Русская линия
Сводка новостей от 19 марта 2005

Политический ислам намерен искать в России свое наследие
Вслед за еврейским в России формируется второе мощное лобби и еще одна раскалывающая общество «психология двойного гражданства», замешанного на идее «исламской цивилизации»…

В среду, 16 марта, на специально устроенной пресс-конференции было объявлено о создании в России интегрированной структуры мусульманской направленности — «Российское исламское наследие» (РИН). Инициаторами этого шага стали три известных деятеля: Умар Джабраилов, Гейдар Джемаль и Шамиль Бено. Пока, в т. ч. и в названии новой организации, манифестированы сугубо общественные задачи и подчеркивается неполитическая, лояльная к существующей власти направленность: «противодействие распространению религиозно-политического экстремизма и сепаратизма в среде российских мусульман. независимо от профессиональной и этнической принадлежности». Кроме того, подчеркивается светская направленность РИН: «Мы не занимаемся пропагандой ислама. Духовенство у нас занимается пропагандой ислама. Мы хотим, чтобы мусульмане стали социально активными людьми в нашей стране». Однако, некоторые детали происходящего заставляют внимательней отнестись к факту создания РИН и возможным перспективам его деятельности.

Немало показательной информации можно извлечь уже из политических биографий его создателей. Двое братьев Джабраиловых являются владельцами московского крупного бизнеса. Из них Умар с некоторых пор входит в Совет федерации, выступая таким образом в роли официального представителя чеченской диаспоры перед центральной властью. Его всегда считали представителем «умеренного крыла» чеченцев, выступающего за то, чтобы жить вместе в Россией, но при этом добиваться преимуществ закулисным лоббированием и делать деньги на всем, в т. ч. и на криминале и военном конфликте. Проявляет интерес к сфере СМИ, не чуждается политики, в 2000 г. участвовал в выборах Президента РФ. Выборная кампания, если таковая вообще преследовала прямые политические цели, не удалась. Получил всего 0,08% голосов — «в тени» обеспечивать влияние проще. В 2003 г. повторно «засветился» на президентских выборах в Чечне, однако загодя снял свою кандидатуру, т.к. любое, в т. ч. самое косвенное, противостояние Ахмату Кадырову в то время расценивалось Кремлем как абсолютно недопустимое и вызывающее.

В отличие от «делового» Умара, Гейдар Джемаль — чистый интеллектуал, идеолог «мусульманского геополитического проекта», не только российского, но и общемирового масштаба. Его организация называется Исламский комитет России и ведет активную работу, в основном концептуального и информационного характера. Приверженец эзотерики, отрицает стихийный ваххабитский радикализм, но по своему образу мыслей не менее амбициозен, выступая в конечном итоге за то же доминирование ислама и мусульманских народов, только достигаемое более цивилизованными и методичными средствами. Антиамериканист, защитник единства исламских государств и организации ими единого фронта борьбы с экспансией Запада и еврейства. В политическом спектре России контактирует с партиями и группировками леворадикального толка. Коммунистическая идеология здесь не при чем — нужна революция, которая взорвет общественную ситуацию и даст огромную массу взбудораженных людей.

Не менее занимательна фигура Шамиля Бено. Чеченец по национальности, родился в 1958 г. в Иордании, в 1960-е переехал в СССР. В 1991—1992 гг. руководил дудаевским МИД. Активно работал над международным признанием суверенитета Чечни, слыл человеком среди всех наиболее здравомыслящим и с большими зарубежными связями. Проработав восемь месяцев ушел в отставку и в идеологическую оппозицию Дудаеву. Накануне первой чеченской войны был вхож в московские кабинеты и выступал с идеей поддержки более умеренных чеченских сил и создания условий мирной замены дудаевского режима. В 1995 г. вошел в промосковский Комитет национального согласия Чечни. Всегда считался политическим деятелем «себе на уме» и, несмотря ни на что, благодаря связям, оставался «нужным человеком». Занимал пост полномочного представителя Чечни при президенте РФ, советника Ахмата Кадырова. Только в последнее время Ш. Бено утерял вес и внимание к себе, перейдя в оппозицию, в т. ч. и к Путину. Публично заявляет, что сомневается, останется ли Чечня в составе России. Условием этого выдвигает различные преференции федерального центра. Активно эксплуатирует правозащитную тематику, на деньги братьев Джабраиловых создал «Фонд поддержки демократии и социального прогресса», по своей конъюнктуре мимикрирующий скорее под западные организации подобного рода и поддерживающий неформальные контакты с евроатлантическими институтами.

Итак, портреты трех основателей, трех столпов дают вполне однозначное представление о характере сформированной коалиции. Сложно себе представить, чтобы каждый из упомянутых лиц, много потрудившись на поприще «альтернативной политики», на сей раз побуждался к созданию «Российского исламского наследия» целями сугубо гуманитарными и лоялистскими. Все атрибуты и признаки происходящего интегрирования: финансов и бизнес-возможностей, влияния на кавказскую диаспору и теневые этнические группировки, вполне легальных связей в российских коридорах власти и за рубежом, интеллектуального пафоса «перемены российского государственного проекта» при соответствующем возрастании роли в нем исламского фактора, активное использование правозащитной тематики, критики действий властей в Чечне — не дают усомниться в том, что перед нами теперь развертывается процесс создания мощной и весьма экспансивной НПО (неправительственной организации), реализующей с благословения и при поддержке тех же глобалистских структур проект консолидированного «российского исламского лагеря», кооперированного по всем необходимым направлениям, в т. ч. и международным, и обеспечивающего разностороннее лобби своей деятельности.

Организационная связка Бено с Джабраиловыми, как мы уже видели, существует давно. В данной связи создание новой структуры РИН с вовлечением в ее Г. Джемаля по-видимому следует расценить как придание деятельности более амбициозного характера, переориентацию ее с кавказской тематики на общероссийскую, усиление интеллектуальной и презентационной стороны проекта, широкое использование антиамериканизма и ведикодержавной риторики как способа создать видимость «патриотической оппозиции», внедрить в общественное сознание идеи возрождения России на исламских началах. При этом подчеркнутая лояльность заявлений относительно официальной российской власти заставляет подозревать у новой организации на перспективу значительные политические притязания.

Пока, на начальном этапе, не желая настраивать Кремль против себя, «Наследие» представляется «структурой объединяющей мусульман, помогающей конкретными делами (в частности, социальными проектами) и действующей в интересах России в целом», силой решительного противодействия «всевозможным джамаатам, ваххабизму и другим явлениям, чуждым российской исламской традиции». Однако само оно, как можно увидеть, собирается активно прессинговать общественное мнение идеями исламистского толка, а в политике продвигать концепцию сближения с мусульманским миром. Организаторы открыто признаются в этом, именуя РИН «неким исламским аналогом (а скорей, противовесом — но в свою сторону) Российского еврейского конгресса». О роли, которую играл и играет последний в современной политической жизни России, специально говорить не приходится.

На пресс-конференции, тем не менее, не переставали уверять, что РИН не преследует религиозных целей и дистанцирован от муфтиятов: Центрального духовного управления мусульман и противоборствующего Совета муфтиев России (о конфликте между ними см.: «Публичные заявления Равиля Гайнутдина представляют угрозу добрым мусульманско-православным отношениям»). Между тем, в коалиции явно преобладает кавказский экспансивный вектор и нет никаких указаний на связь с ветвью поволжского ислама, более уживчивого и давно ассоциированного со славянским миром. Кроме того, включая в свое название термин: «исламское» — сложно пребывать вне конфессиональных реалий, и идейно РИН в конце концов наверняка окажется ближе к Совету муфтиев, как к более политизированному и ориентированному на Кавказ. Гейдар Джемаль, правда, остается мусульманским антиклерикалом, а о муфтиятах говорит: «Мы рассматриваем эти структуры как виртуальные и не справившиеся со своими задачами». Но родство мнений с религиозным ведомством Р. Гайнутдина, многие в котором положительно смотрят на проект «русского ислама», вполне очевидно. Руководитель пресс-службы Совета муфтиев Радик Аширов уже заявил о возможности, несмотря на «эпатажные заявления Гейдара Джемаля», поддержки РИН: «если организация будет работать в рамках закона», читай, не будет чересчур открыто и резко конфликтовать с властью. Советник же Совета (простите за тавтологию), бывший православный священник Вячеслав Полосин, отказавшийся от христианства и в мусульманстве принявший имя Али, уже принимает участие в представительских акциях организаторов РИН в средствах массовой информации.

При том, неизвестно, во что конкретно может вылиться желание, как у Г. Джемаля, видеть ислам «не столько религией, сколько образом мысли и жизни»? Шамиль Бено, в свою очередь, говорит, что «у нового движения задачи шире», нежели у муфтиятов. Вполне вероятно, что речь идет о намерении распространить исламскую пропаганду с традиционной области отправления обрядов и нравственных норм на политическую, социальную сферу, культуру, индивидуальную психологию. Не случайно, Джемаль в своих выступлениях заявлял, что единственным выходом для России видит принятие ислама. В другой же статье он вообще писал, что кавказцам в ближайшем будущем предстоит сформировать «партию нового типа», которая сделает в России нечто подобное, что удалось некогда совершить большевикам.

По-видимому, почва для этого кажется лидерам «российского исламизма» уже в достаточной мере созревшей. В последнем интервью «Эху Москвы» Ш. Бено говорит о необходимости в срочном порядке влиять на информационную ситуацию в обществе и на «борьбу элит». Действительно, на фоне идейной растерянности и интеллектуального вакуума в российском обществе и верхах, ислам, до известной степени модернизированный и популяризированный, эволюционировавший в геополитическую доктрину особого вида («модернистская глобальная сила, которая организует человечество для мощного цивилизационного скачка» и вырывает первенство у Запада), оказывается вполне способен, если не увлечь за собой, то по крайней мере определить направление дискуссий и постепенно переменить архетип восприятия России с христианской страны, части единой европейской культуры, на некий синтетический образ российского социума как «христиано-исламского» и тяготеющего к традиционным началам и странам Востока.

Россия, и впрямь, по географии и демографии своей представляет евроазиатскую страну, не до конца ассоциированную с западным миром. Однако, досадное заблуждение и преднамеренный подлог представляют собой теории «евразийства», в которых ей предлагается «стоять одновременно на двух ногах: на Востоке и Западе». В идейном и ценностном планах у российской культуры и государственности никогда не было сомнений в своей коренной идентификации со славянским ядром и с христианством, причем не вообще, а в его православном исповедании. Россия сохранялась и строилась, ибо не желала становиться похожей ни на Восток, ни на Запад — во многом вопреки той и другой стороне. Рассуждения насчет «равных прав на наследие России» христианской и мусульманской традиций по этой причине годятся, быть может, для вербализации новомодных концепций и веяний, но представляют ошибку по существу. Ибо у российских мусульман нет больших достижений, чем те, что пришли к ним в единстве с русским народом, и сохранение их самобытности тоже в значительной степени есть завоевание русских.

Было ли подобное цивилизационное покровительство благом, каждый теперь судит по-своему. Вызовом же современности является то, что данная логика нарушается и взаимообщение этносов и культур на российском пространстве происходит в уравнительной разноголосице, по принципу: «один народ (или одна религия) — один голос», а не в рамках единого поля.

«Политический ислам» в настоящий момент наращивает обороты. Но вряд ли на практике отыщется хоть одно мусульманское государство, опыт которого с охотой перенесли бы на российскую почву народы, живущие здесь. Можно быть абсолютно уверенным, что и представители т.н. «мусульманских народов России» с трудом представляют себя, вместе с другими, в какой-либо иной ценностной системе: турецкой, саудовской или иранской.

Все это только мечтания, желание отрицать очевидное, пробы политическими и идеологическими манипуляциями заставить реку истории течь вспять. Исламская цивилизация Гейдара Джемаля является его личным и заветнейшим чаянием. Но все, на что она способна «здесь и сейчас» — это погубить в России остатки ее собирательных основ, создать «партию мусульман», тем более реакционную и противоречащую возможностям единства и возрождения, в какой мере ею будут забыты происхождение и смысл слова «Россия».
Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии

  • Читать в Телеграм
  • Выделите текст и нажмите Ctrl-Enter, если заметили опечатку

Политический ислам намерен искать в России свое наследие
Вслед за еврейским в России формируется второе мощное лобби и еще одна раскалывающая общество «психология двойного гражданства», замешанного на идее «исламской цивилизации»...

На исходе первой недели Великого поста Патриарх Алексий II напомнил верующим о необходимости не только физического, но и духовного очищения

Сегодня состоится визит Владимира Путина на Украину
«Пора» заранее отмежевалась от возможных инцидентов...

Вести с Чеченской войны

Крымские историки Павличенко и Зарубин по-прежнему за решеткой

В Киргизии захватывают районные и областные администрации

Президент Сербии: ситуация в Косово — ключевой вопрос региональной стабильности

Президент Ливана созвал политические партии на срочные переговоры

Александро-Невский союз молодежи отметит годовщину «Ледового побоища», но почему-то на две недели раньше события

Брянскому государственному краеведческому музею переданы две старинных иконы

За преподавание основ православной культуры высказались 80% учителей Волжска

При Архангельской и Холмогорской епархии организованы курсы экскурсоводов

Главный раввин России призывает Латвию не допустить героизации нацистских преступников

Международный еврейский фестиваль «Зажги свечу!» пройдет в ряде городов России

В Днепропетровске митрополит Ириней освятил новые крест и купола

В Таллине построят православный храм

Управление делами УАПЦ возглавил человек, замешанный в скандалах, сообщают в Киевской митрополии

В Баку открылась республиканская религиозная конференция

В Нагорном Карабахе создан союз верующей молодежи

В Лаосе построена католическая церковь впервые за 30 лет

Иоанн Павел II впервые за 26 лет пропустит торжества по случаю Пальмового воскресенья

Жизнь христиан в Магаре нормализуется

В Германии бурно развивается новое религиозное течение — «Фрики Иисуса»

Насралла хочет разоружить Насраллу

Арестован основатель секты «Колония Дигнидад»

Власти Японии обязались вести пристальное наблюдение за деятельностью секты «Аум Синрикё»

В Британии мужество по-прежнему в чести

Греция запретила пролет самолета македонского премьера в знак протеста

Пакистан испытал баллистическую ракету дальностью 2000 километров

Власти Северной Кореи проводят публичные казни

В Великобритании Управление по оплодотворению и эмбриологии человека сняло запрет на изъятие костного мозга у младенцев-доноров

ОБСЕ: в Европе все больше торгуют детьми

Моряки-черноморцы приводят в порядок кладбища русских солдат и матросов, погибших при защите Севастополя в ходе Крымской войны

Братья Синельники повторят поход древних славян

Норвегия выплатит компенсации детям нацистов

Заседание по делу об убийстве Старовойтовой назначено на 21 марта

В Ненецком АО объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе

В Великом Новгороде пройдет театральный фестиваль «Царь-сказка»

Главный штаб ВМФ пообещал завершить испытания новейших подлодок до конца года


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика