Прозвучавшую в одной из Интернет-публикаций мысль о том, что группировки т.н. «альтернативного православия» представляют собой «тоталитарные секты православного обряда» — новое и ранее не встречавшееся явление, необходимо обсудить подробнее. Это имеет и практическое значение: в беседе с одним из симпатизантов раскольникам-изгнанцам мне пришлось выслушать упрек в том, что позволил себе назвать их сектантами. Они проповедуют, мол, неповрежденное православное учение в его полноте, а не какой-нибудь «сектор». Надо разобраться. Возьмем любую из «ветвей альтернативного православия», любую из «альтернативных» группировок, паразитирующих на теле Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом и специализирующихся на ведении против этой Церкви психвойны в мiровой Сети-паутине. Да хоть РПАЦ, она, вроде бы, самая по количеству представительная. Для заштатных и запрещенных клириков РПЦ, которые живут тем, что отпевают по моргам покойников, дуря головы безутешным родственникам, РПАЦ самая привлекательная «юрисдикция», после «УПЦ (КП)» Денисенки, разумеется. Для контраста можно, конечно, взять и их антагонистов-близнецов-братьев — изгнанцев из РПЦИ. В любом учебнике по сектоведению все т.н. «тоталитарные секты» характеризуются наличием у них двойного учения: явного, которое предъявляется обществу и массовке из рядовых членов и вербуемых потенциальных адептов, и тайного, которым руководствуются лидеры и продвинутые «посвященные». Другим существенным признаком считается применение по отношению к адептам и неофитам современных методик промывания мозгов, манипуляции сознанием и подавления личности. Со вторым все в порядке — рядовые сектанты пребывают, если выражаться по-церковному, в «прелести» — свою группировку они считают последним прибежищем истинной веры. Кроме того, они в упоении от того, что состоят в сообществе «людей интеллигентных, ярких, неординарных, с высоким интеллектом, не пасующих перед острыми вопросами и жесткой полемикой, а главное — честных и готовых в своей честности идти до конца» (цитирую самовосхваления, которыми завален Рунет). Если мы, по старой, но не вовсе ошибочной традиции «структуралистов» середины прошлого века, станем рассматривать все опубликованные материалы суздальцев и изгнанцев как единый текст, бросаются в глаза следующие характерные особенности: — болезненная ненависть по отношению ко всем «внешним», к тем, кто «не-мы». — изредка, для разнообразия, ненависть уступает место презрению. Даже такой опытный человек, как П.Н. Будзилович, не в состоянии сдержаться — и из статьи в статью именует паству РПЦЗ («лавровцев») лягушками. О Г. Лурье я уж не говорю: «животные, пригодные только на мясо хиротонии» — так он определяет архиереев, не состоящих в РПАЦ или, на худой конец, в РПЦИ (изгнанцы). И почтенный г. Будилович, и Лурье не брезгуют подворотным словцом, а то и уголовным жаргоном. О плодовитом порнографе писателе В.Г. Черкасове и говорить нечего. — зато о самих себе и суздальцы и изгнанцы говорят исключительно в тоне величественном, патетическом, можно сказать «житийном». Это настоящее самопрославление во святых, бесконечный и, надо признать, несколько монотонный «автоакафист» или даже героическая эпопея. — в то же время рассматриваемый нами текст как целое носит преимущественно негативный характер. Это — всегда осуждение, и только на фоне этого осуждения, по контрасту с предательством, низостью, распущенностью и корыстолюбием «внешних» видно сияние носителей истины — т. е. суздальцев и изгнанцев. — текст всегда носит характер «императива». суздалец и изгнанец не уговаривают лягушек и прочих животных — они констатируют, они повелевают, они приказывают, отдают распоряжения, они учат, они пасут жезлом железным. — текст постоянно обращается к самым низменным чувствам потенциального читателя, и прежде всего — к гордыне и гневливости. Так, любая суздальско-изгнанская публикация непременно содержит в себе слова «унижение» и «позор» когда дело касается встреч представителей РПЦЗ и РПЦ МП. Итак, перед нами — стандартный тип текста, предназначенного «посвященными» для «профанов». Теперь о том учении, которое выставляется напоказ. Для публики стараниями штатных пропагандистов (они же — наиболее яркие и неординарные члены РПАЦ) таких, как «известный писатель о. Михаил Ардов, видный ученый-патролог и востоковед о. Григорий Лурье, журналист и политолог Егор Холмогоров» (с последним произошел досадный конфуз — он объявил недавно о своем возвращении в РПЦ МП), их статьями, книгами, выступлениями в печати и Рунете создан определенный, как сейчас модно выражаться, имидж. Этот имидж забавнейший: Ардов, Лурье и Русанцов — это, оказывается, прямые наследники тех, кто в советские времена скрывался в «катакомбах», предпочитая сотрудничеству с «безбожной властью» смертельно опасное подпольное существование, не приклоняя головы перед лже-церковью эМПэ, моральный облик которой безнадежно запятнан, а канонические основы отсутствуют. Неиссякаемый повод для веселья тем, кто хотя бы в общих чертах знаком с биографиями этих катакомбных криптоиереев, суровым взором следивших за моральным падением эМПэ из окна таежной сибирской избушки, куда к ним приходили за духовным окормлением чудом уцелевшие в сталинско-бериевских застенках белые воины. Они — «православные фундаменталисты». Так отрекомендовал себя Ардов сгинувшему теперь телеведущему Евгению Киселеву в одной его телепередаче, когда излагал точку зрения «церкви» на натовские бомбардировки Сербии. Фундаменталист выразил тогда убеждение, что сербы сами виноваты и расплачиваются за свой грех — проголосовали за коммунистов. И вообще, навлекли на Сербию сегодняшние несчастья те «не сербы, а коммунисты», которые осуществляют зверский геноцид несчастных албанцев. Вот ведь какое интересное сочетание, «православная истинность» и суровая «катакомбность» обращенного к «внешним» текста — всегда сочетаются с искренней любовью к ценностям нового мiрового порядка. К замечательным словам о Сербии стоит прибавить восторженные клики, которые издавало «Кредо», радуясь поимке (?) Саддама Хуссейна и уповая, что такая же судьба ждет и других «динозавров» вроде Лукашенко. Собственно, на этом можно и закончить рассмотрение того «неповрежденного православия», которое пропагандируется этими исповедниками и ревнителями правоверия. Но какие же «тайные цели» всей этой возни? Те, которые эти деятели преследуют на самом деле? Помимо вполне по-человечески понятного желания свободных граждан свободной страны сшибить побольше денег? Ясно видно лишь желание тех, кто эти деньги им закачивает, «отработать применение политтехнологий в сфере церковно-государственных отношений». А вот цели самих лидеров группировки какие, кроме финансовых? Мне все-таки трудно представить, что они хотят чего-то большего, чем потешить свое тщеславие самовыражением и набить карманы. Слишком мелкие личности, чтобы служить за совесть «мiровой закулисе», строящей планы разложения и уничтожения Православия. Впрочем, какой-нибудь митрополит Зосима тоже ведь не был титаном духа. Андрей Рюмин, Русская линия