжуре». После вступительного слова священника Владимира Вигилянского почетной грамотой Клуба наградил киевского журналиста Председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров. Затем были объявлены победители в других номинациях. Среди епархиальных газет лучшей конечно оказалась газета Смоленской епархии. Догадайтесь с трех раз — почему? После награждения грамотами лучших, слово было передано пресс-секретарю Союза православных граждан Кириллу Фролову. Он объявил номинантов специальной премии в 30 серебряников за «самую гнусную статью» о Православной церкви. 30 серебряников получит Сергей Бычков из «Московского комсомольца», известный широкому кругу православной общественности по серии статей о «табачном» митрополите Кирилле (Гундяеве). Такой выбор не может не показаться как минимум странным, ведь совсем недавно в «Известиях» была опубликована статья с явной хулой на Пресвятую Богородицу, и об этом с негодованием говорили многие православные на Чтениях, но сведение счетов оказалось для Союза православных граждан важнее. Второй комплект из 30 серебряников присужден почему-то интернет-агентству «Портал-Credo.Ru», сориентированному на суздальских раскольников. Началась открытая война гигантов православных СМИ. Кто окажется победителем в этой битве сказать трудно, но совершенно очевидно, что Русская Православная Церковь победителем в этой войне быть не может. Сергей Григорьев, Русская линия