Владимир Легойда: «Над Украинской Православной Церковью совершается расправа за её отказ присоединиться к организации раскольников и самосвятов»
Глава Синодального отдела заявил, что Св. Синод Русской Православной Церкви вынесет оценку решению украинских властей о запрете УПЦ
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своём Телеграм-канале заявил, что принятый вчера Верховной Радой Украины закон, справедливо получивший неформальное название «закона о запрете» Украинской Православной Церкви, является беззаконным актом, который грубо нарушает базовые представления о свободе совести и правах человека.
«Этим актом создается правовая база для тотальной ликвидации приходов канонической Украинской Православной Церкви — религиозной общины, объединяющей большинство украинцев. Реализация этого решения приведёт к актам массового насилия в отношении миллионов верующих», — отметил представитель Церкви.
«Над Украинской Православной Церковью совершается расправа за её отказ присоединиться к организации раскольников и самосвятов, созданной в качестве политического проекта, направленного на уничтожение общего духовного наследия русского и украинского народов», — заявил Владимир Легода.
Председатель Синодального отдела высказал уверенность, что «преследования Украинской Православной Церкви рано или поздно получат справедливую оценку, как получили её богоборческие режимы прошлого, уничтожавшие право человека на веру и принадлежность к своей Церкви».
«Безусловно, Синод Русской Православной Церкви вынесет оценку данному решению», — заключил он.
Русская линия
На Соборной площади Барнаула могут восстановить Петропавловский собор, уничтоженный большевиками
В Барнаульской администрации состоялся круглый стол, на котором обсуждали соответствующую инициативу Барнаульской епархии
19 августа 2024 года в администрации Барнаула состоялся круглый стол, участники которого обсуждали предложение Барнаульской епархии восстановить уничтоженный большевиками величественный Петропавловский собор, который до революции украшал центральную Соборную площадь города (ныне площадь Свободы), сообщает официальный сайт Администрации Барнаула со ссылкой на газету «Вечерний Барнаул».
Под председательством главы города Вячеслава Франка в обсуждении приняли участие глава Барнаульской городской Думы Галина Буевич, начальник отдела правового обеспечения управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края Вячеслав Назаров, председатель Правления Алтайской краевой общественной организации участников СВО «НАКАТ», директор Спортивной школы «Рубин» Александр Ельников, первый проректор Барнаульской духовной семинарии протоиерей Георгий Крейдун, общественный советник главы Барнаула по вопросам градостроительства и архитектуры, руководитель творческой архитектурной мастерской «Классика» Александр Деринг, руководители Совета женщин при главе Барнаула, Общественной палаты Барнаула VI созыва, заместители главы администрации города, руководители органов местного самоуправления.
«Мы продолжаем обсуждать предложение Барнаульской епархии по восстановлению на площади Свободы в Барнауле Петропавловского собора, разрушенного в начале прошлого века. Хотелось бы обменяться мнениями, ознакомиться с точками зрениями, чтобы понимать в каком направлении необходимо начать двигаться для решения вопроса», — сказал Вячеслав Франк, открывая заседание круглого стола.
Об истории Петропавловского собора в Барнауле участникам собрания напомнил отец Георгий Крейдун. В 40-е годы XVIII века в городе был построен первый деревянный храм. Позже на его месте был возведён новый каменный Петропавловский собор, который освятили в 1774 году. В середине XIX столетия было принято решение произвести его ремонт и благоукрашение. Над собором была перекрыта кровля, заменены купола, надстроена колокольня для размещения 10-тонного колокола-гиганта, отлитого в Барнауле из меди, пожертвованной Императором Николаем I. С тех пор собор стал таким, каким он сохранился на фотографиях конца XIX — начала XX века.
«Появление величественного каменного собора в Барнауле инициировало развитие городской архитектуры и градостроительства, — отмечает священник. — Площадь, на которой стоял собор, получила название Соборной. От неё выстраивался весь градостроительный план города, его основные оси: Соборный переулок, Петропавловская линия. Собор стал отправной точной для развития города. После его строительства началось появляться все больше кирпичных строений, в том числе Горная аптека, новые корпуса Среброплавильного завода».
С приходов к власти в России большевиков в 1935 году собор был снесён. Несколько позже была разрушена часовня, которая находилась на месте первого деревянного храма и была воздвигнута в память о первых барнаульцах, строителях барнаульского завода, основателях города.
«Сегодня Барнаул растет и динамично развивается. Но, по словам классика, чтобы твёрдо стоять на земле, нужно держаться корней. Сохранить и, там, где возможно, восстановить исторический облик прошлого — очень важно для нас сегодняшних, — уверен отец Георгий Крейдун. — Это наше наследие, которое мы должны передать будущим поколениям, чтобы им было, на что опереться и что вспомнить о нашем времени».
Председатель Правления Алтайской краевой общественной организации участников СВО «НАКАТ», директор Спортивной школы «Рубин» Александр Ельников поддержал инициативу Барнаульской епархии и заявил, что восстановление Петропавловского собора необходимо для сохранения исторической памяти.
«Особенно это актуально для молодежи, которая в современное время нуждается в духовных, нравственных и патриотических ориентирах. Все мы хотим воспитать детей, нашу смену, таким образом, чтобы они гордились своей страной, дорожили сформированными веками духовными ценностями. Сегодня нам дан исторический шанс многое осознать, исправить, восстановить то, что не сберегли. Всё это позволит выстоять и справиться с вызовами, не потерять свою идентичность и самобытность», — отметил руководитель спортшколы «Рубин».
О ситуации вокруг восстановления Петропавловского собора высказался заместитель директора МКУ «Архитектура города Барнаула» Сергей Боженко. По его словам, строительство храма на площади Свободы приведёт к изменению дорожно-транспортной ситуации — упразднению действующей кольцевой развязки и сокращению мест для парковки автотранспорта. Он также указал на то, что в случае принятия решения о восстановлении собора потребуется демонтаж или перенос подземных инженерных сетей, проложенных в створе Социалистического проспекта. Сергей Боженко предложил на месте бывшего Петропавловского собора поставить памятный камень с соответствующим текстом, а для строительства комплекса нового Петропавловского собора — сформировать земельный участок, например, на правом берегу реки Оби или в Северо-Западном планировочном районе.
Заместитель председателя Общественной палаты города Петр Фризен согласился с тем, что площадь Свободы сегодня является очень важной составляющей дорожно-транспортной схемы города и прежде, чем вносить изменения в её работу, необходимо взвесить все «за» и «против». Вместе с тем он отметил важность для города в целом восстановить собор на историческом месте или построить новый на другом участке.
Свои мнения и предложения представили и другие участники «круглого стола».
Подвел итоги Вячеслав Франк. «Поднятая тема требует всестороннего рассмотрения. С одной стороны, сложившаяся застройка в районе площади Свободы со своей инфраструктурой, которая формировалась годами, с другой стороны, храм, имеющий колоссальное духовное значение для верующих, представляющий исторический интерес для горожан, туристов», — заявил градоначальник.
Глава города в целом поддержал предложение Барнаульской епархии и попросить участников собрания подумать над поиском вариантов для восстановления Петропавловского собора в Барнауле.
Русская линия
Эстонская Православная Церковь под давлением эстонских властей внесёт изменения в свой Устав
В ходе второй сессии Собора ЭПЦ МП было принято решение более не упоминать Московский Патриархат в самоназвании Эстонской Церкви
20 августа 2024 года под председательством митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения состоялась вторая сессия Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, основной задачей которой являлось утвердить пути достижения большей административной самостоятельности Церкви с учётом достигнутых договоренностей в переговорах с государством, сообщает пресс-служба ЭПЦ МП.
После обсуждения ситуации и ультимативных требований властей Эстонии Собор принял новую редакцию Устава Церкви, в которой закрепляется самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских.
Также было изменено название Церкви на «Эстонская Православная Церковь», дарованное Томосом Святейшего Патриарха Алексия II.
Собор одобрил деятельность Синода в переговорном процессе с государством и выразил уверенность, что православным в Эстонии удастся найти пути и средства уврачевания раскола на основе каноничности, взаимного уважения и равноправия.
Собор принял решение продолжить свою деятельность для полноценного участия в решении возникших кризисных проблем, поручив Синоду Эстонской Православной Церкви определить проведение следующей сессии Собора в урочное время.
«Собор отметил важность и значение сегодняшнего дня. В день 33-й годовщины восстановления независимости Эстонской Республики мы молимся о процветании Эстонии как суверенного государства, о сохранении ее культуры, традиций и свободы. Да пребудет с народом Эстонии мир, стабильность и благополучие на долгие годы», — говорится в соборном постановлении.
Русская линия
РПЦЗ: Гонителям УПЦ на Украине следовало бы помнить об участи своих предшественников-большевиков
В Русской Православной Церкви Заграницей поддержали верующих запрещённой Украинской Православной Церкви
Русская Православная Церковь Заграницей выразила глубокое сочувствие верующим Украины в связи с принятием законопроекта 8371 о запрете Украинской Православной Церкви в стране, сообщает греческий портал «Ромфея».
«Пусть память и пример святителя Тихона придадут вам сил, чтобы, отстаивая истину Господню, и вы вышли победителями», — говорится в заявлении Архиерейского Синода РПЦЗ.
Главный секретарь Синода протоиерей Серафим (Ган) в своих заявлениях, среди прочего, также сказал: «Я глубоко сочувствую православному народу, который верно следует за Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием и гонимой Украинской Православной Церковью».
При этом он провёл параллель с 1920-ми годами в СССР, когда каноническая Церковь в стране терпела всевозможные притеснения со стороны властей и раскольников-обновленцев, так называемой «живой церкви».
«Достаточно вспомнить Святейшего Патриарха Московского Тихона, который был отвергнут „живыми членами церкви“ с помощью иностранных церковных деятелей», — добавил отец Серафим.
В заключение главный секретарь Синода признал, что в случае с украинской действительностью «история, к сожалению, повторяется» и «их преследователи ничему не научились у своих предшественников».
Русская линия
Что и требовалось доказать
Зеленский анонсировал переговоры с представителями Константинопольского Патриархата, которые направляются в Киев делить приходы запрещённой Украинской Православной Церкви
Глава безбожного украинского режима Владимир Зеленский в своём видеообращении от 20 августа поблагодарил Верховную Раду за принятие законопроекта 8371, который фактически запрещает деятельность Украинской Православной Церкви, и анонсировал переговоры по этому поводу с представителями Константинопольского Патриархата, сообщает СПЖ.
«Будем и дальше укреплять Украину, наше общество», — заявил о своих намерениях Зеленский.
Ранее в украинских СМИ появилась информация, что 20−21 августа в Киев приедет делегация Константинопольского Патриархата, целью которой заявлено «урегулирование религиозной ситуации на Украине». В состав делегации вошли архиепископ Виннипегский Иларион, митрополит Писидийский Иов и Патриарший диакон Епифаний Камянович.
В реальности речь идёт о том, что Фанар намерен подключиться к захвату храмов и приходов запрещённой Украинской Православной Церкви или попытаться расшатать епископат канонической Церкви, убедив его предать свою Матерь-Церковь и перейти в Экзархат Фанара в Киеве.
Ни о какой защите свободы слова и вероисповедания на Украине фанариоты, конечно, не думают. Их задача состоит в том, чтобы отнять приходы УПЦ так, чтобы не было большого шума и крови. Для этого у них есть 9 месяцев (в принятом законе предусмотрена отсрочка), и они едут к Зеленскому согласовать совместные действия по уничтожению Украинской Православной Церкви.
Русская линия
Болгарский Патриарх Даниил обратил внимание американского посла на притеснения УПЦ
Предстоятель Болгарской Православной Церкви наряду с архиереями Сербской, Иерусалимской и Антиохийской Церквей стал один из самых активных защитников верующих на Украине
20 августа 2024 года в здании Священного Синода БПЦ состоялась официальная встреча Болгарского Патриарха Даниила с послом США в Болгарии Кеннетом Мертеном, в ходе которой Его Святейшество обратил особое внимание на состояние религиозной свободы и нарушение прав вероисповедания на Украине, сообщает Телеграм-канал «Правблог».
Патриарх Даниил подчеркнул, что на Украинскую Православную Церковь во главе с Митрополитом Онуфрием налагают различные ограничения религиозной свободы, ограничения свободы богослужений, насильственно отнимают у неё церковную собственность и поощряют в отношении УПЦ язык ненависти.
Глава Болгарского Патриархата подчеркнул, что УПЦ, с которой все Поместные Православные Церкви пребывают в евхаристическом общении, претерпевает серьёзные фактические и юридические ограничениям в своей пастырской деятельности из-за дискриминационной политики определенных факторов на Украине.
Предстоятель Болгарской Церкви выразил уверенность, что демократические силы мира, следящие за религиозными процессами, примут во внимание эти тревожные тенденции на Украине и посодействуют, чтобы религиозная свобода, право на богослужения и неприкосновенность собственности УПЦ были гарантированы.
О реакции американского посла на слова Патриарха Даниила не сообщается.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти священномученика Никодима, архиепископа Костромского
Архиепископ Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в г. Погрешино Середского уезда Костромской губернии в семье священника. Окончив в 1889 году Духовную семинарию, он некоторое время учительствовал в приходской школе, затем в 1890 году принял священнический сан. Поступив в 1896 году в Киевскую Духовную академию, через три года, потеряв ребенка и любимую жену, он принял монашеский постриг с именем Никодим.
После окончания Духовной академии со степенью кандидата богословия иеромонах, а затем архимандрит Никодим последовательно служил смотрителем Владикавказского духовного училища и ректором Псковской Духовной семинарии.
В 1905 году о. Никодим бы назначен епископом Аккерманским, а затем — в 1911 году — Чигиринским. В годы Гражданской войны, в 1918 году владыка протомившесь несколько месяцев в плену у петлюровцев, по освобождении вернулся в занятый белыми Киев. В 1919 г., после оставления Киева Белой армией генерала А.И.Деникина, владыка, несмотря на опасность расправы, остался в городе вместе со своей паствой «под красными». Позже, на допросах архиепископ Никодим так определил свою позицию во время Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».
В 1921 году епископ Никодим возглавлял Таврическую и Симферопольсую кафедру. В 1922 году владыку возвели в сан архиепископа. Отказавшись от предложения покинуть Россию, архиепископ Никодим встал в ряд мучеников, принесших свою жизнь в жертву Христу. Арестованный по обвинению в сопротивлении по изъятию церковных ценностей, владыка до 1932 года протомился в лагере особого назначения на Соловках. Будучи освобожденным из тюрьмы, архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией, но уже в декабре 1936 года был вновь арестован. А 21 августа 1938 г. священномученик Никодим в застенках ярославской тюрьмы отошел ко Господу.
В 1995 году священномученик Никодим был канонизован в Костромской епархии как местночтимый святой, а в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был сопричтен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Русская линия