Русская линия
<< Полная сводка новостей от 12 января 2021 >>

Отец Андрей Ткачёв: Нас развели на мякине. Нас напугали, мы испугались и тут же попрятали свои лица в маски, а потом начали смотреть друг на друга как на источник заразы. Это и есть безбожие, это и есть конец человечества
Известный православный проповедник поделился своими мыслями о нынешней реакции людей на коронавирус и ужаснулся, что многие люди, как животные, теряют своё достоинство и трясутся за свою никчёмную жизнь

Протоиерей Андрей ТкачевНе так давно Святейший Патриарх Кирилл сказал очень важные слова о том, что мы перестали во время коронавирусных психозов воспринимать людей как братьев и сестёр. Мы стали воспринимать человека как заразу, как источник заразы. Как Мамонов пел в "Звуках Му":

«Муха — источник заразы,

— Сказал мне один чувак.

Муха — источник заразы?

Не верь, это не так.

Источник заразы — это ты…»

И вот настали такие времена, когда человек стал источником заразы для окружающих. Люди стали опасаться друг друга. Боятся поздороваться друг с другом, умудряются как-то кулачками или локтями поприветствовать. Довольно-таки жуткая история, на самом деле.

Кругом — закрытые лица. Вообще-то человек — это лицо. Животному не интересно своё лицо, они не нуждаются в зеркале. А человеку интересно своё лицо. И без лица нет ни культуры, ни политики, ни истории. Важно видеть человеческое лицо. А когда оно закрыто маской, то люди воспринимают тебя, как источник заразы, и ты тоже к ним так же относишься. Мне это напоминает конец человечества.

Нас развели на мякине. На чепухе развели. Это похоже на репетицию массового безумия. Нас напугали, мы испугались и тут же попрятали свои лица, боимся здороваться, боимся общаться, боимся всего. Мы, таким образом, доказываем своё практическое безбожие, свою неготовность умирать.

Вот что пишет британский писатель, поэт, учёный и богослов Клайв Льюис в книге «Письма баламута», где представлен антимир, в котором живут бесы. Они не любят всё хорошее и поощряют всё злое. Там есть очень интересный диалог человека с дьяволом:

— Как вы успели послать в ад столько душ?

— Через страх.

— И чего же они боялись — войны, голода?

— Нет, болезней.

— Разве они не болели? Разве не умирали? Разве не было лекарства?

— Болели. Умирали. Было лекарство.

— Тогда я не понимаю…

— Случайно посчитали, что единственное, что нужно сохранить любой ценой — это жизнь.

Какая великолепная мысль. Случайно посчитали, что главная ценность — это жизнь.

Но жизнь — это не самая главная ценность, на самом деле. Итальянский философ Джорджо Агамбен считал, что политика свелась к биополитике, и философия — к биофилософии. И мышление наше биологично. То есть мы главной целью стали считать биологическое существование. А у человека так быть не должно.

«Перестали обниматься, перестали приветствовать друг друга, оставили все человеческие контакты. Они остались без денег, они потеряли работу, но они предпочли бояться за свою жизнь, даже если у них не было хлеба, чтобы есть. Они верили услышанному…»

Кстати, писатель Клайв Льюис писал это в 40-е годы прошлого столетия.

«Они отказались от свободы. Больше никуда не выходили из дома. Никогда не навещали друзей и родных. Весь мир превратился в огромную тюрьму с осужденными добровольцами».

Как красиво и точно сказано! Это прямо про нас.

«Они всё приняли, чтобы пережить ещё один жалкий день. Они не жили. Они умирали каждый день. Забрать их жалкую душу было слишком легко». Это говорит дьявол в диалоге со своим собеседником.

Вы не находите, что так оно и есть? Паническая трусость, согласие на отказ от любой человеческой свободы, от любых форм человеческого общения — открытых лиц, рукопожатий, объятий и поцелуев. Единственная цель — это сохранение биологического существования. Биофилософия и биополитика. То есть нужно кушать и какать, и этого достаточно. Никаких других ценностей больше нет. Необходимо сохранять жизнь ради самой жизни. Хранить своё биологическое тепло в своём убогом восьмидесятикилограммовом саркофаге.

Сегодня даже на христиан трудно положиться. Сегодня мы, христиане — соль земли — стали настолько пресными, настолько безмолитвенными, настолько бездерзновенными, настолько трусливыми. О чём мы будем говорить, с теми, кто находится там, за пределами Божественного Ковчега? О чём мы будем говорить с ними, если внутри Ковчега говорить не о чем. С нами говорить уже не о чем.

Всё написано. Желающий узнать – прочтёт. Крайв Льюис «Книга баламута». Книга о том, как легионный бес из ада инструктирует своего помощника на земле, как тому губить человеческие души. Книга, показывающая тайные пружины духовной жизни. Как увести человека от веры. Или как родить ложные иллюзии. И о ковиде там тоже есть.

Они боялись. Они перестали даже обниматься. Они уверовали, что самая главная ценность — это их биологическая жизнь. Какая жуткая ошибка! Даже говорить об этом трудно.

Протоиерей Андрей Ткачев

Русская линия



Традиционное празднование Крещения Господня в России запрещать не будут
В комитете Госдумы по охране здоровья считают, что у властей нет никаких оснований запрещать крещенские купания

Крещенская прорубьТрадиционные купания на Крещение Господне в России не окажутся под запретом из-за коронавируса, заявил зампред комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль, слова которого приводит Интерфакс.

"Думаю, нет необходимости запрещать официально традиционные крещенские купания. Опасность заразиться коронавирусом в проруби не выше, чем в других общественных местах сегодня", – заявил политик.

Вместе с тем, по словам парламентария, людям со слабым здоровьем следует воздержаться от зимнего купания. "Трезво оценивайте возможности своего здоровья и соблюдайте рекомендации Роспотребнадзора. Не надо дополнительно создавать нагрузку на здравоохранение", – сказал Огуль.

"По большому счёту, решать, запрещать или нет какие-то мероприятия в период пандемии, должны региональные власти. Они точно знают ситуацию в своих регионах, прогнозы и степень ответственности жителей", – считает депутат.

Крещенские купания традиционно проходят в православный праздник Крещения Господня – в ночь с 18 на 19 января. Обычно оперативные службы и региональные власти специально оборудуют места для купания, организуют дежурство медиков и теплые помещения или палатки для переодевания.

Тем не менее, в этом году из-за коронавируса масштаб купаний может быть ограничен: подобные решения уже приняты на Камчатке и в Хабаровском крае, а в Омской области жителям не рекомендовало окунаться в прорубь региональное управление Роспотребнадзора. Впрочем, все желающие всё равно смогут это сделать.

Русская линия



Отошёл ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев)
Почётный Патриарший экзарх всея Беларуси почил на 86-м году жизни

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии, Филарет (Вахромеев)12 января 2021 года на 86-м году жизни отошёл ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). Ранее владыка Филарет был госпитализирован в одну из минских клиник, сообщает Патриархия.Ru.

О времени и месте прощания с почившим архипастырем будет сообщено дополнительно.

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих.

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.

В 1953 г. окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса. В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого.

26 апреля 1959 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Московским Алексием I рукоположен во иеродиакона.

В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха.  В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой.

Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев).

В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству.

Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией.

9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению.

Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии.

15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии.

Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке).

23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.

1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.

16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.  В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.

16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР.

С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители.

28 декабря 1993 г. назначен председателем Синодальной богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

С 3 февраля 1994 г. — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря.

С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим Полоцкой епархией, с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим Могилевской епархией.

С 27 июля 2009 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

21 марта 2010 г. награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского экзархата.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 100) освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии на основании собственного прошения. Синод постановил выразить глубокую благодарность митрополиту Филарету за многолетнее и бессменное председательство Синодальной комиссией, «благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию Священноначалием».

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 125) почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Синод назначил Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

Русская линия



Митрополит Киевский Онуфрий: Быть верным Господу во времена гонений является крупнейшим Ему даром
Предстоятель УПЦ призвал паству не смущаться нынешними притеснениями и твёрдо держаться канонического Православия

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийБлаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в своей проповеди в Воскресенье после Рождества Христова призвал свою паству твёрдо держаться канонического Православия и не смущаться церковными нестроениями, учинёнными на Украине Фанаром, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Предстоятель напомнил о причинах бегства семьи Господа нашего Иисуса Христа в Египет (Мф. 2: 13-23). «Лукавство и хитрость человеческая – это ничто перед премудростью Божьей», – подчеркнул Его Блаженство, объясняя, что даже, казалось бы, самый хитрый и самый жестокий поступок царя Ирода потерпел поражение.

Блаженнейший владыка вспомнил, что в Египте христиане свято хранят память о пребывании там святого семейства. Также рассказал о египетских святынях, связанных со Спасителем, что сохранились до наших дней.

Как подчеркнул Архипастырь, находиться со Христом, когда Он гонимый, «является величайшим даром, который человек может принести Богу».

«Молимся, чтобы Господь молитвами святых угодников помогал нам быть со Христом не только, когда нам поют “Осанна!”, когда нас хвалят, хлопают в ладоши, а когда говорят “Распни!”, когда говорят “Убей!”, “Преследуй!”, “Сделай зло этому человеку”. Мы тогда должны быть со Христом», – призвал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Подытоживая сказанное, Предстоятель отметил: «Пусть Господь помогает нам быть всегда со Христом – и во дни благоденствия, и во дни скорби и гонений. Потому что Христос есть Неизменная Истина, и тот, кто с Ним, тот всегда побеждает. Побеждает на земле и становится наследником вечного спасения и жизни на Небе».

Русская линия



Думенко обозначил Поместные Церкви, которые подвергаются наибольшему давлению США
Глава украинских раскольников заявил, что «ПЦУ» вскоре должны признать Иерусалимский и Грузинский Патриархаты, а также Румынская, Болгарская и Албанская Церкви

Епифаний Думенко и госсекретарь США Майк ПомпеоСША продолжат предпринимать серьёзные усилия, чтобы принудить Поместные Православные Церкви признать украинских раскольников, и это давление, судя по всему, будет только нарастать. Об этом свидетельствуют слова главы «ПЦУ» Епифания Думенко, который публично заявил, что «ещё несколько Поместных Церквей находятся на пути к признанию Автокефальной Православной церкви Украины».

Характерно при этом, что заявление Думенко на своих страницах даёт профанарский портал «Оrthodox Тimes».

«Вообще есть некоторые Поместные Православные Церкви, в которых большинство духовенства и Предстоятель практически готовы к признанию нашей автокефалии. Одна из них – Грузинская Православная Церковь, в которой есть такое большинство», – заявил глава украинских раскольников.

Приводя пример Кипрской Православной Церкви, Предстоятель которой вопреки решению Синода принял единоличное решение о признании «ПЦУ», Думенко выразил уверенность, что другие Церкви могут пойти именно по такому пути: сначала Предстоятель единолично признаёт украинских раскольников, и только потом соответствующее решение принимается на Синоде простым большинством голосов. Надо понимать, что это большинство будет обеспечено, в том числе, при помощи американского давления на отдельных архиереев, как это было на Кипре.

Не случайно, госсекретарь США Майк Помпео заявил 3 января 2021 года, что позаботился о том, чтобы Соединенные Штаты Америки поддержали международное признание «ПЦУ». По его словам, он «принимал решения на многих фронтах (борьбы – Ред.) с Россией, включая свободу вероисповедания». «Я позаботился о том, чтобы США поддержали международное признание православной церкви Украины, и помогли митрополиту (Епифаний Думенко, – Ред.) избежать российского влияния», – написал Помпео в своём Твиттере.

По словам Думенко, украинских раскольников вскоре могут признать Церковь Иерусалима, Румынии, Албании и Болгарии. Именно на этом направлении и стоит ждать серьёзной активизации американской дипломатии.

Русская линия



Берлинский разговор на повышенных тонах
В Германии состоялись очередные безрезультатные переговоры советников "нормандской четверки"

Дмитрий КозакПолитические советники глав государств "нормандской четверки" (Германия, Россия, Украина и Франция) провели сегодня переговоры в Берлине. Об этом сообщили во вторник журналистам в посольстве РФ в ФРГ, передаёт ТАСС.

"Переговоры завершились", – отметили в дипмиссии. От России во встрече принимал участие заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак.

Ранее источник в российской делегации сообщил журналистам, что предметом встречи должно было стать "обсуждение реализации итогов парижского саммита 2019 года в части политического урегулирования" конфликта в Донбассе.

Предыдущая встреча политсоветников в нормандском формате прошла 11 сентября 2020 года также в Берлине.

Пандемия коронавируса с точки зрения российской делегации не мешает переговорному процессу по урегулированию конфликта на Украине. "Нам не сильно (мешает), ограничений никаких нет. Дай Бог, чтобы все были здоровы после этой бурной беседы", – сказал Козак по итогам состоявшегося обсуждения.

К каким результатам пришли переговорщики не сообщается, однако, судя по высказываниям Козака, встреча в Берлине мало что дала.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Макария, митрополита Московского, а также архиепископа Никона (Рождественского)

Святитель Макарий, митрополит МосковскийМитрополит Макарий родился около 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515; память 9 сентября).

Монашество будущий святитель принял в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители инок Макарий духовно возрос и воспитался. Непродолжительное время, в 1523-1526 гг., он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, а затем архиепископом Великого Новгорода и Пскова. В лице нового владыки новгородская паства получила мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя. При нем велись большие работы в главной святыне Великого Новгорода – Софийском соборе.

В 1542 г. архиепископ Макарий был избран на первосвятительский престол Московской митрополии. 16 января 1547 г. святитель впервые на Руси совершил венчание на царство Иоанна IV Грозного. Царское венчание явилось завершением развития самосознания московской государственности. С этих пор святитель Макарий станет первым помощником и соратником Государя. В 1551 г. он принимает участие в созыве знаменитого Стоглавого Собора, который был призван искоренить различные недостатки в русской церковной и общественной жизни всего Московского государства. В 1552 г. митрополит предрек Иоанну успешность похода на Казань, во время которого в Коломне Царь молился перед чудотворным Донским образом Пресвятой Богородицы.

Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни и поклонялись ему после его блаженной кончины. Канонизован митрополит Макарий был 6 июня 1988 г. в дни великого юбилея – празднования 1000-летия Крещения Руси.

архиепископ Никон (Рождественский)Сегодня день памяти выдающегося церковного деятеля Царской России, активного участника монархического движения архиепископа Никона (Рождественского).

Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные "Троицкие листки".

В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905-1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты "Московские ведомости" В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: "Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского".

В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса "Близ есть, при дверех". Здесь он и скончался 12 января 1919 г.

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 12 января 2021


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика