Русская линия
Сводка новостей от 6 октября 2005

Сегодня день памяти одного из основоположников славянофильства Алексея Степановича Хомякова

Сегодня день памяти выдающегося русского мыслителя, поэта, ученого и общественного деятеля, одного из основоположников славянофильства А.С.Хомякова, скончавшегося 23 сентября / 6 октября 1860 г. Алексей Степанович ХомяковОн родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823−25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении.

Зимы Хомяков проводил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838−39 гг. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?».

Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления («Москвитянин», «Русская беседа»), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858−60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.

По словам протоиерея В.В.Зеньковского, «Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства». В центре воззрений Хомякова — учение о начале «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте). Он трактовал «соборность» как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае — во имя единства, во втором — во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).

Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам «кушитскому» (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение — «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.

Русская линия

  • Читать в Телеграм

Русины Закарпатья просят Патриарха Алексия II взять их под свою духовную защиту

Сегодня день памяти одного из основоположников славянофильства Алексея Степановича Хомякова

Вести с Чеченской войны

Присяжные повторно оправдали офицеров МВД, обвинявшихся в убийстве жителей Чечни
Однако Главная военная прокуратура этим решением недовольна...

Валерий Троянов готовится к возвращеню в Россию
Власти Литвы освободили российского летчика...

Эстония отказалась от своих претензий к России
Но «советской оккупации» все равно не забудет...

МИД России выходит на «тропу войны»
Или как Е. Адамов испортил отношения России и Швейцарии...

Латышские стрелки рвутся сменить российских миротворцев
Президент Латвии предложила Грузии свою помощь по «умиротворению» Южной Осетии...

Нечего на зеркало пенять.
Или курьезное решение львовского суда...

США решили не платить Узбекистану за использование военной базы
Или как американцы борются за «демократию» в Средней Азии...

Нижнекамские трезвенники поддержали предложение своих казанских единомышленников о присвоении одной из улиц столицы Татарстана имени известного общественного деятеля А.Т.Соловьева

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви обсуждают положение на Украине

Президент России поздравил профсоюзы со 100-летием

Железнодорожники украсили станцию Тихонова пустынь композициями на православные темы

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва: Сибирь — моя вторая родина

Чудесным мироточением икон Бог благословил новый учебный год в Архангельской епархиальной воскресной школе

Клирики Брюссельско-Бельгийской Архиепископии приняли участие в открытии фестиваля Европалия-Россия 2005

Крестный ход с мощами святителя Иннокентия возвращается в Иркутск

В Коми строят храм из «именных бревен»

Епископ Манхэттенский Гавриил посетил Санкт-Петербург

В Анапском районе освящен поклонный крест

Преосвященный благословил губернатора

Решением Священного Синода к лику святых причислены 16 подвижников Православия, пострадавших за веру в XX веке

В Удачном осквернен Православный храм

На Кубани для борьбы с наркоманией привлекают православное духовенство

Митрополит Ташкентский Владимир награжден орденом преподобного Сергия Радонежского

Жители Верхней Салды против выделения землеотвода тоталитарной секте «Слово истины»

В городе объявилась новая секта — «Церковь Грааля»

На Крите избран новый митрополит

16 октября чудотворная Ситкинская Казанская икона Божией Матери посетит Свято-Николаевский патриарший собор Нью-Йорка

Первая литургия в Люксембурге

В Сан-Франциско освящен памятник кадетам России

Процесс причисления Кароля Войтылы к лику католических святых продолжается

Англикане-традиционалисты объединяются с римским костелом

Вожди племен поддержали запрет Церквей на полигамию

В Боснии продолжается разбирательство трагедии в Сребренице

От диалога — к интеграции

Научная конференция в Калуге посвящена 525-летию Великого стояния на Угре

Письмо Арнольду Шварценеггеру

За лесбиянство придется платить

Кощунственный экспонат удален с выставки

Федор Углов отметил 101-й день рождения


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика