![]() |
<< | Полная сводка новостей от 14 апреля 2025 | >> |
Сегодня Великий Понедельник
Началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа
Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.
В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, его же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий вторник Христос пришёл в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.
В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе "Чистым четвергом" все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой – плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресение Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.
Русская линия
Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей
Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил о дискриминации верующих в Эстонии в связи с принятием закона, направленного на запрет Эстонской Православной Христианской Церкви
10 апреля 2025 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление в связи с принятием парламентом Эстонии закона, который подвергает дискриминации множество верующих граждан этой страны, лишая их свободы вероисповедания, а также попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направить соответствующие обращения Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам инославных Церквей и межхристианских сообществ, руководителям и представителям международных организаций, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В обращениях, которые направил 11 апреля Святейший Патриарх Кирилл, в частности, говорится:
«С чувством глубокого беспокойства сообщаю Вам, что 9 апреля 2025 года Парламентом Эстонии были приняты поправки к закону о церквах и приходах, целью которых является фактический запрет Эстонской Православной Христианской Церкви — самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата.
Закон, лишающий её легитимности, нарушает базовый принцип свободы совести и вероисповедания, гарантированный Конституцией Эстонии и соответствующими международными актами».
Обращаясь к Блаженнейшему Патриарху Великой Антиохии и всего Востока Иоанну X, Блаженнейшему Патриарху Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилу III, Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию, Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу, Святейшему Патриарху Болгарскому Даниилу, Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании Иоанну, Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве, Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу, Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону, Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану с братской просьбой вознести горячие молитвы о притесняемой Эстонской Православной Христианской Церкви, Его Святейшество отметил: «рассчитываю на Вашу братскую поддержку в тяжёлое для эстонского Православия время».
Также среди адресатов — главы инославных Церквей и руководители межхристианских организаций, в том числе: Патриарх Коптский Святейший Тавадрос II; Папа Римский Святейший Франциск; Патриарх и Католикос всех армян Святейший Гарегин II; Католикос Великого Дома Киликийского Святейший Арам I; Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Святейший Мар Ава III; Маронитский Патриарх Блаженнейший Бешар Бутрос, кардинал Ар-Раи; Католикос Востока, Митрополит Маланкарский Святейший Василий Мар Фома Матфей III; Патриарх Эфиопский Святейший Абуна Матфий; Патриарх Эритрейский Святейший Абуна Василий; Примас Англии Архиепископ Йоркский Стивен Коттрелл; президент Евангелистской Ассоциации Билли Грэма г-н Франклин Грэм; генеральный секретарь Всемирного совета церквей пастор профессор Джерри Пиллэй.
Святейший Патриарх Кирилл призвал лидеров христианского мира, «кто может открыть уста свои для правосудия (Притч. 31:9)», выступить в поддержку Эстонской Православной Христианской Церкви в это тяжелое для нее время.
Его Святейшество также обратился к таким зарубежным государственным лидерам, как Президент Республики Сербия Александр Вучич, Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, отметив, что знает их усилия по защите христианских ценностей и прав христиан.
Кроме того, послания направлены руководителям и представителям международных организаций и правозащитных структур, в частности: генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу; верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку; генеральному секретарю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Феридуну Хади Синирлиоглу; директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека г-же Марии Телалиан; генеральному секретарю Совета Европы Алену Берсе; верховному комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кристоферу Кампу; специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости г-же К. П. Ашвини; специальному докладчику Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений г-же Назиле Ганеа.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также предложил вниманию адресатов обращений заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 апреля, в котором осужден принятый в Эстонии законодательный акт.
Русская линия
Протоиерей Андрей Ткачёв: «Как только выдаётся свободная минута – читайте Святое Евангелие»
Известный православный священник рассказал о том, как христианам следует проводить начавшуюся Страстную седмицу
Известный православный священник, настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Хохлах протоиерей Андрей Ткачёв в своём Телеграм-канале рассказал православным христианам о том, как им следует проводить начавшуюся сегодня Страстную Седмицу до Пасхи Христовой.
Предлагаем нашим читателям опубликованный отцом Андреем текст целиком:
«На Страстной Неделе мы будем читать Святое Евангелие. Какая задача наша? Прочесть как можно больше Святого Евангелия. Попробуйте. Отложите в сторону все другие книги. Как только выдается свободная минута – читайте Святое Евангелие.
Оно будет делать свою святую работу внутри ваших душ.
Нужно будет побывать на службах. На уникальных и неповторимых службах.
А на этой неделе у нас будет Великий Четверг. Вечером в четверг будет оплакивание Христа распятого – Служба Страстей. Раз в год.
В пятницу Царские Часы и Погребение вечером. Будем с плащаницей вокруг храма идти – отпевать Господа Иисуса. Полагать Его во гроб. В субботу будем ожидать Его Воскресения.
В ночь на воскресение соберёмся на Пасху.
Эти святые дни должны будут порвать вам сердце. Потому что сердце человеческое каменное. Его нужно рвать.
Когда Христос страдал на кресте – камни трескались. Земля шаталась. Солнце закрыло лучи свои как живое. Оно отвернуло лучи свои. Солнцу было страшно – Христа распяли. И Солнце перестало светить.
Стало темно на земле.
«Было же около шестого часа, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце» (Лк.23, 44-45)
Три часа была тьма. Стихии поколебались. Стыдно было всей природе, что такое люди сделали.
Взяли Человека лучшего, который был на всей земле.
Взяли его – оплевали, изуродовали, прибили ко кресту.
И ещё ходят вокруг него, и ещё посмеиваются, свищут: «Давай, сходи с креста. Тогда мы в тебя поверим!»
Такое вопиющее беззаконие было. И мы в этом виновны.
Земля трясётся. Мир страдает, приемля избавления. Матерь Божия под крестом стоит.
Как поется в тропаре девятого часа: «Утроба моя горит. Зряща Твое распятие». А люди в это время спасаются. Ад разрушается в это время.
Это всё нужно пережить. Перечувствовать. Поэтому, Евангелие нужно читать и в Храм Божий ходить. И совершать всё положенное в Страстную неделю.
Для того, чтобы порвалось наше каменное сердце.
Имейте сердце живое.
В Пасху Страстей сердца должны быть порваны. Евреи рвали одежды, когда постились. Брали прямо с земли грязь и сыпали на головы. И плакали.
Из себя слезу давили. И эту грязь по лицу размазывали. И в этих порванных одеждах, с пеплом на голове, с грязным лицом – они изображали из себя скорбящих людей. А Христос говорит: «Не надо мне всё это. Когда постишься, лицо своё умой. И голову помажь. И явись постящимся Отцу в тайне. И Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см. Мф. 6, 17-18).
И пророки говорили: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоиль.2,13).
Тельняшку рвать на себе каждый может.
Порви сердце, чтобы оно болело. Болело о Христе распятом. Болело о своих грехах. Болело о той беде, которая в мире происходит. Болело о том, что ещё будет в жизни.
Порви свое сердце. Для этого нужна Страстная Неделя. Надо будет наплакаться, намолиться, начитаться.
Так, чтобы совсем в полном изнеможении, как выжатый лимон, доползти до Святой Пасхи.
Чтобы к Ночи Пасхальной мы все были изнемождены до полного края.
Вычищены и выскоблены, как хорошо почищенная посуда.
Чтобы пасхальная ночь налила в нас чистую воду.
В грязные кастрюли, в грязные ведра, Господь чистую воду наливать не будет.
Помните, что Он самарянке говорил? «Я тебе дам такую воду, которая будет источником воды, текущей в жизнь вечную» (См.Ин.4:10-14). Эту чистую, свежую воду наливает в человека Пасха.
И наливает она её только в чистые сосуды.
Чтобы утром выйти на свежий воздух, как будто мы заново родились.
И говорить друг другу эти святые красивые слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Так что давайте, вступаем в эту последнюю Седмицу, отделяющую нас от святой Пасхи.
Вступаем не ослами веселящимися, не малыми детьми, не злобными фарисеями.
Вступаем Благолюбцами и Богопоклонниками, поклоняющимися Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Троице Единосущной и Нераздельной.
Да укрепит нас Господь на Страстную Седмицу. Да даст всякому сердцу радость».
Русская линия
В Донском монастыре Москвы начали варить миро
В этом году планируется сварить около 300 литров мира, которое затем будет разослано по всем епархиям Русской Православной Церкви
14 апреля 2025 года, в понедельник Страстной седмицы, в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения, сообщает Патриархия.Ru.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского монастыря; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского церковного округа Московской (городской) епархии.
В богослужении также участвовали насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Донской обители в священном сане, московское духовенство.
После совершения малого водоосвящения Предстоятель Русской Православной Церкви окропил освященной водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом. Святейший Патриарх Кирилл благословил ингредиенты для приготовления святого мира, в котел были влиты святая вода, вино, елей и добавлены специи. После чего, взяв трикирий, Святейший Владыка возжег специальные дрова в мироваренной печи.
Затем Предстоятель прочитал зачало 1-е Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона взошли на помост у котла со специальными веслами для перемешивания ингредиентов мира и приступили к мироварению.
Чин мироварения, во время которого будет непрерывно читаться Четвероевангелие, завершится в Великий Четверг освящением мира в Храме Христа Спасителя.
В этом году для совершения таинства Миропомазания, освящения храмов и антиминсов готовится около 300 литров мира, которое состоит из различных растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего более 100 компонентов).
Русская линия
Протоиерей Максим Козлов: «День за днём Страстной седмицы мы вместе со Христом, с Божьей Матерью, апостолами проживаем вехи главнейших дней земной жизни Спасителя»
Глава Учебного комитета РПЦ призвал верующих отложить все свои дела и постараться прожить дни Страстной седмицы так, чтобы евангельское событие каждого дня было в его жизни главным
Страстная седмица – время воспоминания о последних днях земной жизни Господа Иисуса Христа. О том, как её провести и стоит ли следовать расхожим советам убирать дом и красить яйца строго в определенные дни недели, рассказал глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, сообщает РИА Новости.
«Порой публикуемые неразумно в СМИ представления о том, что в четверг Страстной седмицы нужно мыться, в среду нужно начать варить и красить яйца, в пятницу ещё что-то делать — это даже не какие-то традиции народно-деревенской культуры, а фольклор советского времени, не имеющий никакого отношения к практике церковной жизни. Ничего этого делать в определённый день не нужно. Более того, если будет выбор между этим и молитвой, храмом, лучше идти в храм», — сказал отец Максим.
По его словам, во время Страстной седмицы можно даже отложить подробную исповедь. «Во время Страстной недели при сохранении физического поста у верующих меняется ракурс: человек в этот период не должен думать о себе, не стоит даже сосредотачиваться на собственном покаянии, самоанализе — это не время для подробной исповеди. День за днём Страстной седмицы мы вместе со Христом, с Божьей Матерью, апостолами проживаем вехи главнейших дней земной жизни Спасителя, потому эти дни названы великими. Каждый христианин должен постараться прожить эти дни так, чтобы наполнение этого дня, евангельское событие было в его жизни хотя бы в этот день главным», — призвал священник.
Так, в понедельник утром на Литургии в храмах вспоминают о сухой бесплодной смоковнице и ветхозаветном праведнике Иосифе Прекрасном, который является прообразом Господа в Ветхом Завете.
«Во вторник мы вспоминаем многочисленные притчи, которые Спаситель рассказал в тот день. Особенный акцент богослужения делается на притче о мудрых и неразумных девах, притче о талантах и том, что называется «малым апокалипсисом» — предсказанием Спасителя о судьбах Иерусалима и мира», — рассказал священник.
Утром в среду вспоминают предательство Иуды – ученика, бывшего рядом со Христом более трёх лет, «а также поступок блудницы, которая, ощутив божество того, Кто перед ней, умывает Ему ноги, помазывает Спасителя весьма дорогостоящим составом – миром», – добавил отец Максим. С понедельника по среду служат три последних в этом году Литургии Преждеосвященных Даров – особые богослужения Великого поста.
День Великого Четверга посвящён установлению Спасителем Таинства Евхаристии. "На Литургии утром в четверг все, кроме тех, у кого противопоказания или канонические запрещения, призываются причаститься Святых Христовых Тайн, отложив всякое другое попечение, в том числе, по возможности, заранее решив вопрос с работой или с учёбой», – отметил отец Максим.
Вечером в четверг в храмах проходит особое богослужение – Утреня Великой пятницы (утреня 12 евангелий), когда вспоминают распятие Спасителя на Голгофе. «На этой службе читают 12 Евангелий (фрагментов), то есть все евангельские тексты, относящиеся к событиям от установления Евхаристии, то есть от вечера четверга, до погребения Спасителя в пятницу вечером», – пояснил священник.
В пятницу утром в храмах совершают службу Великих часов, Литургия не служится. "Днём в пятницу служат Вечерню с выносом святой Плащаницы – изображением Спасителя, лежащего во гробе – и поклонением этой Плащанице. В вечерние часы пятницы, в иных случаях в ночь с пятницы на субботу, проходит богослужение, которое называется Утреня Великой субботы. На нём поются и читаются погребальные статии, когда чередуются особенные тропари и стихи 118 псалма. В этой части богослужения мы как бы ставим себя рядом с теми членами древней церкви, которые принимали участие в погребении Спасителя", – рассказал глава Учебного комитета.
"Великая суббота, как говорят церковные песнопения, это день, когда Спаситель был душою во аде, Божеством неотлучно от Бога Отца и Бога Духа Святого, а плотью почивал во гробе. Суббота – это день великого покоя. Утром совершается Литургия Василия Великого, на которой читают 15 паремий – текстов Ветхого Завета, в которых содержатся пророческие указания на Мессию – Иисуса Христа, на его искупительную жертву, искупительный подвиг. По сути дела, в Великую субботу уже начинается – пока ещё тихо – пасхальное празднование, потому что дьякон уже читает Евангелие о Воскресении Христовом, а в середине богослужения, перед чтением Евангелия, духовенство переоблачается в белые одежды, в которых и начнёт ночное пасхальное богослужение", – заключил священник.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память прп. Варсонофия Оптинского и вспоминаем лидера Союза Русского Народа А.И.Дубровина
Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. "Через два года приезжайте, я вас приму", – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец.
По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.
Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Как в спасительную гавань, стремился верующий люд в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ.
Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз – только по послушанию. В 1910 году, также "за послушание", ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н.Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому Молил врачей, родных, ничего не помогло Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана".
В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте " Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием "Старшим".
Сегодня день памяти вождя Черной Сотни, организатора и председателя Союза Русского Народа Александра Ивановича Дубровина, расстрелянного в 1921 г.
Он родился в 1855 г. в г. Кунгур Пермской губернии в семье полицейского чиновника. Образование получил в Медико-хирургической академии в Петербурге. Сначала служил военным врачом, потом, после защиты диссертации, служил врачом в детских приютах столицы и ремесленном училище. Дубровин пользовался популярностью как врач, имел большую частную практику. Однако с начала ХХ в. он полностью посвятил себя борьбе за интересы русского народа, противостоянию надвигавшейся революции. Дубровин стал главным организатором самой массовой православно-монархической организации Союз Русского Народа (СРН), сыгравшей большую роль в пробуждении национального самосознания русских людей и в борьбе с революционным террором. В ноябре 1905 г. он был избран председателем Главного Совета СРН. Организовал и возглавил в декабре 1905 г. орган СРН – газету "Русское знамя", ставшую крупнейшим монархическим изданием. Многотысячный митинг СРН в Петербурге сорвал планы революционеров спровоцировать в столице бунт, наподобие московского. Дубровин стал одним из главных организаторов кампании против предательской политики всесильного тогда премьер-министра С.Ю.Витте. К 1907 г. СРН под руководством Дубровина превратился в мощную всероссийскую организацию, с которой приходилось считаться не только революционерам и либералам, но и представителям местной власти. Многих это не устраивало.
В 1908-09 гг. была организована кампания по дискредитации лидера СРН, которого обвинили в организации убийства депутата Госдумы Герценштейна. Хотя против Дубровина не имелось никаких серьезных доказательств, финляндским судом был выписан ордер на его арест. Он вынужден был уехать из Петербурга на несколько месяцев. Этим воспользовались его конкуренты внутри Союза. В 1909 г. в СРН была организована "бархатная революция" – сторонники Дубровина выведены из состава Главного Совета. В результате в 1909-12 гг. мощная монархическая организация была дезорганизована распрями, которые завершились расколом и созданием двух параллельных Союзов Русского Народа: дубровинского и марковского. Только незадолго до революции в 1916 г. сторонники Дубровина и Н.Е.Маркова примирились, и началось воссоздание единой структуры, но было уже поздно.
После февральского переворота 1917 г. Дубровин был арестован одним из первых, уже 28 февраля он был доставлен в штаб революции – Госдуму, а его квартира опечатана. Дубровина заточили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, он томился в заточении до середины октября. Неоднократные просьбы изменить меру пресечения в связи с ухудшением здоровья оставались без внимания власть предержащих. Пришедшие к власти большевики вновь арестовали вождя СРН и перевезли его в Москву. Он был расстрелян уже после окончания гражданской войны, когда большевики лицемерно объявили об окончании "красного террора". Его вина перед новой властью состояла в том, что Дубровин был лидером русской православно-патриотической организации.
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 14 апреля 2025