Русская линия
Русская линияИгумен Кирилл (Сахаров)28.07.2011 

Джорджия или Иверия?

Сионский собор в Тбилиси. Долгое время он был главным, Игумен Кирилл (Сахаров) в Грузиикафедральным собором Грузинской Православной Церкви. Десять раз собор разрушали, но он вновь возрождался. Напротив входа в собор явно русская церковь, а точнее, колокольня, с вывеской. «Трикотаж». Принадлежит армянам. Какая-то темная история связана с этим храмом. Рядом большое здание Духовных семинарии и академии. Около Троицкого собора собираются строить новое здание духовных школ, а в прежнем предполагается разместить мастерские по типу наших софринских. Когда я слышал о подобных планах или видел новопостроенные небольшие, большие и тем более громадные соборы, то каждый раз недоумевал: как это без России, в сравнительно бедной стране все это удается делать? Впоследствии я услышал мнение, что большие деньги поступают от грузинских бизнесменов, работающих в России. О. Шалва — ключарь собора, духовник духовных школ, келейник Патриарха — очень симпатичный, дружелюбный священник. Он показал старое здание Патриархии и пригласил на трапезу. Запомнился большой балкон, где Патриарх Калистрат (+1960 г.) спал, лежа на зерне, а Патриарх Илия читал монашеское правило. А вот бывший кабинет Патриарха и его келья. Беседуя с о. Шалвой и о. Теймуразом (у него мать русская), я отметил, что они более объективны в оценке периода экзархата (кстати, как раз во время моего пребывания в Грузии, исполнилось 200 лет со времени его учреждения). Но и они приводили примеры возмутительных вещей: нигде не было службы на грузинском языке, жгли древние библиотеки с богослужебной литературой, замазывали древние фрески. В соборе росписи как в каком-нибудь российском губернском городе 19-го века. Приложился к мощевику в алтаре, пропел величание у Креста св. Нины и у главы апостола Фомы, у Сионской иконы Богородицы и у иконы св. благоверного царя Вахтанга — строителя собора. Совершил заупокойную литию по старому обряду у могил Предстоятелей Грузинской Православной Церкви, погребенных в полу и в стенах собора. В соборе служат десять священников. На праздник Рождества св. Иоанна Крестителя было около 600 причастников. Слушая спокойный рассказ о. Шалвы (он, кстати, автор работы на тему восстановления автокефалии Грузинской Церкви) о всех негативных моментах периода экзархата, я подумал: «Нам, русским, надо быть более критичными к себе, стараться услышать голоса тех народов, у которых накопились обиды по отношению к нам. Не быть в позе оскорбленных (хотя, действительно, незаслуженных оскорблений немало), перестать безконечно твердить: „За что вы все на нас ополчились, забыли наше добро“ и т. п. Повторяю: есть много незаслуженного, чего-то просто инфернального, но было, и это надо признать, действительно негативное». В Сионском соборе, общаясь с грузинскими священниками, подумал: «Надо же какие хорошие люди — почему же их так не любят абхазы?!» Импонировала такая реакция с их стороны по поводу абхазов: «Мы тоже им зло причиняли, абхазы — мужественные люди».

В Тбилиси посетил еще четыре храма: два русских и два грузинских.

Ехал в Александро-Невский храм — главный русский храм Тбилиси, а попал в церковь св. апостола Иоанна Богослова. Служба шла на грузинском языке, служил грузинский священник о. Константин. Подумал: «Ну вот, почти ничего от России не осталось». Долгое время о. Константин прожил в Петербурге. Он объяснил, что совершается служба, заказанная прихожанами-грузинами и, что, в основном, у них служат по церковно-славянски. Много расспрашивал он о современном положении РПЦ, о глобализации, положительно отзывался о бывшем представителе Московского Патриарха при Патриархе Грузинском архимандрите Романе, который сейчас является епископом Якутским. Женщина после службы в церкви св. ап. Иоанна Богослова сказала мне: «Я грузинка, а муж у меня русский. Я очень люблю русских». Я в ответ: «Как приятно слышать, что нас еще кто-то любит».

Церковь Воскрешения праведного Лазаря. О ней я уже упоминал. В церкви прекрасная роспись в древне -грузинском стиле. Запомнился откровенный разговор с настоятелем.
Троицкий храм неподалеку от центра города, Фреска *Спас с предстоящими* в Троицкой церкви (Грузия)от того места где я проживал. Его построили лишь 10 лет назад. При храме две колокольни: одна с колоколами, приводимыми в движение веревками, а другая — с помощью автоматики. Евангелие священник читал лицом к народу из царских врат. На пении «Тебе поем» все опускаются на колени.

Александро-Невский храм со времени моего последнего посещения в 90 году тоже значительно «грузифицировался» — все священники грузины полностью или наполовину. Часть возгласов произносится на грузинском языке. Был здесь на литургии. Совершил заупокойную литию у захоронения митрополита Зиновия (Мажуги) (в схиме Серафима — духовника Патриарха. Он его и постригал в монашество). Молился по-старому так же и на могиле схиархимандрита Виталия — тоже известного подвижника XX века. Он погребен в ограде храма. Владыка Зиновий, старец-архиерей, был пострижеником Глинской пустыни (кстати, этот участок Курской области был передан Хрущевым Украине). Пережил ссылки и заточения. Отличался смирением, кротостью и послушанием. Жил в очень скромных условиях при храме до последних дней своей жизни. Храм посещают два престарелых старца — воспитанника Глинской пустыни. Сюда же приходит на службы знаменитый церковный писатель архимандрит Рафаил (Карелин). В храме есть маленькая медная купель, в которой реально погрузить только младенцев до 40 дней. Запомнилась «русско-грузинская» икона св. Александра Невского с большим мечом в правой руке и со свечой в левой. Запомнилось как перед возгласом «Благословенно Царство» священник осенил себя крестом справа, а затем крестом слева. Первый антифон пели до половины. Почему-то перед словами «Радуйтеся и веселитеся» в конце заповедей блаженства раздалось «Господу помолимся». Очень долго читались записки о здравии и об упокоении — все-таки людям трудно стоять при этом длинном и монотонном перечислении имен. На великом входе вначале по-грузински прозвучало «Всех вас да помянет…». Кроме уставных возношений перечислялись еще имена о здравии и об упокоении и снова по-грузински «Всех вас да помянет .». На «Верую» вдруг вновь открыли царские врата. «Твоя от Твоих». прозвучало на грузинском языке. В нижней лавке храма обратила на себя внимание полка с книгами архимандрита Рафаила (Карелина) «Христианство и модернизм», «Вечное и преходящее» и др.

Бодбийский монастырь. Живописное место, райский уголок. В центре монастыря церковь св. вмч. Георгия. Раньше храм был деревянным. Нынешнее здание относится к IX веку, а пристройка к нему к XI в. Рядом строится большой собор в честь св. равноапостольной Нины. Сдержанная монахиня показала мне монастырь: трапезную церковь XVII века, расписанную в древнегрузинском стиле. Здесь, как и везде, половина святых с двуперстием, а половина — иначе. Запомнились изображения святых 20-го века: Илии Чавчавадзе и Григория Перадзе. При входе в библиотеку бросилась в глаза огромная надпись на русском языке на одном из альбомов: «Диалог необходим». Совершил молебен св. Нине у ее мощей. Комплимент молодой продавщицы за свечным ящиком: «У Вас хорошее произношение по-грузински» (а я псалом 50-й, например, читал по-грузински в первый раз). Я ей в ответ: «Не разочаровывайтесь в нас, не разлюбляйте нас окончательно — мы будем не только читать по-грузински с хорошим произношением, но и делать многое другое для вас». Она смущенно заулыбалась. Окунулись в прохладном источнике у подножия монастырской горы. Здесь для всех паломников перед входом в воду продают нательные рубашки.

Монастырь прп. Стефана Хирского. Находится он неподалеку от Бодби. В монастыре прп. Стефана Хирского (Грузия) Здесь, в большом соборе, под спудом находятся мощи одного из двенадцати учеников прп. Иоанна Зендазийского — прп. Стефана. В соборе идет большая реставрация. Службы сейчас совершаются в небольшом приделе собора. Здесь, у иконы с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца — покровителя Грузии, я совершил молебен по старому обряду. У мощей прп. Стефана пропел величание.

Приятно было видеть доброжелательность, гостеприимство, искреннее желание у насельников монастыря общаться со священником из России. Послушник Отар долгое время жил в Москве, у него очень хорошие воспоминания о России и русских. Говорю им: «сейчас медведь с севера (один из символов России — иг. Кирилл) очень ослабел. Ему не до окраин бывшей Российской империи». Реакция одного из послушников: «Он еще окрепнет и проявит себя». Вот такие проимперские разговорчики. Во всех подобных разговорах давал о себе знать геополитический прагматизм — то, что Грузия с трех сторон зажата мусульманскими странами — Ираном, Турцией и Азербайджаном. Поэтому взгляд с надеждой на север, на Россию, неизбежен. В 18.00 раздались удары в колокол и с колокольни был прочитан псалом и молитва об объединении Грузии. Кстати, патриарх Илия хотел посетить Абхазию, просил содействия в этом Московскую Патриархию — ответ пока не получен. В монастырском дворе по просьбе одного из послушников я рассказал о личности Иоанна Грозного, не забыв при этом упомянуть Стоглав — Собор собранный по его инициативе и утвердивший двуперстие. В завершение своего посещения обители я присутствовал на вечерне, совершавшейся в виду отъезда настоятеля мирянским чином. Отметил следующие недостатки: вместо ектений не пели просто «Господи помилуй» как положено по уставу. Отсутствовало «Молитвами святых отец наших…» вместо священнического возгласа «Благословен Бог наш», Исусова молитва вместо возгласов священников. Сейчас в монастыре 12 насельников. Начал он возрождаться с начала 90-х годов.

Особо хочу сказать о своих наблюдениях за ходом богослужений в грузинских храмах. Я посетил две полные всенощные — в женском монастыре в Тбилиси под престольный праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя и в Троицком соборе и две литургии в упомянутых монастыре и соборе. Все эти службы возглавлялись Патриархом. Святейшего Илию при его посещении глубинки народ встречает очень торжественно уже на дорогах при его подъезде. Патриарх весьма авторитетен, его слово много значит. К Патриарху трогательно-почтительное отношение. Запомнилось, как протодиакон после снятия митры заботливо рукой приглаживал его волосы.

Итак, всенощное бдение. Патриарха в Троицком соборе перед всенощным бдением встречали три архиерея, около 20 священников и 20 диаконов. Архиереи небольшого роста, вполне аскетичны. Очень приятен митрополит Даниил — хотелось бы, что бы он стал будущим Патриархом «в духе Илии».

У диаконов в руках высокие посеребренные светильники. Настоятель собора — высокий крупный колоритный грузин с двумя крестами (всего в Грузинской Церкви таких священников десятка полтора). Алтарь собора перед службой напоминал шумный вокзал. С началом службы мало что изменилось. Как навести порядок, переломить ситуацию в этом отношении? Спросить, например, о чем шла речь у разговаривающих рядом. О вчерашней встрече с друзьями или об удачной покупке машины? Получай столько-то поклонов, или сними стихарь на время этой службы. В идеале на службе должна быть абсолютная тишина, чтобы муха пролетела — и не было слышно.

Начинается всенощное бдение с возгласа «Слава Святей…», но «Приидите поклонимся» духовенство не поет. Духовенство вообще ничего не поет в алтаре. Красиво звучат диаконские ектении — почти все они баритоном, басов нет вообще. Диаконы практически не поднимают орари. Все ектении и возгласы произносятся с помощью микрофонов. Запомнилось как один диакон, возглашая ектению, артистично сжимал при этом пальцы обеих рук. Пропели одну стихиру на «Господи воззвах», и еще две прочитали вместе со «Славой» и на «И ныне» запели догматик. Читали паремии. Запомнились грузинские «рамету» — премудрость, «мохеден» — вонмем — соответственно перед и после их чтения. На литии диаконы возглашали прошения стоя не лицом к алтарю, как у нас, а полуоборотом, вместе со священниками. Обратил внимания, что верхний хлеб на литии был с изображением креста св. равноапостольной Нины. Одновременно с освящением хлебов на литии Патриарх в алтаре окроплял хлеба св. водой. До паремий царские врата были открыты. На стиховне одну стихиру и «Слава и ныне» читали. Псалма 33-го не было. «Благословение Господне на вас» — этот возглас архиерей произносил, осеняя народ трикирием и дикирием. Звона в течение всенощной не было вообще. На службе масса стихарных. Они одеты в длинные красные стихари, застегивающиеся на пуговицу. Крест на спине ниже ленты — так было и на облачениях на Руси в старину. По бокам стихарей снизу небольшие разрезы. Устав о поклонах? Его … нет вообще. Даже на Трисвятом почти никто не крестился и многие на пении троекратной «аллилуии». «Бог Господь» диакон возгласил только один раз, остальные стихи, наверное, произнес про себя. Прозвучала кафизма по нескольку стихов на каждой Славе. Красиво пропели «Хвалите Имя Господне». Величание пропел хор как-то быстро и невыразительно и только один раз. После этого сразу малая ектения и вынос Евангелия. Патриарх читал Евангелие тихо, с трудом и с паузами. После Евангелия читали псалом 50-й и прочая до «Спаси Боже люди Твоя». Канон еще больше удивил. Чтец читал несколько тропарей, а хор параллельно пел: «Святый Предтече Спасов Иоанне моли Бога о нас» — и сразу малая ектения. Потом снова то же самое и опять ектения. «Великого господина и отца нашего» в конце всенощной после отпуста не поют, а поют многолетие Патриарху во время его выхода из храма. С крестом и фонарем иподиаконы стояли не у царских врат, а ближе к краю солеи и дальше друг от друга. Это о вечерней службе в монастыре. Потрясающее впечатление произвел Троицкий кафедральный собор, находящийся на горе. Он, как и многое другое в Тбилиси, был построен за счет одного грузинского бизнесмена. Внутри собора много больших икон. Из икон русских святых наиболее распространены иконы прп. Серафима Саровского, а также Сергия Радонежского. В соборе 13 престолов.

В субботу в Троицком соборе Патриарху сослужили три архиерея и еще один только молился. Красиво пели «Хвалите Имя Господне» и «Непорочны». Диаконы стояли в один ряд со священниками. Протодиакон возглашал и прокимен и «Всякое дыхание» при выносе Евангелия. Иподиаконы рипиды над Евангелием не склоняли, а просто стояли лицом к Патриарху, читающему Евангелие. В начале всенощной в алтаре к Патриарху за благословением подошло человек 30 молодых ребят крепкого телосложения. Это были спортсмены-регбисты, отправляющиеся на соревнования. Престолы в грузинских храмах без индитии из материи. Главный престол в Троицком соборе представлял собой мраморную крышку, держащуюся на четырех столбах. Был еще большой столб по центру с изображением святых. На престоле я насчитал 10 крестов. Все диаконы стояли на горнем месте во время возглашения протодиаконом прокимна. «Отче наш» читали с народом. «Богородице Дево радуйся» пели один раз, псалма 33-го опять не было. С началом чтения шестопсалмия мало что изменилось — светильники не выключали и свечей не гасили. Перед пением «Честнейшую Херувим» алтарь не кадят. На великом славословии у престола стоял один архиерей и, как-то произвольно, в процессе его пения, стало приближаться духовенство. Я оказался первым слева (туда меня мягко подвигало стоящее рядом духовенство) и произнес возглас по-церковнославянски: «Яко Бог милости .». Иподиакон удачно поднес ко мне микрофон, и возглас наполнил огромное пространство собора. Ектении и возгласы грузинское духовенство произносит ровно и четко, музыкально, но без аффектации. После первого часа непонятно что-то долго пели. Оказалось, что от церкви св. Георгия пришел крестный ход в 15 — 20 тысяч человек. Люди заполнили весь огромный церковный двор, они протестовали против принятия парламентом закона о равенстве всех религий. Непривычно эмоционально выступал с амвона на эту тему митрополит Даниил, а после него кратко сказал Патриарх. Запомнилось как в ответ на слова Патриарха: «С нами Бог!» народ громко ответил.

Веду под руку медленно передвигающегося с палочкой Реваза Давыдовича, его тепло приветствуют десятки людей. Приветствуют заодно и меня. Ни одного косого взгляда — все очень дружелюбны, говорят приятные слова, выражают радость, что приехал священник из России. При выходе с церковной территории, Реваз Давыдович, а вместе с ним и я, подходим к Нино Бурджанадзе — главному оппозиционеру к режиму Саакашвили. Я сказал ей, что рад, что нахожусь в Грузии в переломный момент ее истории, когда принимается такой закон. «Хочу проявить общеправославную солидарность против принятия таких законов, которые умаляют исключительное значение Православной Церкви». Показываю водителю знаками — сфотографируй, а он смущенно в ответ: «КГБ будет проверять, кто снимал, могут быть неприятности».

Утром, перед литургией встречали патриарха около 20 диаконов и 20 священников. Хор, как только появился патриарх, грянул «Мрамаржавиерс» (многая лета). Народу — видимо-невидимо. Такое впечатление, что мужчин больше чем женщин, причем молодых мужчин. «Нашествие черноглазых». Некоторые подходят под благословение два и три раза, очень приветливы. До приезда Патриарха прочитали третий час. Шестой час читали уже при нем. Он в это время облачался в алтаре. На входных молитвах рядом с патриархом были только архиереи и диаконы, священники стояли стайками в стороне, некоторые из них разговаривали.

«Исполла» — не так как в русских церквах, здесь Патриарх благословляет и идет в алтарь, а хор протяжно продолжает петь. В алтаре к Патриарху, сидящему в кресле подходили многие священники, припадая при этом на одно или на оба колена, говорили несколько слов, целовали руку. Некоторых Патриарх сам подзывал. Архиереи, когда Патриарх благословлял трикирием и дикирием стояли не лицом к народу, а полуоборотом. В начале и вечерней и утренней служб Патриарху подавали пачку свечей, он их благословлял и потом ставил у икон на горнем месте. Так же Патриарх благословлял горящие угольки в баночках и их потом расставляли у икон в алтаре. Духовенство, заходя в алтарь после малого входа, не сразу все, а парами в царских вратах кланялись Патриарху и друг другу. Священники стояли не непосредственно у престола, а на возвышенном месте у стен алтаря. Некоторые сидели, кто-то стоял на коленях и разговоры, разговоры. На облачении Патриарха только один диакон стоял с кадилом. Выносили из алтаря части облачения для Патриарха не священники как у нас, а иподиаконы (только митру вынес священник). На антифонах пели только по одному — два стиха. Красиво пропели «Блаженни» и потом протодиакон в царских вратах (а не на середине храма, как у нас) возгласил: «Премудрость прости!». Этот момент совершается не так торжественно, как в России с каждением, рипидами и опять только хор запел «Приидите поклонимся».

Трисвятое в Троицком соборе в алтаре пели иподиаконы. Перед Трисвятым в конце возгласа Патриарха «Яко Свят» протодиакон не делал движения орарем лицом к народу. Многолетия Предстоятелям Поместных Православных Церквей пел только хор. Апостол диакон читал на средине храма (по уставу он должен читать его на амвоне). Заупокойные ектении у них в воскресные дни и праздники — обычное явление. Возглашение этой ектении и пение хора при этом очень умилительно. Знакомое: «Калистратис, Ефремис, Давидис» и т. д. — поминают в начале патриархов. Ектения об оглашенных всегда возглашается, только нет такой переклички «Оглашенные изыдите» между диаконами, как у нас, а все возглашает один дьякон. Херувимская пелась трижды пока Патриарх и архиереи вынимали частицы о здравии и об упокоении. Непривычно было видеть, как на великом входе один из священников пять раз поцеловал икону Богородицы в иконостасе. В алтаре Троицкого собора как только начали петь Херувимскую песнь священники стали целовать иконы.

Во время Херувимской ко мне подошел послушник — армянин по национальности и сделал целый проговор на тему возрождения армянского православного богослужения. «Вы не новый представитель РПЦ?» И неожиданно: «Вы не еврей?» В ответ я сказал про курско-воронежские деревенские корни своих родителей и что у меня частный визит, я паломник. Великий вход. Диакон зашел с кадилом в алтарь через царские врата и потом сидел там, пока Патриарх поминал всех Предстоятелей. Звучали еще какие-то имена. На возгласе «Двери, двери» лобызались говоря: «Христос посреди нас» только архиереи с Патриархом.

Частицы из вынутых просфор ссыпали в чашу уже после возгласа «Святая святым». Грузинские архиереиПри подходе к престолу, священники, взяв частицу Тела Христова, лобызали плечо и поручь на руке архиерея. Разлили Кровь Христову из большой чаши в несколько чаш меньшего размера и вынеся их боковыми дверями, причащали народ. Главную чашу вынесли через царские врата со словами «Со страхом Божиим…» и сразу занесли обратно. Во многом эти сокращения объясняются неважным самочувствием Патриарха. Проповедь была до выноса чаши. Обратило на себя внимание, что к концу литургии в алтарь вошли несколько настоятелей тбилисских церквей для того, чтобы взять благословение у Патриарха и поприветствовать собратий. После отпуста совершили что-то типа краткого молебна, в связи с ситуацией. Хор пропел «Царю Небесный», диакон возгласил «Бог Господь», хор повторил. Пропели тропарь и, затем, прозвучала ектения. После отпуста пропели многолетие Патриарху, после чего он обратился к народу со своим словом. Далее Патриарх стал кропить св. водой духовенство, подходившее ко кресту, а потом и весь народ до выхода из собора. При этом были видны сотни поднятых рук. Опять я вел Реваза Давыдовича за руку и многие, подходя, приветствовали его. Говорю им: «видите какой я, русский человек, сподобился чести, вести под руку такого особого человека как Реваз Давыдович — выдающегося деятеля культуры, совесть грузинской нации».

И опять слышу: «Мы очень любим русских!» Митрополиту Андрею (его кафедра находится в городе Гори — в период августовской войны сюда доходил театр военных действий) вручаю лестовку со словами: «Когда падают бомбы, они могут задеть мирное население, храмы и монастыри. Всегда есть за что извиниться — вот передаю Вам в качестве маленькой искупительной жертвы эту лестовку». Он в ответ: «У нас нет ненависти к русским. Мы понимаем, что они не виноваты».

Познакомился с президентом Ассамблеи Тбилисского университета Денизой Шалвавной. Запомнились такие ее слова: «Мы обмануты. Наша самобытность никому не нужна. Наше не самостоятельное правительство проводит неправильную политику. Нам необходимо активизировать контакты по церковной и общественной линии с Россией».

В центре Тбилиси у моста неподалеку от памятника основателю Тбилиси царю Вахтангу и церкви в честь первого грузинского мученика Або в предпоследний день пребывания в Тбилиси я принял участие в антиглобалистском стоянии. В день памяти мученика после службы в Куру опускают венки по количеству пострадавших вместе с Або мучеников.

На обратном пути в Москву в аэропорту ко мне подошла девушка и спросила, может ли она, будучи мусульманкой, поговорить со мной? Суть ее истории такова: она чистокровная азербайджанка, родилась в Грозном. Когда ей было несколько месяцев, в Чечне началась война. Родители покинули Грозный и переселились в Россию. Отец, по ее словам, вполне светский человек, любит День Победы, возмущается терактами. В то же время он ярый приверженец национальных и религиозных обычаев. Любя свою дочь и желая ей блага, он добился, чтобы она была помолвлена с молодым симпатичным и культурным человеком. Назад хода нет, иначе позор падет на весь род, что смывается только кровью. У нее, однако, душа к нему не лежит, и она пока не стремится замуж. Но отец непреклонен, грозится ее убить в случае отказа. Мать боится отца, угрозы которого не пустые слова. «Что делать?» — смотрели с надеждой на меня грустные глаза. Я как мог, утешал свою спутницу. Говорил, например, что по Корану можно иметь до четырех жен, а ты у него будешь только одна. Мобилизовал свои познания в области загадочного Востока, вспомнил фильмы «Кавказская пленница» и «Белое солнце пустыни», повесть Л. Толстого «Кавказский пленник» и т. д. И молился про себя за нее. Постепенно моя спутница как-то оттаяла, в поникшем взоре появился огонек, и засветилась надежда. Я почувствовал доверие и расположение с ее стороны. Рассказал ей о христианских мучениках Грузии — она сочувственно слушала. Спрашиваю ее: «А если бы я попал в яму-зиндан как пленник, ты бы подходила бы к моей яме, оказала бы какую-то помощь, как та девочка из повести Толстого?» Она утвердительно закивала головой, а я подумал: «Воистину, душа каждого человека по природе христианка». Расстались мы с ней вполне дружелюбно.

Пора подводить итоги. Итак, Джорджия или Иверия? Перед поездкой в Грузию я прочитал в газете «Завтра» довольно критическую статью о современном положении Грузии. «Из полутора тысяч предприятий, действовавших в советский период, сохранилось только около десятка. Около 30% грузин выехали за границу. Много женщин выехало в ту же Турцию для занятий специфическим «трудом». В самом Тбилиси тоже эти вещи имеют место быть. Встречались по дороге стрипбары, заброшенные заводские корпуса, незасеянные поля, но все это не в таком эпидемическом масштабе, как во многих регионах у нас. Явен прозападный курс Мишико и его команды, что выразилось, в частности, в принятии закона о равенстве всех религий. Кстати, в день моего отлета поступила информация о том, что текст закона был существенно скорректирован — были учтены пожелания Грузинской Патриархии.

И все-таки Иверия! И все-таки церковный рассвет в большей степени бросается в глаза. Кровь мучеников, обильно пропитавшая эту землю, не могла не дать обильных всходов. Я был свидетелем больших плодов этого сеяния.

https://rusk.ru/st.php?idar=49626

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Николай Дашков    05.08.2011 19:35
Н.П. Михайлову.
История Церкви знает множество примеров, когда священство целительно и спасительно указывало как раз на грехи личностей—сильных мира сего. Борцы с иконоборчеством византийских императоров и свт. Марк Эфесский—примеры яркие и общеизвестные. В истории русской церкви—борцы с ересью жидовствующих (которая имела адептов в великокняжеской семье), свт. Филипп (Колычев), свт. Гермоген и свт. Тихон (анафема большевиков) – как раз активно и справедливо выступали по вопросам политической нравственности, и обличали правителей, когда это было необходимо.
Пастырь добрый обязан не только призывать, но и направлять. Иначе зачем для священства его запретительная и разрешительная власть?
Авторитет и власть несет с собой ответственность. Духовный авторитет—духовную ответственность. Безнравственно претендовать на авторитет, не принимая бремени ответственности. Если священник не просто требоисполнитель, а пастырь – он обязан своим авторитетом указывать пастве, где она согрешает, во всех проявлениях своей деятльности, в том числе и общественных, в том числе и лидеров. Иначе—зачем например, церкви протестовать против абортов?
Не осудив преступную политику грузинского правительства (кстати, осуждаемую многими рядовыми грузинами в самой Грузии) и не только по вопросам войны с православными осетинами, но также и в отношении репрессий грузинской оппозиции—Католикос не выполняет своих пастырских обязанностей. Надо честно признать этот соблазнительный факт, и не выдумывать оправданий нравственной пассивности, противоречащих реальной истории христианского священства.
Впрочем, зачтем Католикосу Грузии его недавнее присутствие в Киеве на торжествах Крещения Руси, где он своим личным прмером, несловесно отмежевался от политики Саакашвили и Ко. Однако такие жесты – недостаточны для первоиерарха целой поместной церкви, в особенности претендующей на древность и высокую святость. Он даже не может оправдаться наличием какой либо реальной физической угрозы от тифлисских безумцев в отношении верующих Грузии или себя лично.
  Михайлов Н.П.    05.08.2011 02:07
Священство во все времена христианства призвано нести миру свет евангельской истины и приводить людей, независимо от их расы и национальности, к покаянию и прощению. Его первой и основной обязанностью было и есть служение своему народу, молитвенная забота о его моральном и духовном состоянии. Судить грузинское священство, как и любое другое, за его «молчание» относительно беззаконий правительственной верхушки – это значит не понимать духовной позиции Церкви. Путать служение священства с правительственной политикой того или иного государства есть также проявление духовной некомпетентности и церковной непосвященности. А кто перед кем виноват и кому перед кем каяться не лучше ли оставить на суд совести самих виноватых?. Слава Господу, что Церковь в Грузии и в России во главе со священством жива и старается исполнять Божии заповеди по мере данной ей Богом сил и возможностей.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика