Русская линия
<< Полная сводка новостей от 14 июля 2025 >>

В Москве пройдут торжества в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны
Гости Марфо-Мариинской обители смогут приложиться к раке с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы, а также посетить её покои

Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна – настоятельница Марфо-Мариинской обители18 июля, в день памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы, в Марфо-Мариинской обители в Москве будут совершены две Божественные литургии. Ранняя (начало в 6.10) пройдет в храме-часовне в честь преподобномученицы Елисаветы. Поздняя Литургия начнется в 9.00 в Покровском соборе, сообщает Патриархия.Ru.

В течение дня гости обители смогут приложиться к раке с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы, а также посетить её покои. В здании, где сейчас находится дом-музей имени святой, великая княгиня проживала вплоть до своего ареста в апреле 1918 года.

Экскурсии по дому-музею и саду обители будут проходить каждые полчаса с 11.00 до 17.00. Предварительная запись не требуется, группы будут формироваться каждые 30 минут.

С 11.00 до 17.00 для свободного посещения будет открыта часовня, освященная в честь преподобномученицы в 2018 году. Храм-часовня открывается дважды в год — в дни памяти святой.

В течение всего дня на территории обители будет работать кафе, а в инфозоне каждый гость сможет получить памятный подарок.

В честь праздника с 14 июля будет открыт благотворительный сбор в поддержку подопечных обители.

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия продолжает традиции милосердного служения людям в беде. При обители действуют восемь социальных проектов помощи детям-сиротам, детям с неизлечимыми заболеваниями, одиноким пожилым людям и людям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах.

Вход свободный.

18 июля 1918 года в заброшенной шахте недалеко от Алапаевска завершился земной путь создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы сестры Варвары. До самого ареста большевиками в 1918 году матушка в качестве настоятельницы Марфо-Мариинской обители занималась организацией помощи больным, бедным, нуждающимся.

Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала преподобномучениц Елисавету и Варвару в 1981 году. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви также причислил их к лику святых новомучеников.

Русская линия


В «Днях Достоевского в Оптиной пустыни» приняли участие более 27 тысяч человек
За три дня в рамках форума состоялось 20 лекций известных православных богословов, священнослужителей и исследователей творчества великого русского писателя

Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2025С 11 по 13 июля 2025 года в Калужской области проходил IV Духовно-просветительский форум «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2025», целями которого организаторы видят — осмысление культурного наследия писателя, а также укрепление духовных и нравственных основ российского общества, сообщает «Монастырский вестник».

Духовно-просветительский проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на протяжении четырех лет. Второй год проект поддерживается грантом Президентского фонда культурных инициатив. В 2025 году фестиваль собрал на Калужской земле более 27 тысяч участников.

В рамках проекта прошли научные конференции, посвященные творчеству Ф.М. Достоевского, дискуссии на темы культуры и искусства, концерты, театральные постановки, кинопоказы и беседы с известными священнослужителями, деятелями культуры, искусства и журналистики.

За три дня было проведено 20 лекций известных богословов, исследователей творчества писателя. В рамках проекта также состоялись дискуссии с участием лидеров общественного мнения, посвященные проблеме сохранения традиционных ценностей.

В 2025 году мероприятия Духовно-просветительского проекта проходили также на площадках города Козельска, расположенного в 8 километрах от Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Встречи со зрителями протоиерея Артемия Владимирова, филолога Василия Ирзабекова, круглые столы с участием наместника Оптиной пустыни епископа Можайского Иосифа, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Федора Лукьянова состоялись в киноконцертном зале и центральной библиотеке. Летняя сцена открылась на набережной реки Другуски, а в парке «Три Богатыря» все желающие жители и гости города Козельска, приехавшие посетить Духовно-просветительский проект из разных городов России, могли принять участие в специально организованных мастер-классах.

Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2025Утром 11 июля перед торжественным открытием «Дней Достоевского в Оптиной пустыни» в патриаршем корпусе монастыря состоялось выездное заседание межфракционной рабочей группы Государственной Думы по законодательной реализации государственной политики в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Мероприятие объединило представителей власти, духовенства Русской Православной Церкви, научных и общественных деятелей. Открыла заседание заместитель Председателя ГД Анна Кузнецова, возглавляющая рабочую группу. В своем докладе Анна Юрьевна обозначила ключевые проблемы исполнения Указа Президента № 809, закрепляющего основы государственной политики в сфере традиционных ценностей. «Необходимо совершенствовать законодательство, чтобы эти принципы работали на практике», — подчеркнула А.Ю. Кузнецова.

Старт проекту был дан у могилы схиархимандрита Илия (Ноздрина), почитаемого православным народом старца, почившего 15 марта 2025 года на 94-м году жизни. «Открытие Духовно-просветительского проекта начинается с литии у могилы нашего любимого батюшки Илия, и я считаю это самым важным для нас началом», — отметил наместник обители.

Исследователи творчества Ф.М. Достоевского из 7 стран собрались в лектории монастыря и провели международную конференцию «Пути России». В завершение мероприятия состоялась торжественная церемония награждения орденом «Звезда Достоевского» исследователей из Бразилии, Египта и России.

Главная сцена праздника открылась в православном поселении Губино. На официальном открытии перед участниками духовно-просветительского проекта выступили наместник монастыря епископ Иосиф, губернатор Калужской области Владислав Шапша, известный блогер и публицист Юрий Подоляка, праправнук писателя Алексей Достоевский, а также в формате видеообращения глава Российского книжного Союза Сергей Степашин. Сергей Вадимович отметил, что Дни Достоевского представляются чрезвычайно важными: «Именно Оптина пустынь сделала Федора Михайловича не только великим мировым писателем, но и по-настоящему верующим православным человеком, что может быть примером для многих».

С главной сцены фестиваля в блоке «Звезды читают Достоевского» к зрителям вышли народные артисты России Евгений Князев и Сергей Мигицко, в концертной программе приняли участие Александр Маршал, Олеся Железняк, солисты Большого театра Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев, а также ансамбль песни и пляски им. А.В. Александрова Министерства обороны РФ.

Второй год подряд традиционной площадкой Духовно-просветительского проекта стал международный студенческий лагерь, который в 2025 году собрал около 200 студентов из 22 стран.

По словам организаторов Духовно-просветительского проекта, задача «Дней Достоевского в Оптиной пустыни» заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь обществу, особенно молодежи, противостоять новым вызовам нашего времени и заложить прочную основу духовности и нравственности.

Русская линия


В России наблюдается рост почитания многодетных семей
Согласно данным ВЦИОМ, 68% опрошенных россиян заявляют о том, что хотели бы, чтобы их дети и внуки имели в семье двух, трех и более детей

Владимир Путин и многодетная семьяТренд на создание большой семьи в России есть, он усиливается, и потенциал для этого существует. Об этом сообщил директор департамента политических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения Михаил Мамонов, ссылаясь на данные опроса, проведенного 21 июня среди 1,6 тыс. совершеннолетних россиян, передаёт ТАСС.

«Мы можем говорить о том, что большая семья уже становится модой. Это действительно сформировалось на уровне установки. При ответе на вопрос относительно того, какие эмоции вы испытываете, когда сталкиваетесь с семьей, в которой воспитывается трое и более детей, бесспорно, доминируют положительные эмоции: это уважение (59%), радость (39%), гордость (29%), надежда (12%) и (8%) — доверие», — сказал Мамонов на круглом столе Экспертного института социальных исследований на тему «Традиция будущего: семья как основной тренд России».

По данным социологов, 68% опрошенных россиян заявляют о том, что хотели бы, чтобы их дети и внуки имели в семье двух, трех и более детей. «То есть это не только идеал, но и массовое ожидание, которое позволяет нам говорить об укорененности такой моды», — отметил Мамонов.

58% участников опроса считают, что в обществе есть достаточное уважение к родителям, воспитывающим троих и более детей. «Это, конечно, зона роста. Это проявление реального отношения к многодетным семьям и к тем людям, которые решили, что у них должно быть много детей. То есть мы говорим о преобладании мнения о том, что уважение есть. Мы можем говорить о том, что мода на большую семью есть, она усиливается, и ключевой вопрос состоит в том, как ее усилить и дальше. И для этого есть действительно потенциал, и цифры об этом как раз и свидетельствуют», — сказал Мамонов.

По его словам, сейчас большинство россиян придерживаются модели, которую государство обозначает как приоритет духовно-нравственных ценностей. «Этот курс находит отклик у россиян, при этом этот отклик усиливается. 84% сегодня заявляют о том, что важно сохранить традиционные семейные ценности, культуру материнства и отцовства, и поддерживать многодетность. Полтора года назад этот показатель был меньше. В декабре 2023 года только 77% согласились с подобным утверждением», — сообщил эксперт. При этом лишь 11% респондентов считают, что не стоит держаться за традиционные ценности и что они меняются со временем.

Русская линия


Откровенное беззаконие чиновников Майи Санду
Суд Молдавии признал необоснованными штрафы, выписанные священникам Молдавской Православной Церкви за посещение ими святых мест в России

Майя СандуШтраф, незаконно наложенный молдавскими чиновниками на настоятеля храма святого Георгия в Кишинёве отца Николая (Флоринского) за паломничество по святым местам России, отменён в судебном порядке. Об этом в одной из соцсетей сообщила защитница священника Алина Палий, передаёт РИА Новости.

Молдавский режим румынской гражданки Майи Санду прибегает к различным противоправным действиям, чтобы оказать давление на священнослужителей Молдавской Православной Церкви. А потому отцу Николаю без всяких на то оснований выписали штраф на 2 тысячи евро за паломничество по святым местам в России. По словам отца Николая, молдавские священники в 2024 году посетили Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Молдавская Православная Церковь объединяет 70% жителей Молдавии и Приднестровья. Церковь разделена на шесть епархий и насчитывает около 1,3 тысячи приходов. С 1992 года в стране вопреки канонам действует так называемая «Бессарабская митрополия» Румынского Патриархата. Она объединяет 291 приход и около 10−20% православных верующих. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир неоднократно выражал сожаление, что нынешние власти страны избегают диалога с Молдавской Церковью и отдают предпочтение румынам.

С приходом к власти в Молдавии Майи Санду молдавские чиновники перешли к репрессивным мерам против любого инакомыслия — под надуманным предлогом арестована глава Гагаузии Евгения Гуцул, в аэропорту Кишинева задерживают депутатов за посещение России, против ряда оппозиционных политиков заведены уголовные дела. Кроме того, Кишинёв пытается запретить протесты за 30 дней и в течение 30 дней после выборов. Чтобы отказывать кандидатам в регистрации без объяснения причин и таким образом не допустить их до выборов, правящая партия предложила расширить полномочия службы информации и безопасности якобы «для борьбы с избирательной коррупцией».

Давление идет и на Молдавскую Церковь, являющуюся самоуправляемой частью Русской Православной Церкви.

С неугодными СМИ, предоставляющими отличную от правящей власти точку зрения на политические события в стране, власти Молдавии разобрались ещё в 2023 году — закрыты 13 телеканалов и десятки сайтов.

Русская линия


Власти Турции намерены превратить ещё один древний христианский храм в мечеть
Речь идёт об армянском соборе, возведенном в средневековом городе Ани в восточной Турции

Кафедральный собор Ани13 июля 2025 года стало известно о решении турецких властей превратить ещё один древний христианский храм — кафедральный собор Ани (Сурб Аствацацин) — в мечеть. Об этом сообщил глава археологических раскопок в районе Анийских руин, доцент Мухаммет Арслан, передаёт СПЖ.

Собор, возведённый в конце X века в армянском средневековом городе Ани (восточная Турция), считается одним из важнейших памятников армянского христианского наследия.

Несмотря на то, что Ани официально признан археологическим объектом и находится под юрисдикцией Министерства культуры и туризма Турции, сам собор не указан на сайте министерства как мечеть. В документации он числится в разделе реставрационных проектов 2023 года как объект «2-я стадия реставрации кафедрального собора Ани».

Доцент Арслан заявил, что собор был обращен в мечеть после завоевания Ани сельджуками во главе с султаном Алп-Арсланом. После завоевания христианский крест на куполе был снят, а вместо него установили золотой полумесяц. Арслан утверждает, что именно здесь состоялась первая пятничная молитва в Анатолии.

Однако такие заявления подверглись критике со стороны экспертов. Архитектор и историк Алин Понтиоглу, участница проекта Ani Mobile App и член Ассоциации архитекторов и инженеров HAYCAR, отметила, что нет достоверных исторических свидетельств, подтверждающих превращение собора в мечеть после завоевания.

«Согласно большинству источников, Алп-Арслан захватил город, но собор остался христианским храмом. Более того, его сын Мелик-шах пользовался большим уважением у армян и до сих пор в армянских семьях называют сыновей Меликами», — отметила она.

Решение о превращении собора в мечеть вызвало критику со стороны специалистов в области охраны культурного наследия. «Ани — это прежде всего культурное наследие, отражающее историю множества народов и религий. Превращение этого памятника в мечеть без необходимости и без прихода верующих — это политический шаг, нарушающий общественный мир и межрелигиозное уважение», — заявил глава Ассоциации истории искусств Турции (STD) Шериф Яшар.

По его словам, собор, возможно, кратковременно назывался Фетхие-мечетью в XI веке, но вскоре был заброшен из-за землетрясений. Яшар подчеркнул, что превращение храма в мечеть спустя столько веков «лишено смысла и превращает универсальный культурный объект в инструмент политической символики».

Он также указал на то, что добавление архитектурных элементов, присущих мечети, таких как михраб или минарет, искажает изначальный замысел армянской религиозной архитектуры. «Это повторение того же пути, по которому Турция пошла, превратив Айя-Софию и монастырь Хора в мечети. Культурное наследие больше не защищается, а используется для политических целей», — заявил Яшар.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем митрополита Трифона (Туркестанова)

Митрополит Трифон (князь Туркестанов)Сегодня день памяти участника монархического движения митрополита Дмитровского Трифона (князя Туркестанова), скончавшегося в 1934 г. Владыка родился 29 ноября 1861 г. в Москве в небогатой, но знатной семье и в миру носил имя Бориса Петровича. Образование получил в московской гимназии и Московском университете. В молодости увлекался театром, играл в спектаклях, но в 1887 г. стал послушником Оптиной Пустыни, где в 1889 г. принял постриг и рукоположен во иеромонаха. Служил преподавателем Александровской миссионерской семинарии под Владикавказом. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил ректором Вифанской и Московской духовных семинарий. В 1901 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

Владыка был очень любим православными москвичами за доброту, отзывчивость, смирение и неложное упование на волю Божию. В смутные 1905−06 гг. он не скрывал своих монархических убеждений. Однажды в декабре 1905 г. в самый разгар беспорядков в Москве монархисты попросили владыку отслужить на Красной площади молебен о здравии Государя. Близкие отговаривали его, опасаясь, что на разгон монархистов придет многотысячная толпа вооруженной черни, ведь это был явный вызов революционерам-террористам. Некоторые священнослужители, кстати, под разными предлогами уклонились от участия в молебне. Но епископ Трифон не пожелал бросить свою паству. Исповедавшись и причастившись, он пошел служить молебен за Царя, заявив: «У меня есть своя защита. Один Бог». Он участвовал в открытии 2-го и 4-го Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 гг. Именно владыка Трифон в 1910 г. посвятил насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия.

П.Корин. Митрополит Трифон (Туркестанов)С началом Первой мировой войны владыка добровольно отправился на фронт, в 1914 г. он стал полковым священником на передовой, участвовал в боях на польском и румынском фронтах. В 1915 г. за мужество и храбрость награжден панагией на Георгиевской ленте. В 1916 г. был уволен на покой по болезни, поселился в Ново-Иерусалимском монастыре, где жил до закрытия обители в 1918 г., затем в Москве жил у родственников и духовных чад. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, участвовал в отпевании Св. Патриарха Тихона, говорил слово памяти о Патриархе. В 1931 г. возведен в сан митрополита. Составил благодарственный акафист Спасителю «Слава Богу за все». Скончался в 1934 г. в Москве.

В этот же день в 1907 г. в Санкт-Петербурге состоялась торжественная встреча иконы Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, дара Вселенского Патриарха Русскому Царю для укрепления в борьбе с крамолой. Икона была доставлена депутацией Союза Русского Народа (СРН) во главе с игуменом Арсением. Для духовной победы над революцией вдохновитель СРН игумен Арсений преложил организовать Крестовый поход против революции. 14 (27) января 1907 г. (это было воскресенье) после Божественной Литургии из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в паломничество в Святую Землю отправилась большая группа русских монархистов-черносотенцев во главе с игуменом Арсением. По пути паломники проводили собеседования с союзниками Москвы, Курска, Харькова, Полтавы, Киева, Одессы. По прибытии в Святую Землю они отправились пешком в Иерусалим, дабы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении раздираемой распрями России.

1 июля на Московском вокзале Петербурга депутацию встречали епископ Гдовский Кирилл с четырьмя архимандритами и двумя протодиаконами, духовенство и верующие. Среди встречавших был председатель СРН А.И.Дубровин и многочисленные союзники. «Многие со слезами крестились и выражали сердечную признательность отцу Арсению, подъявшему, несмотря на свой преклонный возраст, подвиг поездки к месту земной жизни и страданий Спасителя, чтобы помолиться за обуреваемую кровавыми распрями Родину», — писали газеты. После молебна Крестный ход с хоругвями и иконами двинулся от Московского вокзала к Казанскому собору, на паперти которого святыню встретил сам митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Владыка облобызал икону и внес ее в собор. После митрополичьего служения перед иконой А.И.Дубровин сердечно поблагодарил митрополита за участие в праздненстве СРН, а владыка братски облобызал вождя Союза (до того у митрополита Антония и Дубровина были крайне натянутые отношения.

По окончании богослужения состоялся многочисленный монархический митинг в Михайловском манеже. Игумен Арсений объяснил собравшимся великое значение произошедшего события, затем с речью выступил вождь Союза А.И.Дубровин, восторженно встреченный союзниками. Выступили также писатель князь М.Н.Волконский, представители отделов Союза. Было принято решение, что первое время икона будет пребывать в Казанском соборе, пока СРН не получит Высочайшего соизволения на аудиенцию, когда депутация союзников передаст Государю дар Вселенского Патриарха. Судьба монархической святыни, к сожалению, неизвестна.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 14 июля 2025 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика