Сегодня Чистый Четверг
Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на день установления Божественной Евхаристии
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Избавителю всего рода человеча, сам бо Себе священнодействуеши, пийте, вопия, кровь Мою и верою утвердитеся».
Великий Четверток! Близится час великого подвига Христа Спасителя стать искупительной жертвой, а с ним и конец Его земной жизни. Предваряя Свои страдания, Он собирает учеников в Сионскую горницу на последнюю прощальную ветхозаветную Пасху и одновременно совершает первую вечерю любви Нового Завета. Это величайшее историческое событие положило начало непрестающей Таинственной Вечери — Евхаристии, которой живет мир и по сей день.
Христос в последнюю ночь Своей жизни на свободе совершил с учениками священную Вечерю ветхозаветной истории израильского народа, и на ней же Своей Божественной властью учредил Новый Высший Завет, через который совершится освобождение всех народов от власти диавола, и не для известного времени только, но для всех времен до скончания века.
Евангелие сохранило память об этом величайшем событии. «Господь Иисус Христос в ночь, в которую был предан, взял хлеб, благодарил, и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите; сие есть Тело Мое, за вы ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Также взял Он и чашу по вечери, благодарил и дал им, говоря: приимите и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Эти слова Христовы имеют для нас непреходящее значение. Вкушающие священной Евхаристии, делаются причастниками жертвы Голгофской и ее благословенных плодов.
В Великий Четверток Страстной седмицы мы с вами стоим на пороге Сионской горницы, чтобы из рук Христа принять Им Самим ломимое Свое Тело и Его Животворящую Кровь. И это не аллегория, не просто воспоминание о том, что произошло при жизни Спасителя, но ежегодное свершение и обновление в мире спасительного подвига Христова для всех поколений, живущих на земле.
Тайная Вечеря готовится для нас, и в этот день потоки последователей Христа присоединяются к двенадцати избранным, и всем, произволяющим на спасение, хватает Животворящего Таинственного Брашна.
Христос, совершая Первую Евхаристию на земле, оставил Ее как наследство на все времена Своим последователям. На ней Он омыл ноги ученикам в образ добровольного смирения, столь необходимого на всех путях христианской жизни. Трудно приживается этот урок Спасителя среди людей. Даже ученики Христовы, три года изо дня в день будучи свидетелями совершенного смирения своего Учителя, спорили о первенстве в Царстве Небесном. А Он — их Учитель — как раб, в одном хитоне, преклонив колени, омывает им ноги. Духовное преображение учеников в апостолов совершилось позднее, в День сошествия на них Святого Духа, а на Тайной Вечери они еще мудрствуют по-земному, хотя и видят отражение неба в Учителе, но не понимают всего величия, происходящего у них на глазах.
Дорогие мои, вглядимся и мы в коленопреклоненного Спасителя, воззрим на Господа господствующих, принявшего рабий зрак и омывающего ноги всем, возлежащим за трапезой. И по сей день мир слышит слова Господа с этой великой Вечери — слова личного признания Своего Великого Божественного достоинства и наказ Своим последователям: «Вы называете Меня Учителем и Господом, ибо правильно говорите, Я точно То. И так, если Я — Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
И на Тайной Вечери в последний прощальный час братского общения и любви, когда Сын Божий из величайшего милосердия готовится вступить в решительную борьбу за освобождение человека от рабства диаволу, Он окружен учениками, при Нем первая зарождающаяся христианская община, но в ней, по свидетельству Самого Христа, не все чисты. И на первой Тайной Вечери присутствует ученик, уже решившийся на предательство. Он телом на Вечери, а сердцем в своих злокозненных замыслах. Но кто из присутствующих, кроме Господа, мог знать об этом. Три года ничем не нарушалось братское общение.
Изумленные ученики безмолвствуют. Лишь Петр, горячий, пламенный Петр нарушает тягостное молчание. Он и ранее первым исповедал Иисуса Христа Спасителем. А на этот раз на Вечери он, смущенный уничижением Учителя, протестует: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Услышим же, дорогие наши, и мы все ответ Христа Петру, ибо он дан всему человечеству: «Что я делаю, теперь не знаешь, а уразумеешь после».
И мы, подобно ученикам Христовым, мыслим и чувствуем по-земному и многого совершающегося в нашей жизни и в жизни Церкви Христовой еще не понимаем. Вот и Петр, укорененный в земном, не внемлет слову любимого Учителя, он упорствует, противореча Ему: «Не умоешь ног моих вовек».
Побуждения Петра понятны. Так, по-человечески, но смотрите, по-Божьи — совсем иначе. Строго, почти угрожающе звучит Божие наставление человеку: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».
Всякому понятен глубинный смысл слов Спасителя: отвержение от Бога в удел земной ограниченности. Но может ли мир дать человеку то, к чему уже прикоснулись ученики Христовы: радость любви и благодатные небесные утешения? И устрашенный словами Христа, не рассуждая о происходящем, в раскаянии Петр восклицает: «Не только ноги, но и руки и голову».
Так и мы, часто в смятении, не понимая Промыслительных Божиих действий и велений о нас, ропщем. С нашего земного горизонта пытаемся судить о величественных делах Божией Премудрости и Разума, забывая, что ограниченное не может судить правильно о бесконечном. Кончится время земное, и объяснение всего происходящего нам будет даровано. Только тогда мы узнаем истинные причины и смысл всего, что сейчас нам кажется беспорядком, смутой, несправедливостью, торжеством зла, так смущающими нашу веру в Промысл Божий.
Не каверзным умом постигаются премудрости земной жизни, но Словом Божиим, Словом Евангельской истины. Для нас, как некогда для учеников Христовых, сейчас идет испытание веры в Бога и доверия Ему. Они стояли пред Его страданиями и крестной смертью. Мы искушаемся многими современными соблазнами, вторгающимися в Церковь.
Не тайна, что и в настоящее время многие колеблются в вере, доходят до отрицания самой церкви из-за соблазнов, смут и расколов в ее ограде. И эти церковные нестроения как обвинения предъявляются Христу, что именно Он не заботится о Церкви, позволяя злу процветать и одерживать победы. И не зловещая ли тень Иуды мрачной тучей доселе закрывает для некоторых свет Евангельской Истины.
«Кто возвратит нам Церковь древних времен?» — восклицает смутившаяся согбенная возрастом старость. «Где искать Церковь времен апостольских?» — мудрствует молодежь, только что вошедшая в Церковь.
Но, дорогие, зачем искать Церковь во времени? Всмотримся внимательно в нее в таком виде, как ее основал Христос, состоящую из избранных и призванных Им Самим, одним словом — в Церковь Тайной Вечери.
И что же? В ней Сам Христос, готовящий спасение мира через эту Церковь, в ней и пламенный, но самонадеянный Симон-Петр, некогда споткнувшийся страха ради иудейска, в ней и юный Иоанн любовью навек прильнувший к Христу, но в ней же один из двенадцати и Иуда искариотский. Всем есть место в Церкви Христовой от первого века до последнего. Так по какому же праву возникает мысль, что Христос — ее Глава и основоположник — покинул Свою Церковь. Не Он ли ради любви к погибающему человечеству испил чашу всех содеянных на земле беззаконий и принял на Себя все казни, уготованные нам правосудием Божиим. Дорогие, а ведь это все тяжкие грехи, начиная от преслушания наших прародителей и кончая нынешними соблазнами в самой Церкви Христовой: разделениями единого стада, мудрованиями лжеучителей, оскудением веры и любви, возрождением безбожия. Да и в каждом из нас, верно, много найдется того, что достойно гнева Божия. Все это наполняет чашу страдания Христова, и Он испивает ее до сих пор, чтобы желающие спасения спаслись.
Дорогие наши, так надо помнить слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!» А все нестроения в ограде Церкви — это плоды наших, человеческих грехов против Церкви — чистой Невесты Христовой.
Сердцеведец же наш и Бог Иисус Христос на Тайной Вечери преклонил колени пред всеми присутствующими на Вечери без исключения, и пред Иудой, и ему, как и остальным, омыл ноги. Так и по сие время склоняется Спаситель пред нами, грешниками, призывая нас на покаяние. Дорогие, будем и мы учиться любить, а Христово милосердие подвигнет и нас быть милосердными. Мы, живущие лишь милостью Божией, должны чаще вспоминать, что Господь, которым мы живем и которому хотим служить, сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон».
Церковь, слава Богу, до сего дня совершает дело, заповеданное Ей Самим Основоположником. Заповеди Божии спасительным светом своим светят во тьме мира, и слово Божие зовет: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Но будем помнить, что это иго легко только для тех, кто, возложив руку на рало исполнения Заповедей Божиих, не озирается вспять, а наши вера, верность и доверие Богу, испытанные временем и борьбой с грехом, даруют нам божие благоволение и помощь, а религиозный опыт богопознания — одно из самых ценных приобретений жизни.
И сегодня, в день установления Таинства Святой Евхаристии, все мы притекаем к Святой Чаше Господней соучастниками Тайной Вечери Христовой с сердечным расположением и словами: «Вечери Твое тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Аминь.
Священнослужители Русской Православной Церкви удостоены высоких государственных наград
Награды получили митрополиты Ювеналий (Поярков), Григорий (Петров) и Антоний (Севрюк), а также протоиерей Максим Козлов и игумения Маргарита (Феоктистова)
Президент России Владимир Путин удостоил ряд представителей Русской Православной Церкви государственных наград, сообщает Патриархия.Ru.
За большой вклад в восстановление объектов духовного и культурного наследия, имеющих важное государственное и историческое значение, митрополит Ювеналий (Поярков) удостоен ордена Александра Невского, настоятельница Новодевичьего ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Маргарита (Феоктистова) награждена орденом Дружбы.
За заслуги в обеспечении деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФи председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Гурий (Гусев) награжден орденом Мужества.
Президентский указ о наградах опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Русская линия
На Донбассе распространяется добрая традиция изображения икон Пресвятой Богородицы на многоэтажных домах
Вслед за Лисичанском, где появилась первая подобная икона Девы Марии, лик Богородицы был изображён на многоэтажном доме в Луганске
16 апреля 2025 года в Луганске закончились работы над огромным муралом Луганской иконы Пресвятой Богородицы, который по инициативе настоятеля луганского храма в честь святого благоверного князя Александра Невского архимандрита Макария Любавцева был создан на стене одного из многоэтажных жилых домов, сообщает «Луганский информационный центр».
«С этой впечатляющей высоты открывается поистине великолепная панорама. Видны Камброд и Белый дом, с другой раскинулся центр города, а на востоке просматриваются городские кварталы. Место выбрано поистине уникальное — особенно с верхней точки, куда мы поднялись. Пятьдесят метров высоты дарят совершенно особый обзор: отсюда весь город виден как на ладони. Кажется, будто сама Матерь Божия с этого благословенного места простирает свой омофор, окормляя и защищая каждый дом и каждую улицу. Лучшей локации для созерцания и духовного единения трудно представить», — поделился своими впечатлениями от выполненной иконы архимандрит Макарий.
Он также подчеркнул, что создающая мурал творческая команда — «настоящий сплав талантов из разных уголков России».
«Руководитель коллектива из Краснодара объединил мастеров: двух художников из Самарской области и Москвы. Как рассказал один из них, Александр, он специализируется на монументальной живописи — создает масштабные произведения на фасадах зданий и высотных сооружений. И с ним случилась примечательна история, предшествовавшая нынешнему проекту. После того как художник бережно отреставрировал старинную икону, доставшуюся ему от бабушки, буквально на следующий день поступил заказ на роспись масштабного мурала. Сами участники проекта видят в этом промысел Божией Матери», — отметил священник.
Он напомнил, что проект по изображению иконы на многоэтажном доме в Луганске благословил митрополит Луганский и Алчевский Пантелеимон.
Ранее представители духовенства Скопинской и Луганской епархий освятили мурал на фасаде девятиэтажного дома в Лисичанске с изображением святого образа Донской иконы Божией Матери. Исполнителем работ и спонсором проекта выступил Стефан Генич.
«Данный проект — это воплощение веры и памяти. Мурал — не просто изображение, а духовный щит для города. И мы рады, что смогли завершить его к Пасхе, символично связав с Воскресением Христовым», — отметил Стефан Генич.
Русская линия
Встречая Светлое Христово Воскресение
Власти российской столицы приглашают всех желающих посетить на Светлой седмице праздничный фестиваль «Пасхальный дар»
Ежегодно Департамент культуры Москвы, Московская (городская) епархия и Московская дирекция массовых мероприятий организуют праздничную программу в честь главного православного праздника — Воскресения Христова. В 2025 году фестиваль «Пасхальный дар» на прихрамовых территориях пройдет с 20 по 27 апреля, сообщает Патриархия.Ru.
Торжественное открытие праздничных мероприятий планируется провести в храме Троицы Живоначальной в Свиблове в праздник Пасхи, 20 апреля.
Ежегодно в торжественном открытии фестиваля «Пасхальный дар» участвуют юные художники московских школ искусств, которые расписывают арт-объекты — двухметровые модели пасхальных яиц. Каждый год кураторы фестиваля предлагают художникам раскрыть свой талант, создавая произведения под открытым небом на обозначенную заранее тему. 2025-й год объявлен в России Годом защитника Отечества и 80-летия Великой Победы, поэтому в этом году участникам предложена тема «Святые покровители русского воинства». Ученики московских школ искусств объединятся в команды и распишут 15 пасхальных яиц.
Оценивать работы, присуждать номинации и выбирать лучших из лучших будет профессиональное жюри. Кульминацией открытия станет награждение художников, наиболее полно раскрывших тему росписи и выполнивших работу на высшем уровне. Расписанные арт-объекты будут выставлены под открытым небом на протяжении двух недель.
Для прихожан и гостей праздника будут организованы тематические мастер-классы, на которых каждый желающий сможет сделать памятный сувенир. На фестивале можно будет попробовать себя в роли звонаря и чеканщика, принять участие в объединяющих семейных играх и посетить праздничный концерт, в ходе которого выступят известные артисты и коллективы, исполняющие композиции с фольклорными мотивами. Зрителей также ждут тематические театрализованные постановки.
Впервые в фестивале «Пасхальный дар» гостям предлагают принять участие в традиционных пасхальных играх — перетягивании каната, катании пасхальных яиц с горки, кольцебросах и других играх, которые были популярны на Руси в прошлые столетия.
Для гостей праздника будут организованы обзорные экскурсии по музеям усадьбы Свиблово. Желающие смогут ознакомиться с историей усадьбы, посетить музей колоколов, в котором представлено уникальной собрание малых церковных колоколов XVII—XXI вв.еков, а также музей Плащаницы, где можно увидеть артефакты, относящиеся к времени распятия Христа, коллекцию крестов различных регионов, церковные книги и документы.
Празднование продолжится на других площадках фестиваля, расположенных на территории семи московских храмов, среди которых Богоявленский кафедральный собор в Елохове, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве и др. Для гостей праздника будут организованы тематические мастер-классы и праздничные концерты.
Фестиваль «Пасхальный дар» откроется 20 апреля в храме Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово по адресу: г. Москва, Лазоревый проезд, д. 15, с. 3. Торжественное открытие пройдет с 9.00 до 18.00.
Программа открытия фестиваля:
9.00−13.00 — конкурс росписи пасхальных яиц;
11.45−14.30 — праздничный концерт с участием театральных и музыкальных фольклорных коллективов;
14.30−15.00 — подведение итогов конкурса росписи, церемония награждения;
15.00−17.00 — праздничный концерт.
С 12.00 до 18.00 также будут проводиться прикладные и творческие мастер-классы по изготовлению пасхальных сувениров, звонарскому делу, чеканке, традиционные пасхальные игры для всей семьи.
Сбор на экскурсии около храма Живоначальной Троицы: 15.00−15.30 (первая группа), 16.00−16.30 (вторая группа), 17.00−17.30 (третья группа). Предварительная запись на экскурсии не требуется.
В тот же день празднование Пасхи состоится на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье, ул. Солянка, д. 5/2, стр. 4), где с 12.00 до 15.00 желающие смогут принять участие в росписи двухметровой модели пасхального яйца
Фестиваль продолжится на других площадках, где состоится концерт с участием фольклорных исполнителей и театрализованное выступление, а также пройдут мастер-классы по росписи двухметровый пасхальных яиц и творческие мастер-классы по изготовлению пасхальных сувениров.
Расписание фестиваля и храмы-участники:
25 апреля, 12.00−15.00 — храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Дольская ул., д. 1, стр. 3);
26 апреля, 11.00−14.00 — Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, д. 15);
26 апреля, 11.00−14.00 — храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская наб., д. 15, стр.1);
27 апреля, 12.30−15.30 — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов пер., д.15/2);
27 апреля, 12.00−15.00 — храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (Алтуфьевское ш., д. 147, стр. 1);
27 апреля, 12.00−15.00 — храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве (ул. Богданова, д.21).
Вход на все мероприятия фестиваля свободный.
Русская линия
В Киев в Страстную Пятницу откроют кинофестиваль содомитов
Несмотря на протесты православной общественности, украинские власти намерены провести данное действо
18 апреля 2025 года в Киеве украинские власти решили торжественно открыть содомский кинофестиваль SUNNY BUNNY, сообщает СПЖ со ссылкой на Hromadske.
Слёт половых извращенцев в «Матери городов русских» будет проходить в Великую Пятницу, Великую Субботу, на Пасху и в дни Светлой седмицы. Как откровенно заявляют организаторы этого действа, цель фестиваля — стать значимым представительством украинского и международного содомского сообщества на Украине и пропагандировать половые извращения как новую норму.
В качестве задач фестиваля также указываются «установление и расширение творческих контактов среди кинематографистов»; «интеграция украинских фильмов в глобальный процесс кинематографии и индустрии», «продвижение работ украинских кинематографистов» с содомской тематикой.
Кроме того, в рамках фестиваля пройдут лекции об особенностях проведения на Украине парадов половых извращенцев, борьбе за трудоустройство гомосексуалистов и другие похожие темы.
Против открытия данного фестиваля выступило священноначалие Украинской Православной Церкви, и в частности, митрополит Запорожский Лука, однако украинские власти не намерены прислушиваться к голосу православной общественности.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти М.В.Ломоносова и Патриарха Алексия I (Симанского)
Сегодня день памяти выдающегося русского ученого-энциклопедиста, мыслителя и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося 4 апреля 1765 г.
Он родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 г. покинул дом отца и отправился в Москву. Поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, в 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников послан в Петербург для зачисления в Академический университет, в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, учился в Марбурге и Фрейберге. В 1741 г. вернулся в Россию, стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Достиг успехов не только в химии и физике, но и в других областях естественных и прикладных наук, особенно в геологии и минералогии. Ломоносов занимался историческими исследованиями, выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа; написал замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Внес огромный вклад в просвещение народа, в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками несколько мозаичных картин, член Академии художеств (1763). Внес вклад в становление русской поэзии, основоположник русской оды, В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». В «Письме о правилах российского стихотворства» теоретически обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, в основных чертах сохранившуюся в русской поэзии. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Сегодня также день памяти Патриарха Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 г. Его имя особенно дорого русским монархистам, поскольку он в свое время был председателем Тульского отдела Союза Русского Народа (СРН).
Он родился 27 октября 1877 г. в семье камергера Высочайшего Двора и в миру звался Сергеем Владимировичем. Образование получил в Лицее Цесаревича Николая, на юридическом факультете Московского университета и в Московской духовной академии. В феврале 1902 г. принял постриг, с сентября 1906 г. архимандрит, ректор Тульской, а с 1911 г. Новгородской духовной семинарии. Именно в Туле будущий патриарх стал членом СРН и даже возглавлял местный отдел Союза. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского. В мае 1922 г. после ареста сщмч. митрополита Вениамина (Казанского) возглавлял Петроградскую епархию, за отказ подчиниться обновленцам сначала уволен от службы, а затем отправлен в ссылку на три года. С 1933 г. митрополит Ленинградский, остался в городе во время блокады. 8 сентября 1943 г. вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) участвовал во встрече с И.В.Сталиным, результатом которой стало восстановление патриаршества. На Поместном соборе 2 февраля 1945 г. избран патриархом Московским и всея Руси.
Этот день также традиционно считается днем основания Москвы. Первое упоминание о Москве относится к 4 апреля 1147 г. В этот день по приглашению Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого во владениях Степана Ивановича Кучки в местечке Кучково собрались князья Владимир Святославич Рязанский и Святослав Олъгович Северский с сыном. Старинное московское предание «О начале царствующего града Москвы, како изперва зачатся» гласит, что Великий князь «изыде на гору и обозрев с нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною и возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян город и прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним».
Однако сегодня день города Москвы отмечается в первое воскресенье сентября. Традицию эту заложил И.В.Сталин, повелевший праздновать 800-летие Москвы в 1947 г. в начале сентября. «День города» отмечается регулярно с 1986 г. по инициативе тогдашнего первого секретаря горкома КПСС Б.Н.Ельцина, со временем московские власти стали отмечать его в первое воскресенье сентября. Православная общественность ратует за возвращение исторической достоверности праздника.
Русская линия