Русская линия
<< Полная сводка новостей от 1 октября 2025 >>

Митрополит Рязанский Марк: «Наше время — это время тяжелых испытаний для нашей страны, для всех русских людей, которые проживают на пространствах Святой Руси»
Правящий архиерей Рязанской епархии указал, что трагические события на Донбассе должны побудить всех русских людей вспомнить о своих духовных корнях

Митрополит Рязанский МаркМитрополит Рязанский и Михайловский Марк в своём очередном обращении к верующим затронул тему военных действий на Донбассе, и отметил, что горе и скорби, испытываемые ныне русским народом и нашим Отечеством, могут обратиться им на пользу, если они побудят русских людей отказаться от всякого рода мишуры и обратиться к своим духовным корням, сообщает портал 62info.Ru.

«Наше время — это время тяжелых испытаний для нашей страны, для всех русских людей, которые проживают на пространствах Святой Руси. Льется кровь, людей лишают жизни, люди терпят ущерб, остаются без близких, без всякого имущества. И у многих людей возникает вопрос — когда же настанет прочный мир? Мы слышим от руководства нашей страны, что мир наступит тогда, когда будут устранены первопричины конфликта. Очень правильные слова, поистине слова золотые. Но, помимо политической составляющей, есть и духовные причины», — отметил глава Рязанской епархии.

Владыка Марк призвал россиян обратить внимание на свою жизнь, поступки, побуждения и вернуться к духовным ценностям. «Наши предки говорили: „по грехам нашим Господь послал это нам“. Видя тягостную и наполненную грехами жизнь нашего народа, можно сказать — воистину так! Посмотрите, как живут люди, куда они стремятся: расслабиться, повеселиться; лишить жизни детей, находящихся в утробе матери. И всё это происходит в нашей стране сегодня, когда русские люди умирают. Мы стремимся жить по своим понятиям, в угоду себе».

Именно такое отношение к жизни митрополит Марк назвал духовным фундаментом происходящих ныне ужасных событий. «Для того, чтобы наступил мир, нужно хотя бы вступить на новый путь; на путь духовный; на путь, который ведёт к восстановлению ценностей, правильного отношения к жизни. Вот этого и ждёт от нас Господь. Бог способен даровать мир, но мы ещё к этому пока не вполне готовы. И только покаяние и исправление способны вызвать милость Божию в том, чтобы дать нам прочный и неотъемлемый мир», — констатировал глава Рязанской епархии.

Русская линия


В Тамбове открылась православная книжная выставка-форум «Радость Слова»
Целью форума является стремление обратить внимание на неразрывную связь творчества русских писателей с православной верой

Выставка-форум *Радость Слова* открылась в Тамбове1 октября 2025 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина состоялось открытие православной книжной выставки-форума «Радость Слова», сообщает сайт Тамбовской епархии.

Организаторами выставки выступили Издательский совет Русской Православной Церкви, министерство культуры Тамбовской области, министерство образования и науки Тамбовской области, Тамбовская епархия.

В рамках проведения форума состоялось принесение ковчега с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца в город Тамбов. Перед открытием выставки в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина был совершен молебен.

Ведущим торжественной церемонии открытия стал куратор просветительских проектов Издательского Совета Русской Православной Церкви иерей Андрей Степанов.

С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, который обратил внимание слушателей на неразрывную связь творчества русских писателей с православной верой и духовно-нравственными основами культуры народа. Владыка призвал всех чаще читать Евангелие, чтобы лучше понимать русскую литературу и культуру.

Митрополит Калужский и Боровский Климент вручил главе Тамбовской митрополии митрополиту Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию медаль преподобного Епифания Премудрого I степени за заботу о духовном просвещении региона и популяризацию православной литературы в современном обществе.

К собравшимся также обратились митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и заместитель главы Тамбовской области Н.Н. Федосеенков.

После церемонии открытия священник Андрей Степанов провел для почетных гостей экскурсию по книжной экспозиции, где были представлены богословские, богослужебные, исторические, детские и другие издания.

В рамках открытия выставки-форума «Радость Слова» гости также смогли осмотреть экспозицию «Святитель Тихон», посвященную 100-летию со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

В первый день работы выставки-форума в актовом зале Тамбовской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась конференция «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Мероприятие было посвящено важным юбилейным датам 2025 года: 100-летию со дня блаженный кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На конференции с докладами выступили митрополит Климент, митрополит Феодосий, Лауреат Патриаршей литературной премии В.Н. Николаев, ведущий специалист Сектора выставок Издательского совета священник Андрей Степанов, специалист Сектора выставок Издательского совета диакон Николай Кречетов.

Встреча продолжилась презентацией новых книг Святейшего Патриарха Кирилла, выпущенных Издательством Московской Патриархии, которую провел иерей Андрей Степанов.

Комплекты представленных книг были переданы в библиотечный фонд Тамбовской духовной семинарии.

Все участники мероприятия получили в подарок книги митрополита Климента «Семья. Принципы счастья».

Далее в актовом зале Тамбовской духовной семинарии состоялась лекция секретаря Синодальной комиссии по биоэтике протоиерея Александра Абрамова на тему: «Достоинство человека в технологическом мире: вопросы искусственного интеллекта».

В первый день выставки-форума также состоялась творческая встреча с Лауреатом Патриаршей литературной премии В.Н. Николаевым и показ документального фильма «Голгофа Патриарха Тихона».

Русская линия


Брошена тень на всё православное казачество
В Краснодарском крае по подозрению в коррупции арестован первый реестровый атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов

Атаман Кубанского казачьего войска Александр ВласовВ Краснодарском крае разгорелся нешуточный скандал. Вице-губернатор края, реестровый атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов оставил свой пост и отправился в зону СВО в составе бригады «Кубань», но по дороге его задержали правоохранительные органы и обвинили в хищении в особо крупном размере, пишет на своей страничке в «Дзене» есаул М.Казаков.

Следствие подозревает, что атаман мог быть причастен к присвоению целевых субсидий, выделенных на поддержку участников спецоперации. В то время, как казаки-добровольцы вынуждены были покупать обмундирование за свой счёт, кто-то наживался на их нуждах.

«Арест реестрового атамана Александра Власова по подозрению в хищении средств, предназначенных для поддержки участников СВО, стал первым в истории случаем задержания войскового атамана такого уровня и серьёзно ударил по репутации реестрового казачества», — отмечает М.Казаков.

«Это событие — не просто локальный скандал. Это сигнал о глубоком системном кризисе, тень которого падает прямиком на Москву, на атамана Всероссийского казачьего общества (ВсКО) В. Кузнецова», — вторит ему газета «Уральский казак».

«Арест Власова должен стать точкой невозврата. Либо система реестрового казачества немедленно и прозрачно реформируется, демонстрируя нулевую терпимость к коррупции (начиная с федерального уровня), либо она окончательно дискредитирует себя как надежного партнёра государства и хранителя традиций. Тень Кузнецова над Кубанью — это тень, которая требует немедленной ясности и решительных действий», — отмечает издание.

Русская линия


Архиепископ Американский Элпидофор заговорил голосом митрополита Халкидонского Эммануила
Глава Архиепископии Константинопольской Церкви в США призвал Румынскую Православную Церковь признать украинских раскольников

Митрополит Элпидофор и глава МИД Румынии Оана-Сильвия ЦойГлава Архиепископии Константинопольской Церкви в США митрополит Элпидофор призвал Румынскую Православную Церковь признать «ПЦУ». Заявление прозвучало во время встречи представителя Фанара с министром иностранных дел Румынии Оаной-Сильвией Цою в штаб-квартире Архиепископии, сообщает СПЖ.

Встреча состоялась по завершении заседаний Генеральной Ассамблеи ООН. Архиепископ Элпидофор поздравил румынскую делегацию со столетием Румынской Православной Церкви и напомнил, что она получила автокефалию от Константинопольского Патриархата в 1885 году.

«Вселенский Патриархат никогда не сожалел об этом решении. Церковь Румынии сегодня является одной из самых прогрессивных и успешных Церквей в православном мире», — заявил иерарх.

Архиепископ Элпидофор тепло отозвался о Патриархе Данииле, с которым знаком со времен его служения митрополитом Ясским, назвав его «мудрым иерархом и разумным Предстоятелем».

Он выразил надежду, что Патриарх Румынии Даниил со временем признает «ПЦУ», назвав такой шаг «естественным подтверждением давней традиции независимости и лидерства Румынской Церкви в регионе».

Отметим, что ранее владыка Элпидофор не занимался непосредственно украинской проблематикой и даже составлял некоторую оппозицию фанарскому идеологу украинского вторжения митрополиту Халкидонскому Эммануилу. Появлялись сообщения, что Патриарх Варфоломей якобы даже подумывал отозвать Томос об автокефалии у украинских раскольников, а глава Американской Архиепископии в этом его поддерживал.

Фанариоты рассматривали вопрос расширения своего Экзархата на территории Украины за счёт проавтокефальной части епископата УПЦ и представителей «ПЦУ». Однако, с тех пор что-то серьезно изменилось, и теперь митрополит Элпидофор в один голос вторит своему сопернику митрополиту Эммануилу и настаивает на необходимости признания «ПЦУ» другими Поместными Православными Церквами.

Похоже, на Фанаре окончательно определились, и до конца будут настаивать на том, что украинские раскольники — это и есть автокефальная Поместная Церковь Украины, и другой не будет.

Русская линия


Пока на Украине избивают и сажают священников УПЦ в тюрьмы
Православные иерархи и ряд Предстоятелей со всего мира решили собраться в Греции, чтобы обсудить «вызовы искусственного интеллекта»

Православные иерархи и ряд Предстоятелей со всего мира решили собраться в Греции, чтобы обсудить *вызовы искусственного интеллекта*Элладская Православная Церковь вслед за Фанаром признала украинских раскольников, а потому демонстративно не замечает жестоких гонений на верующих и духовенство Украинской Православной Церкви. В Афинах пытаются заставить всех думать, что православный мир якобы беспокоят куда более «важные» вопросы, чем притеснение верующих на Украине, но все понимают, что это не так.

На этом фоне было удивительно наблюдать, как на научную конференцию журнала «Theologia» Священного Синода Элладской Православной Церкви, съезжаются православные иерархи со всего православного мира. Ключевой темой мероприятия, собравшего пять Предстоятелей Поместных Православных Церквей, стали «вызовы, связанные с развитием искусственного интеллекта и цифровой трансформацией», сообщает портал Raskolam.net.

В работе конференции приняли участие Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Болгарский Даниил, Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Архиепископ Кипрский Георгий и Архиепископ Албанский Анастасий, а также иерархи, представляющие другие Поместные Церкви. Мероприятие продлится несколько дней и призвано продемонстрировать, как Православие может «творчески участвовать в диалоге с наукой и технологиями, не отказываясь от своей роли духовного наставника».

Конечно же, председательствовал на нём глава Фанара, который в своём приветственном слове подчеркнул, что богословие должно передавать «послание Евангелия в целости», адаптируясь к современным условиям, но не изменяя своей сути. «Никогда в истории человечество не переживало таких радикальных потрясений в своем образе жизни, как в наше время. Технологии переопределяют политику, искусство, личные отношения и нашу повседневную жизнь», — отметил Патриарх Варфоломей. Глава Фанара также предостерег от фундаментализма, рожденного из-за страха перед быстрыми переменами, и подчеркнул, что «никакие технологии не могут дать реальный смысл жизни».

Ни слова о том, что в это самое время происходит с верующими Украинской Православной Церковью, и почему православный мир до сих пор продолжает быть расколот, никто из участников форума, конечно же, не сказал.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого

Преподобный Иларион ОптинскийПреподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.

В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.

В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.

В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.

В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.

С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.

Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.

В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.

Протоиерей Михаил Владимирович МитроцкийСегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.

После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 1 октября 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика