Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 сентября 2022 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня наступило время, когда мы должны особенно молиться за Отечество наше, за Президента нашего, за воинство наше»
Предстоятель Русской Православной Церкви призвал верующих усилить свои молитвы за Владимира Путина

Патриаршие символы12 сентября 2022 года, в праздник обретения мощей благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, сообщает Патриархия.Ru.

В Первосвятительском слове после богослужения Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

«<…> Сегодня такое время — время тревожное, даже очень тревожное. И мы должны молиться, чтобы все опасности миновали нашу Родину, чтобы остались ни с чем те, кто мечтает сокрушить Россию как независимое, подлинно независимое государство. Такие государства можно перечислить на пальцах одной руки, все прочие так или иначе зависят от мировых центров власти; но Россия не зависит ни от каких центров власти, которые находятся за пределами ее суверенной территории. Это великая привилегия, но это и огромный крест, потому что всегда находятся те, кто хотел бы ввести в орбиту своего влияния такую богатую, сильную страну, как Россия.

Мы знаем, что в мире неспокойно, а Россия продолжает свое по-настоящему суверенное историческое бытие, и, если взглянуть на нашу историю, мы поймем, что во многом этот суверенитет определялся силой духа русских людей, силой духовного влияния Церкви на наше Отечество. Мы знаем, какую огромную роль Церковь сыграла в освобождении Руси от иноземных сил. Мы знаем, что именно Церковь вдохновляла воинов на исторические сражения, в результате которых Родина оставалась суверенной и свободной. Мы знаем, как святые угодники молились за страну, за воинство, за великого князя, а потом и за царя.

Вот и сегодня наступило время, когда мы должны особенно молиться за Отечество наше, за Президента нашего — какая разница, как называется глава государства! — за воинство наше. Чтобы были у страны силы сохранить свою подлинную независимость от самых могущественных сил, господствующих сегодня над большинством стран мира.

У России особый исторический путь. Когда все благополучно, спокойно, мы как-то мало об этом задумываемся; а вот когда наступают времена тревожные, начинаешь особенно сознавать всемирную судьбоносную миссию Руси. Так было в древности, так и сегодня эта особая миссия возвращается и возлагается на плечи нашего народа.

Мы молились сегодня святому благоверному великому князю Даниилу и отцу его святому благоверному великому князю Александру Невскому, которые по должности своей совмещали и возглавление государства, и возглавление воинства. А ведь как это было непросто! Ведь там, где войско, там меч, а где меч, там и смерть. И какую же нужно было иметь духовную силу, как же нужно было осознавать свою нравственную и духовную ответственность за то, чтобы, возглавляя страну и воинство и имея меч при бедре, остаться святым человеком! Великие князья Александр Невский и Даниил Московский, которых мы сегодня вспоминаем, сумели совместить эту политическую и воинскую миссию со святостью. А ведь, наверное, такое совмещение и является залогом того, что страна, имеющая такое возглавление, никогда не будет совершать военных преступлений. Потому что если во главе Отечества, во главе воинства человек святой, да и, может быть, не святой, но верующий, православный, крещеный, сознающий свою ответственность пред Богом, Церковью, страной, то страна гарантирована от всякого рода военных авантюр, страна может быть уверена в том, что меч при бедре будет вынут из ножен только тогда, когда это нравственно, морально и даже духовно оправданно.

Вот и сегодня мы, еще раз хочу сказать, живем в очень непростое время, и потому наша особенная молитва — о главе нашего государства, о верховном главнокомандующем Владимире Владимировиче Путине, на котором лежит особая ответственность, а также о всех военачальниках и тех, кто во власти. Чтобы Господь умудрил, укрепил, вразумил, оградил от грехов и ошибок и одновременно вдохновил на действия, которые принесли бы Отечеству нашему защиту от всяких внешних, даже, может быть, самых опасных и страшных угроз.

Святой Даниил Московский, преподобный князь, особым образом соединивший в себе духовное и государственное служение, являет замечательный пример того, как в одной личности может быть соединено как бы несовместимое. В каком-то смысле святой Даниил есть некий образец для всех тех, кто принимает на себя верховную власть в России. И, несомненно, князь Даниил в молитвах своих, и в этом можно быть уверенным, не оставляет мыслью тех, кто возглавляет Русь, все Отечество наше. И верим, покуда будут на Руси почитаться святые князья — правители земли нашей, соединившие духовное и материальное, небесное и земное, политическое, государственное служение и личный духовный опыт, духовный подвиг, — будет действительно крепка наша земля.

Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвами святого благоверного великого князя Даниила Московского да хранит Господь землю Русскую, град Москву, Петербург, все наши грады и веси, дабы укреплялась духовная и материальная сила России, дабы страна наша до скончания века была по-настоящему свободной, независимой и, в первую очередь, сохраняла веру и благочестие, объединяя народ наш любовью и молитвой. Аминь».

Русская линия



Избран новый Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Предстоятелем РПЦЗ стал епископ Манхэттенский Николай

Епископ Манхэттенский Николай13 сентября 2022 года в Знаменском соборе Нью-Йорка состоялась церемония избрания Архиерейским Собором нового Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Предстоятелем РПЦЗ был избран епископ Манхэттенский Николай, сообщает Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви.

В соответствии с Актом о каноническом общении, подписанном 17 мая 2007 года, Архиерейский Собор направит акт о состоявшемся избрании, составленный Счётной комиссией, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, с ходатайством со стороны нареченного Первоиерарха о благословении на восприятие должностей, возложенных на него собратьями-архипастырями, и об утверждении своего избрания Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Настолование Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Николая, новоизбранного Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, состоится в воскресенье, 18 сентября.

Расписание богослужений, связанных с торжествами Настолования Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви:

Суббота, 17 сентября – Всенощное бдение в Знаменском соборе в 6 часов вечера.

По окончании вечернего богослужения новоизбранный Первоиерарх выйдет через царские врата в черном клобуке и обыкновенной архиерейской мантии и становится на солее лицом к народу. Два старейших иерарха преподнесут митрополиту голубую матнию и белый клобук, который новоизбранный Первоиерарх возложит на себя сам при помощи иподиаконов. Во время облачения в голубую мантию и возложения белого клобука старший архиерей возгласит «Аксиос», которое поют сначала архипастыри и клир, а потом и хор. После сего митрополит преподает благословение клиру и народу. Предварительно голубая мантия и белый клобук во время первого часа благословляется старейшим по хиротонии архиереем Русской Зарубежной Церкви окроплением святой водой.

Воскресенье, 18 сентября – Божественная литургия в том-же соборе в 9:30 утра.

После чтения входных молитв и обычного осенения 2 старших архиерея возведут нового митрополита на облачальное место и провозгласят «Аксиос», которое повторяется сначала архиереями и клиром, а потом хором. Божественная литургия будет совершаться обычным порядком. По окончании богослужения будут совершены молебен и чин вручения новоизбранному Первоиерарху архипастырского жезла, освященного на священной раке с мощами святителя Тихона, Всероссйиского Патриарха-Исповедника.

Русская линия



Митрополит Клинский Леонид: «Отсидеться и отмолчаться уже не получится»
Патриарший экзарх Африки выразил недоумение по поводу беззубой реакции Латвийской Церкви на грубое вмешательство местных властей в церковные дела

Митрополит Клинский ЛеонидПатриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид выразил недоумение по поводу позиции священноначалия Латвийской Православной Церкви, которое не стало публично противиться тому, что парламент страны, грубо вмешавшись в церковные дела, в одностороннем порядке объявил о её независимости от Московского Патриархата, сообщает Интерфакс.

«Ещё одно политическое недоразумение на географической карте внесло закон о Церкви, не спросив саму Церковь! (…) С латышскими политиками-лимитрофами всё понятно. Придверный коврик Запада. Неясно с позицией Латвийской Православной Церкви. Перечитал несколько раз официальное заявление. Беззубое, инфантильное "простите-благословите"! Я всегда говорил, что с такой реакцией будет только хуже", – написал митрополит Леонид у себя в Телеграм-канале.

Далее, по его мнению, последует "другая команда "фас" в любом направлении, "под Стамбул", "в раскол", да всё, что угодно, лишь бы против Русской Православной Церкви и России, как это было сделано на Украине. "Отсидеться и отмолчаться уже не получится. Додавят", – считает владыка.

При этом он назвал "вишенкой на торте" тот факт, что на официальном сайте Латвийской епархии после каждой новости стоит приписка: "если видите слово с опечаткой, выделите это слово и нажмите клавишу DELETE". "Какая милота. Да вас уже удалили! Неужели непонятно? А опечатка – это ваше сплошное заявление. Целиком", – заключил свой пост митрополит Леонид.

Впрочем, вряд ли стоит удивляться, что в нынешние времена среди христиан практически не осталось исповедников. Их нет далеко не только в одной Латвии, но и во всём православном мире. А потому негодование владыки Леонида можно понять, однако не следует забывать, что священноначалие Русской Церкви тоже вынужденно молчало и практически со всем соглашалось в годы советской власти.

Следует признать, что ныне в Латвию вернулись времена, когда надо либо открыто исповедовать православную веру и верность Матери-Церкви, либо молчать и терпеть. Латвийская Православная Церковь избрала второе, стоит ли за это её строго осуждать? В конце концов, куда деться бедным латышам, когда среди них остались одни "серые зайцы" вместо исповедников?

Русская линия



Латвийская Православная Церковь призвала паству сохранять мирное устроение духа
Объявление властями Латвии об «автокефалии» Латвийской Церкви ничего не меняют с духовной точки зрения, заявили в Синоде ЛПЦ

Латвийская Православная ЦерковьПресс-служба Латвийской Православной Церкви отреагировала на решение латвийских властей в одностороннем порядке объявить об автокефалии и полном отделении Латвийской Церкви от Русской Православной Церкви, пояснив, что данный закон касается только формальных вещей и госдокментов, хотя с духовной точки зрения православные латыши остаются в полном единстве со всеми Поместными Церквами, в том числе и с Русской Православной Церковью.

«8 сентября 2022 года, по инициативе Президента Латвийского Государства господина Эгила Левитса, Сейм Латвийской Республики внёс изменения в Закон о Латвийской Православной Церкви, – говорится в заявлении. – Это решение носит юридический характер и принятые изменения касаются юридического статуса Церкви. Государство установило статус нашей Церкви как автокефальный. Государство определило, что Латвийская Православная Церковь юридически независима ни от одного церковного центра, находящегося за рубежами Латвии, сохраняя духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими Православными Церквами мира. Изменение статуса не меняет Православную Веру, догматы, Литургическую жизнь Церкви, календарный стиль, сакральный богослужебный язык, обряды, традиции и внутреннюю церковную жизнь.

Синод Латвийской Православной Церкви с любовью призывает духовенство и мирян сохранять мирное устроение духа, поддерживать единство нашей Церкви, неукоснительно соблюдая законы нашего Латвийского Государства. Сопребывая духовно и молитвенно в нерушимом единстве со всем Православном миром, сохраним чистоту нашей Веры и будем укреплять Святое Православие на Латвийской земле. Просим Всех верующих усердно и горячо молиться о нашей Святой Церкви, да сохранит Её в мире и благополучии Милосердный Господь».

Стоит отметить, что в плане управления и финансов Латвийская Православная Церковь уже давно получила полную самостоятельность, а потому власти Латвии со своими инициативами о церковной независимости от Москвы, по сути, ломятся в открытую дверь.

Другой вопрос – кого будут поминать за Литургией в храмах Латвийской Церкви? Если Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то это, в общем-то, ничего не меняет. Если же нет, то в такие непростые времена в церковной Москве могут счесть, что в качестве временной меры и такое возможно. Ведь, как показывает церковная история – политики приходят и уходят, а Церковь остаётся.

Русская линия



Дорогие Белоруссии имена
В Гомеле появились улица имени митрополита Филарета (Вахромеева) и сквер имени архиепископа Аристарха (Станкевича)

Митрополит Филарет (Вахромеев) и архиепископ Аристарх (Станкевич)На прошедшей 40-й сессии Гомельского городского совета депутатов принято решение о переименовании части улицы Кропоткина в улицу имени Митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Зелёная зона между улицами Билецкого и Баумана в городе Гомеле напротив администрации Центрального района будет именоваться отныне сквером имени архиепископа Аристарха (Станкевича), сообщает сайт Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

Проект решения Гомельского горсовета «О присвоении наименований (переименований) составным частям города Гомеля» представил начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Гомельского горисполкома Павел Млынарчик. Он напомнил, что внесённые предложения прошли общественное обсуждение и нашли поддержку у населения.

Ранее вопрос об увековечивании памяти этих выдающихся духовных личностей, внесших огромный вклад в духовное возрождение и развитие белорусского общества и посвятивших своё служение Белоруссии, был рассмотрен Синодом Белорусской Православной Церкви (журнал № 4 от 20 февраля 2021 года, утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси на заседании Священного Синода от 13 апреля 2021 года (журнал №8)) и Епархиальным советом Гомельской епархии от 24 декабря 2021 года (журнал № 81).

Приснопамятные архипастыри своим служением на Белорусской земле внесли исключительный личный вклад в дело возрождения церковной жизни.

За 35-летний период пребывания первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета (Вахромеева) во главе Белорусского Экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии. Открыты 24 женских и 10 мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания. Заключённое в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Беларуси и не имеет аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий. За многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога в 2006 году Митрополит Филарет был удостоен звания «Герой Беларуси».

23 апреля 2022 года исполнилось 10 лет со дня кончины Высокопреосвященнейшего Аристарха (Станкевича), архиепископа Гомельского и Жлобинского. Неоспорим вклад приснопамятного владыки Аристарха в деле возрождения духовной жизни в Гомельской области и в городе Гомеле. За 22 года его архиерейского служения в епархии было восстановлено и построено 134 храма, возрождена монашеская жизнь в четырех монастырях, прославлены двое святых. В 2011 году за большой личный вклад в возрождение духовности, значительную деятельность по строительству новых и возрождению разрушенных храмов, активную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения архиепископу Аристарху было присвоено звание «Почетный гражданин города Гомеля».

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика Михаила Косухина

Кладбищенская церковь в Дымцево Максатихинского района Тверской областиОтец Михаил родился 7 января 1858 года в селе Яренском Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В храм села Дымцево Максатихинского уезда он был назначен в 1907 году и прослужил здесь до своего ареста.

До 1929 года о. Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить, и тогда храм все равно будет закрыт.

Этого, однако, не случилось – священник продолжал служить, а его преклонный возраст и близость смерти придавали ему еще более решимости и дерзновения. И он не упускал ни одной возможности для проповеди. Власти, видя решимость и непреклонность отца Михаила, начали его преследовать. Пользуясь тем, что церковная сторожка, где жил о. Михаил, стояла за пределами церковной ограды, районный и областной исполкомы постановили выселить священника, отобрать у храма здание сторожки для размещения в нем ветеринарной лечебницы. Но о. Михаил всякий раз отвечал, что ни при каких обстоятельствах не покинет церковного здания.

Тогда в воскресенье 25 марта 1936 года председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет из дома. Но о. Михаил не ушел из церковной сторожки; прихожанам он говорил: "Я из дома никуда не пойду, я стар и ничего не боюсь". Выселить его из церковной сторожки насильно местные власти не посмели, и он с тем же бесстрашием продолжал служить и проповедовать. К Пасхе того же года за исправную службу он был награжден наперсным крестом. Только через год, при наступлении повсеместных гонений, о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось 79 лет; он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели. 2 августа следствие было закончено, и дело направлено на рассмотрение Тройки НКВД, которая 10 августа приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу.

Однако вскоре оказалось, что у священника сломано левое бедро, и он не может добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы о. Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней и 13 сентября 1937 года скончался.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 13 сентября 2022


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика