<< | Полная сводка новостей от 28 ноября 2022 | >> |
Владимир Легойда: Все нынешние шаги священноначалия УПЦ — это попытка канонической Церкви сохраниться, находясь под огромным давлением извне
В Русской Православной Церкви дали понять, что Московский Патриархат не будет резко реагировать на последние неоднозначные решения Св. Синода УПЦПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступая в эфире радио «Комсомольская правда», ответил на ряд актуальных вопросов, касающихся давления на каноническую Украинскую Православную Церковь и позиции Церкви в связи с событиями на Украине, сообщает Патриархия.Ru.
Говоря об обысках в храмах и в домах священнослужителей Украинской Православной Церкви, иных нападках на православных верующих канонической Церкви, В. Легойда отметил, что украинские власти очень активно разыгрывают «религиозную карту», переводя религиозные вопросы в общественно-политическое поле и используя их в качестве инструмента.
«Некоторое время назад давление на каноническую Церковь украинская власть перенесла на местный уровень — всё давление, включая захваты храмов, происходило в основном в регионах. То же, что происходит сейчас — это возвращение темы наступления на Церковь в общегосударственную повестку Украины», — отметил он.
По словам Владимира Легойды, сегодня Русская Православная Церковь — единственный мост, объединяющий верующих России и Украины. «И хотя в текущих условиях непросто говорить о чувстве единства и общности, Церковь молится не только об установлении прочного и справедливого мира, но и сохранении этого чувства».
Представитель Церкви отметил, что в условиях широкомасштабного конфликта официальная позиция Украинской Церкви вынужденным образом формируется с учётом колоссального давления на неё. «Все её шаги — попытки канонической Церкви сохраниться, находясь под этим давлением. С нашей же стороны выступать с резкими заявлениями в таких условиях означало бы воспринимать ситуацию не такой, какая она есть», — подчеркнул В. Легойда.
Отвечая на вопрос о позиции Русской Православной Церкви касательно специальной военной операции, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ подчеркнул, что Русская Церковь, как и президент страны, как и многие другие общественно-политические силы государства, воспринимает происходящее как трагедию, которая, впрочем, разразилась ещё до начала спецоперации. «Для многих людей, ставших нашими гражданами, она длилась годами», — добавил он.
По словам В. Легойды, Церковь не остаётся безучастной и молится об установлении справедливого мира. Основным же направлением церковного служения в настоящее время является гуманитарная деятельность: помощь беженцам, пострадавшим мирным жителям, раненым. Отметил он и священнослужителей, оказывающих духовную помощь бойцам на передовой: «На войне может произойти расчеловечивание, и священник — тот, кто этот процесс может остановить. Здесь роль Церкви неоценима».
Русская линия
Украинские спецслужбы отчитались об обысках в Почаеве
СБУ якобы нашла у УПЦ пропагандистские материалы с отрицанием существования Украины и возбудила два уголовных делаПресс-служба Службы безопасности Украины сообщила, что при обысках в Почаевской духовной семинарии и Ивано-Франковской епархии их сотрудники якобы обнаружили пропагандистские материалы, отрицающие существование Украины, сообщает СПЖ.
27 ноября СБУ провела обыски у ректора Почаевской семинарии и в Ивано-Франковской епархии.
В сообщении отмечается, что в найденной литературе отрицается «существование украинского народа, его языка, а также само право Украины на государственность, и, наоборот, отмечается, что это якобы искусственно созданное государство».
Также в СБУ заявили, что при обыске нашли книги «ксенофобского и ненавистнического содержания с оскорбительными выдумками про другие национальности и религии». В одном из подсобных помещений Ивано-Франковской епархии УПЦ «силовики» нашли шевроны с символикой «великого войска Донского».
«Все эти вещественные доказательства являются основанием для открытия двух уголовных производств по статье 161 Уголовного кодекса Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам). Все они направлены на соответствующие независимые экспертизы. По результатам этих исследований будут предприниматься дальнейшие процессуальные действия», – сообщает пресс-служба ведомства.
Русская линия
Московский Патриархат расширяет свои границы
Русская Православная Церковь получила государственную регистрацию в Нигерии, Замбии, Уганде и ЦАР23 ноября 2022 года Патриарший экзархат Африки Московского Патриархата получил государственное свидетельство о регистрации в Нигерии. Об этом сообщил Патриарший экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид, передаёт Седимца.Ru.
В настоящее время Африканский экзархат юридически закрепил своё присутствие в четырёх странах. Ранее были получены свидетельства о государственной регистрации в Замбии, Уганде и Центральноафриканской Республике.
Как рассказал митрополит Леонид, в Нигерии Русская Церковь смогла развернуть социальную работу на базе уже существующих приходов. «Пример Нигерии – первая проба пера. Верю, что и в дальнейшем мы справимся со сложной международной обстановкой, которая может повлечь за собой массовый голод в Африке», – написал митрополит Леонид в своем Телеграм-канале.
В начале осени многие прихожане Африканского экзархата в Нигерии оказались под угрозой голода. Духовенство Патриаршего Экзархата Африки передало продовольствие нуждающимся семьям девяти приходов в штатах Лагос, Анамбра, Дельта и Бенуэ. Родителям школьников также были переданы канцелярские принадлежности к началу учебного года. Помощь получили более двухсот семей, всего передано три тонны продовольствия, в том числе рис и сладости, более двух тысяч учебных комплектов.
Будущие священнослужители из Нигерии в этом году поступили в Московскую и Санкт-Петербургскую духовную академии. Как отмечает митрополид Леонид, «особенность церковной жизни в Нигерии – общин намного больше, чем священников».
Русская линия
Отошёл ко Господу епископ Евтихий (Курочкин)
Ранее согласно Акту о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ почивший владыка окормлял бывшие приходы Русской Зарубежной Церкви на территории России28 ноября 2022 года, на 68-м году жизни, отошёл ко Господу епископ Евтихий (Курочкин), настоятель Богоявленского собора города Ишима Тюменской области, сообщает Патриархия.ru.
Отпевание новопреставленного епископа Евтихия состоится 30 ноября в Богоявленском соборе по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 8.30, отпевания примерно в 10.00.
Епископ Евтихий (в миру — Иван Тимофеевич Курочкин) родился 6 марта 1955 г. в г. Ишиме Тюменской обл. Крещен в Никольской церкви того же города.
В 1976 г. уехал в Омск, где поступил истопником в кафедральный Крестовоздвиженский собор. В 1977-м епископ Омский Максим (Кроха) поставил его иподиаконом.
Дед Ивана Курочкина – монах Прохор (в схиме Павел) – и его духовный отец митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) повлияли на выбор дальнейшего жизненного пути. Иван, мечтавший стать художником, сделал своим выбором служение Церкви.
В 1978 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1982-м принял монашеский постриг. Хиротонисан во иеродиакона к Никольской соборной церкви города Ишима, затем состоялась его хиротония во иеромонаха.
В 1987 г. возведен в достоинство игумена и назначен духовником епархии. Вскоре, однако, из-за жалоб в Священный синод РПЦ на нарушения, допускавшиеся в епархии, его отстранили от должности духовника и назначили на вновь открывшийся приход в селе Шаблыкино близ Ишима.
Осенью 1989 года в составе группы сибирского духовенства обратился в архиерейский синод РПЦЗ с просьбой о принятии.
В 1990 г. Архиерейский собор РПЦЗ принял решение об открытии приходов и епархий на канонической территории Московского Патриархата. В том же году игумен Евтихий, клирик Омско-Тюменской епархии, обратился к архиепископу Омскому и Тюменскому Феодосию (Процюку) с заявлением о переходе в юрисдикцию РПЦЗ. Вместе с ним в РПЦЗ перешли его брат протоиерей Михаил Курочкин и диакон Сергий Бурдин. 13 июля 1990 г. игумен Евтихий был запрещен в священнослужении епископом Тобольским и Тюменским РПЦ Антонием (Черемисовым).
В апреле 1992 г. ишимские городские власти передали организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки.
В 1994 г. возведен в достоинство архимандрита РПЦЗ и решением архиерейского собора избран епископом Ишимским. 24 июля хиротонисан в Нью-Йорке во епископа Ишимского и Сибирского митрополитом Виталием и сослужащими архиереями РПЦЗ.
30 ноября 1994 г. определением Архиерейского собора РПЦЗ территория бывшего СССР была разделена на шесть епархий: Московскую, Санкт-Петербургскую и Северо-русскую, Суздальскую и Владимирскую, Одесскую и Тамбовскую, Черноморскую и Кубанскую, Ишимскую и Сибирскую (ранее каждый епископ РПЦЗ мог принимать под свой омофор приходы на территории всего бывшего СССР). Так как Московская и Санкт-Петербургская епархии не имели правящих архиереев, епископ Евтихий был назначен временным управляющим ими.
Был депутатом районного совета в Ишиме. В конце 1990-х гг. выступал против примирения с Московской Патриархией, но позже, в 2002 г., поддержал решения Архиерейского собора РПЦЗ, которые были направлены на расширение диалога с Московским Патриархатом.
В 2003 г. включен в состав новообразованной комиссии РПЦЗ по диалогу с РПЦ в качестве консультанта по вопросам приходов РПЦЗ, находящихся на территории России. Выступил как сторонник восстановления полного общения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.
В мае 2006 г. был участником IV Всезарубежного собора, где выступил за восстановление канонического единства Русской Церкви. На Архиерейском соборе РПЦЗ ему было поручено управление всеми приходами РПЦЗ на территории России.
В 2006 г. епископ Евтихий обратился к Патриарху Алексию с прошением о снятии наложенного на него в 1990 г. прещения и принятии в каноническое подчинение Московского Патриархата. В декабре 2006 г. Священный Синод РПЦ признал Евтихия (Курочкина) в сане епископа.
В 2007 г. назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии, с поручением ему временного архипастырского окормления бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России в течение пяти лет (до 2012 г.), согласно приложению к Акту о каноническом общении.
В 2012 г. по состоянию здоровья был почислен на покой согласно поданному прошению. Богоявленскому собору города Ишима, где служил епископ Евтихий, был дан статус Патриаршего подворья, епископ Евтихий оставлен в нем настоятелем.
Скончался 28 ноября 2022 г. в Ишиме Тюменской области.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем преподобного Паисия (Величковского) и митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского)Преподобный Паисий (в миру Петр) родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского. Брат, отец, дед и прадед Петра были священниками. С раннего детства преподобный остался без отца и брата и воспитывался матерью Ириной. Грамоте отрок обучался по псалтири, а в 13 лет был отдан на учение в Киевскую духовную академию. Здесь под руководством иеросхимонаха Пахомия Петр воспитывал в себе монашеский склад характера.
17-ти лет вступил он в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда – в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Отец Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было велено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.
Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", которая есть и моление, и исповедание веры. "Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд", – поучал старец.
В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. Преставился преподобный 15 ноября 1794 г. и был погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре, где он подвизался в последние годы своей жизни.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: "Добротолюбие", сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, "Восторгнутые класы" – сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
Сегодня день памяти видного участника монархического движения, председателя Витебского отдела Союза Русского Народа митрополита Иваново-Вознесенского Павла (Гальковского), расстрелянного в 1937 г.
Он родился 9 января 1864 г., происходил из духовного сословия и в миру звался Павлом Михайловичем. Окончил духовную семинарию, в 1888 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Петровского монастыря, затем был настоятелем Покровского кафедрального собора в Витебске до 1918 г. Здесь принял активное участие в патриотическом движении, занимал пост председателя Витебского отдела СРН. Осенью 1909 г. был приглашен в Москву на монархический съезд, который организовал протоиерей Иоанн Восторгов, но приехать не смог и прислал приветственную телеграмму. В ноябре 1915 г. был среди участников Петроградского совещания.
После революции, подобно многим другим русским православным патриотам прошел исповеднический путь, закончившийся мученической кончиной. Был арестован впервые еще в 1918 г. и заключен в тюрьму г. Витебска, затем переведен в Москву в Бутырскую тюрьму. По освобождении из тюрьмы служил в 1919-21 гг. духовником на Афонском подворье. В июле 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. 15 сентября 1923 г. арестован по обвинению в "антисоветской деятельности" и заключен в Таганскую тюрьму, в 1924-27 гг. находился в ссылке в Средней Азии, затем в Казани. В 1927-29 гг. епископ Егорьевский, викарий Рязанской епархии, временно управлял Воронежской, затем Владимирской епархиями. С 31 октября 1929 г. епископ Иваново-Вознесенский, в 1930 г. возведен в сан архиепископа, в 1935 г. – митрополита. В 1933 г. подвергался очередным репрессиям со стороны советской власти. В январе 1936 г. арестован в последний раз, в следующем году расстрелян.
Русская линия
Поступления в Библиотеку периодической печати от 28 ноября 2022