Русская линия
Сводка новостей от 5 марта 2009

Роман Багдасаров: «Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?»
Координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» размышляет о проблеме преемственности поколений в кинематографе России и Таиланда…

Роман Багдасаров«Недавно на телеэкраны вышел документальный фильм журналиста Алексея Пивоварова „Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова“, который сейчас активно обсуждается. Сам фильм и реакция на него свидетельствуют о проблеме преемственности исторической памяти поколений, с которой всё чаще сталкивается наше общество. Эта проблема напрямую соотносится с пятой заповедью Декалога, в которой говорится: „Чти отца твоего и матерь твою“. В приложении к культурной политике государства 5-я заповедь говорит нам о том, что необходимо бережно и с любовью обращаться с мировоззрением старшего поколения, ведь оно является для нас связующим звеном со всем массивом истории. Историческая память не может быть прерывистой, в ней либо существует непрерывная линия, либо её вообще нет. Важный момент здесь: акт передачи исторической памяти от поколения к поколению. Если этот процесс нарушается, происходит культурная катастрофа, самоидентификации народа мутирует», — заявил в интервью «Русской линии» координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI», культуролог Роман Багдасаров.

«Фильм Пивоварова о Ржевской битве, к сожалению, не обеспечивает преемственность исторической памяти, а, скорее, стремится её разорвать, что проявляется как в крупных недочётах, так и в расстановке акцентов (при этом сама тема Ржевской трагедии, безусловно, должна обсуждаться). Между тем, есть примеры иных подходов к проблеме преемственности поколений. Эта тема может быть решена не только с помощью документалистики, но и в таком жанре, как историко-фэнтезийный экшн. Укажу на два последних фильма, выполненных в этом жанре. Это российский фильм „Мы из будущего“ и таиландский фильм „Воины Сиама“. Оба вышли в 2008 году и построены на одном и том же сюжете: путешествия наших молодых современников в историческое прошлое своей страны. Удивительно совпадение многих ключевых деталей: число главных героев, военные действия и многое другое. Это свидетельствует о серьёзной тенденции, об общем умонастроении у ответственных творцов исторического кино во всём мире. В российском фильме „Мы из будущего“ рассказывается о том, как сегодняшние питерские ребята, оказываются в трагической, сложной ситуацию. Они попали в 1942 год, в год, когда наши войска несли очень тяжелые потери в ходе Великой Отечественной войны и проявляли небывалый героизм. И ребята, наши современники, став действующими лицами той эпохи, осознанно делают свой выбор — остаться с героями войны и, если это потребуется, умереть вместе с ними. Они принимают решение идти в атаку вместе с частями Красной армии, не обращая внимание на то, что они могут и не вернуться обратно в свое время. Они хотят увидеть время таким, каким мы, сегодняшнее поколение, его знаем. Для этого им суждено было вступить в строй солдат Второй мировой», — отметил Р.Багдасаров.

«Таиландские ребята в фильме „Воины Сиама“ оказались в подобной же ситуации. Они попали в 1766 год, в период очередной агрессии Бирмы против суверенного Сиамского государства Аюттайя и приняли решение защищать свой город от врагов. Отмечу, что преемником этого Сиамского государства является современный Таиланд», — продолжил он.

«Оба фильма достаточно тяжёлые, несмотря на фэнтезийность. Некоторые из героев погибают по ходу сюжета. Отмечу, — добавил координатор арт-проекта инициативы „Декалог — XXI“, — что Таиланд, в отличие от России, вообще не знал революций и не был завоеван колонизаторами. Уже в XIX он смог восстановить свои границы. Тайцам гораздо легче, чем русским, ощущать историческую преемственность, так как у них не было перерыва в традициях. И здесь следует отметить две важнейшие мировоззренческие линии, на которые и мы, организаторы проекта „Декалог-XXI“, обращаем самое пристальное внимание. Первая линия — это религия. В таиландском фильме мы видим, как буддийский монах духовно окормляет жителей сражающегося тайского селения. Вторая линия — это монархия, традиция легитимной государственности, которая сохранилась в Таиланде с древних времен. Современный парень в таиландском фильме показывает монету с изображением тайского короля, присутствовавшие при этом тайцы — и наши современники, и люди XVIII века, узнают, что это король, и все тайцы принимают молитвенную позу — между ними нет непонимания. Если в других вопросах (скажем, в вопросе о положении женщин) между ними и возникают трения, то в почтении к своей государственности и у тайцев XVIII века и у современных жителей Таиланда мы видим полное единодушие», — подчеркнул Р.Багдасаров.

Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж"«У нас же, в России, произошла попытка оборвать линии религии и легитимной государственности. Тем не менее, фильм „Мы из будущего“, на мой взгляд, даже более психологичен, чем таиландский фильм. Таиландцы сняли картину в большей степени сказочную и мистическую. Но и в нашем фильме в образе старшины показана религиозная преемственность. Так, старшина произносит молитву над павшими и жертвует своей жизнью за други своя. В условиях прерванной традиции в России не просто происходит воссоединение поколений. В целом, эти фильмы, и российский, и таиландский, достойно пытаются объяснить молодежи, зачем надо чтить своих предков. И не случайно один из героев тайского фильма перед тем, как попасть в прошлое, спрашивает у своих друзей: „Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?“», — рассказал культуролог.

«У нас же, в современной России, много линий, где поколенческая преемственность разорвана во многих местах, инициатива „Декалог-XXI“ вносит свою лепту в её восстановление», — подчеркнул он.

«Эта тема очень актуальна для тех стран, которые озабочены поддержанием традиционной самоидентификации. И хотя культуры, представленные в фильмах, совершенно разные, это южнобуддийская культура в одном случае и православная культура в другом, тем не менее, и там, и здесь звучит тема патриотизма, любви к предкам, жизненной необходимости увековечения их памяти в сердцах нового поколения», — заключил Роман Багдасаров.
Русская линия

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Патриарх Кирилл: Каждый христианин должен заботиться о своей душе
Предстоятель РПЦ совершил богослужение четверга первой седмицы Великого поста в Иоанно-Предтеченском монастыре...

Святейший Патриарх Кирилл: «Этот собор был визитной карточкой России»
Предстоятель РПЦ возглавил заседание Общественно-попечительского совета по возрождению кронштадтского Морского собора свт. Николая Чудотворца...

Протоиерей Геннадий Беловолов: Нельзя привлекать к суду за оценку исторических событий
Известный петербургский священник считает, что люди должны оценивать историю без подсказки уголовного законодательства...

Сергей Комков: «Надо прекратить реформы в системе образования, пока мы не превратили Россию в страну дебилов»
Президент Всероссийского фонда образования поддержал предложение зампреда комитета Госдумы по образованию заморозить на период кризиса введение ЕГЭ...

Константин Затулин: Ющенко мучает Украину своими фантомными болями
Директор Института стран СНГ подчеркнул, что в украинском государстве происходит окончательный кризис «оранжевой» идеологии...

Роман Багдасаров: «Наши предки будут счастливы, когда узнают, что мы о них думаем?»
Координатор арт-проекта инициативы «Декалог — XXI» размышляет о проблеме преемственности поколений в кинематографе России и Таиланда...

Сергей Шойгу: «Я намерен идти до упора»
На заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России» обсуждалось предложение министра ввести уголовную ответственность за отрицание Великой Победы...

Валентин Семенов: «Вопрос о причинах столь низкой явки почти трагический»
Петербургский социолог объяснил, почему 80% петербуржцев, имеющих активное избирательное право, проигнорировали муниципальные выборы...

Юрий Макогон: Белоруссия, в отличие от Украины, сохранила систему госрегулирования экономикой
Известный экономист объяснил причины роста белорусской экономики и падения украинской...

Андрей Грозин: «Этот вопрос решается не в Бишкеке, а в Москве»
Завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ отметил, что вопрос о выводе из Киргизии американской авиабазы зависит от российско-американских консультаций...

Прозападные власти Сербии пытаются вбить клин в патриотический лагерь
Через подконтрольные СМИ запущена информация, что вместо Ратко Младича в Гаагу хотят выдать Горана Хаджича...

Кожуховский центр образования добивается правды

Иерей Георгий Рябых: Проблему дефицита мест на московских кладбищах можно решить, возродив традицию фамильных склепов

От фармацевтов потребовали прекратить безрецептурную продажу рецептурных препаратов наркоманам

Делегация Движения «Россия православная» принимает участие в традиционной встрече в УВД Центрального округа Москвы

Соотечественников в Калуге по-прежнему ждут

Липецк активизирует участие в программе переселения соотечественников

В Крыму подвели итоги конкурса молодых русскоязычных литераторов

На Украине зафиксированы небывалое падение производства и наивысшая инфляция в СНГ

Из-за шпионского скандала испортились отношения между Украиной и Румынией

Верховная Рада Украины урезала вдвое зарплаты высшим должностным лицам страны

Верховная Рада Украины преодолела повторное вето Ющенко на закон об импичменте президента страны

Одесские дети рисуют Гоголя

Фонд «Русский мир» начал осуществление образовательного проекта «Путешествие в Россию»

В Севастополе открыт музей голодомора и ветеранов УПА

В Британии продолжается атеистическая кампания

В Европе создана мощная коалиция для борьбы с детской порнографией в Сети

Автор курса «Земное и небесное воинство» Виктория Гусакова просит проголосовать за ее проект


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика