Иеромонах Серапион (Митько): «Для человека важна его духовная эволюция»
Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии подчеркнул, что главным эволюционным противником людей является враг рода человеческого…
«Если понимать под эволюцией развитие природы, то эта идея не только не противоречит Божественному откровению, но и содержится в нем, так как Господь, создавая природу, наделяет ее способностью к развитию. В Священном Писании, в первой главе книги „Бытие“, сказано: И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их (Быт.1:20,21). Иными словами, Божественное творение осуществлялось опосредованно через реализацию того творческого потенциала, который заложен в природе. Поэтому возможно совмещение идей Божественного откровения и христианского эволюционизма в том виде, в котором они не противоречат Священному Писанию», — заявил в интервью «Русской линии» заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько), комментируя выводы британских ученых, согласно которым процесс эволюции человека завершается.
Как сообщает Newsru.com, один из ведущих генетиков — профессор Стив Джонс из University College London заявил, что процесс эволюции человека завершается, так как все меньше мужчин становятся отцами в старшем возрасте. По данным Джонса, мужчины, которые заводят детей после 35 лет, с большей вероятностью передают им изменения генотипа.
Профессор выступил в университете с лекцией под названием «Эволюция человека закончилась». Как отметил ученый, существует три компонента эволюции: естественный отбор, мутация и случайные изменения генотипа. «Совершенно внезапно выяснилось, что вследствие перемен в модели полового поведения интенсивность мутации человека упала», — рассказал профессор Джонс в интервью The Times. «Перемены в социальной сфере зачастую влияют на генетическое будущее человека», — сказал ученый, приведя в пример брачную модель и феномен контрацепции. Хотя генотип может изменяться и под воздействием химикатов или радиоактивного загрязнения, одна из самых важных побудительных причин мутации — преклонный возраст мужчин.
Это объясняется тем, что деление клеток у мужчин с возрастом ускоряется. «Всякий раз, когда происходит деление клетки, возникает вероятность ошибки, мутации, сбоя, — сказал он. — Для мужчины, становящегося отцом в 29 лет (средний возраст деторождения на Западе), между той спермой, которой он был зачат, и той, которую выделяет он сам, существует примерно 300 различий, и каждое из них может стать причиной ошибок. В случае отцовства в 50-летнем возрасте этот показатель значительно превышает тысячу. Поэтому снижение количества возрастных отцов оказывает существенное влияние на интенсивность мутаций».
Профессор Джонс добавил: «В былые времена влиятельный мужчина мог иметь сотни детей». Он привел в пример плодовитого правителя Марокко Мулая Исмаила, окончившего свои дни в XVIII столетии: говорят, от него родилось 888 детей. Предполагается, что для совершения этого подвига Исмаилу приходилось совокупляться в среднем с 1,2 женщины в день на протяжении 60 лет. Другой фактор — ослабление естественного отбора. «В древние времена половина нынешних детей умерли бы, не дожив до двадцати. В наши дни в западном мире 98% из них доживают до 21 года».
Снижение количества случайных изменений также способствует этой тенденции. «Люди похожи друг на друга в 10 тысяч раз больше, чем следовало бы, если исходить из законов животного мира, и все это благодаря земледелию. Если бы не было освоено возделывание сельскохозяйственных культур, популяция человека к нынешним временам, вероятно, достигла бы полумиллиона особей — то есть была бы приблизительно равна населению Глазго. Небольшие изолированные популяции могут эволюционировать в произвольном направлении, поскольку имеет место случайная потеря генов. Но в международном масштабе все популяции оказываются связаны между собой, и вероятность случайных изменений сокращается. История творится в постели, но в наши дни постели постоянно сближаются. Смешиваясь, мы сливаемся в глобальную массу, и наше будущее — коричневое».
По словам иеромонаха Серапиона (Митько), «то понимание эволюции, которое присутствует у большинства современных ученых и которое тесно связано с Дарвиновской теорией, конечно же, для Церкви неприемлемо». «Более того, по мнению многих, оно является ненаучным. К тому же, эта эволюция ограничивается выражением исключительно материалистической концепции», — подчеркнул священник.
«Конец эволюции еще не означают конца света. Возможно, ученые только сейчас увидели то, что было очевидно религиозным людям давно, а именно то, что творение этого мира завершено. Понимать эволюцию природы как постоянную непрекращающуюся борьбу с неким естественным соперником недопустимо, так как человек призван Богом владычествовать над земными тварями. И, естественно, у человека не может быть никакого соперника среди животных. Более того, животные призваны служить человеку. В Ветхом завете считалось, что животное, убившее человека, подлежит смерти. Мы понимаем, что человек может погибнуть из-за воздействия природных сил. С другой стороны, он же сам вносит величайшую дисгармонию в космос, когда грех выходит за пределы естественного и разумного понимания. Тогда происходит то, о чем говорится в Священном Писании. Когда люди в древности перестали видеть Божественный дар, то Бог сократил им жизнь, наслав на них потоп. Но человечество было пощажено только ради праведника Ноя. Внешней причиной завершения человеческого рода может быть природный, внешний катаклизм, но, на самом деле, глубинные причины гибели людей всегда имеют духовное начало», — отметил отец Серапион.
«Эволюционисты считают, что у человека нет естественного врага в природе. Однако человек всю свою жизнь борется с врагом рода человеческого, с главным своим врагом, препятствующим его духовной эволюции. Об этом говорил апостол Павел, призывая нас бороться „не против крови и плоти.., но против духов злобы поднебесных“ (Еф.6,12). Для человека важна его духовная эволюция. В ней — спасение человека, то есть путь человеческого рода в Царствие Небесное. Человек призван к спасению через Христа, и помешать реализации этой цели может только враг рода человеческого, который и является нашим эволюционным противником», — заключил иеромонах Серапион (Митько). Русская линия
Иеромонах Серапион (Митько): «Для человека важна его духовная эволюция» Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии подчеркнул, что главным эволюционным противником людей является враг рода человеческого...