Воспоминание Святых спасительных Страстей Христовых…
В Великую Пятницу Православная Церковь вспоминает Святые спасительные Страсти Христовы. Поэтому все богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть знаменуется в Церкви совершением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — первым часом; время осуждения Господа на суде у Пилата — третьим часом; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; снятие тела Христова со креста — вечерней. На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю. В Великую Пятницу Литургии не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое..», священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. По церковному уставу в этот день рекомендуется полное воздержание от приёма пищи. Русская линия