Святейший Патриарх Кирилл: «Молитвами святого отца нашего Сергия да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, правителей наших, народ наш от всякого зла»
В день памяти преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре
18 июля 2024 года, в день праздника обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщает Патриархия.Ru.
Торжественное богослужение совершалось перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Для совершения праздничных Всенощного бдения и Божественной литургии на Соборной площади был устроен помост, а перед Успенским собором лавры — престол под сенью.
В богослужении участвовали архиереи и духовенство других Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Ремезианский Стефан, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке.
На богослужении присутствовали председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С. Пахомов; глава Сергиево-Посадского городского округа Московской области Д. Акулов; первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» В. Михайлов; советник вице-губернатора Московской области, руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И. Харьков; депутатка Госдумы, Герой России летчик-космонавт Е. Серова.
Также присутствовали заместитель начальника Главного военно-политического управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардии) генерал-майор А. Сальников и прочие офицеры Росгвардии.
Росгвардейцы приняли участие в организации праздничных мероприятий в Сергиевом Посаде, посвященных Дню памяти преподобного Сергия Радонежского. Ими для паломников и волонтеров были развернуты палаточный городок, предоставлены раскладные кровати и полевые постельные принадлежности, развернут продовольственный пункт для приготовления горячего питания на полевых кухнях. Охрану общественного порядка в ходе многотысячного пешего крестного хода «От Государя к Преподобному» обеспечили сотрудники вневедомственной охраны, ОМОН «Пересвет» и военнослужащие столичного соединения Центрального округа Росгвардии.
За богослужением молились многочисленные архиерей Русской Православной Церкви, настоятельницы ставропигиальных монастырей, монашествующие, участники крестного хода «От Государя к Преподобному», многочисленные паломники.
Богослужебные песнопения исполнил объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник лавры.
По окончании Литургии Святейший Владыка, члены Священного Синода Русской Православной Церкви и иерархи, прибывшие на праздник в лавру, совершили молебен Игумену земли Русской.
После молебна наместник лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл обратился с приветственным словом к Святейшему Патриарху.
С помоста на Соборной площади Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом:
«Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
В этот особенный для нашей Церкви и, не убоюсь сказать, для нашего Отечества день хотел бы всех вас сердечно приветствовать на месте подвижнических трудов святого преподобного Сергия.
Пример преподобного Сергия свидетельствует о силе Божией, ведь сказано, что Бог силой Своей может из камней соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Он может из смиренного монаха соделать лидера огромной нации — человека, способного вдохновить на борьбу народ в самый тяжелый момент его истории. И не просто вдохновить, но убедить, что победа непременно будет за Отечеством нашим. Ведь все понимали: если Преподобный призывает идти на войну, то не ради погибели, но только ради спасения. И эта вера в провидческую силу Преподобного, в его благочестие, в его жизненный подвиг и стала тем сигналом, который действительно вдохновил и направил воинов наших на Куликово поле, где и была одержана победа. По молитвам преподобного Сергия воинство наше сумело защитить страну нашу, а затем изгнать противника.
Иногда для анализа тех или иных исторических событий светские ученые используют, что с их точки зрения совершенно справедливо, оценку возможностей. Так вот, не было тогда у нашего воинства возможности победить врага. И потому даже у самых критически настроенных историков — глубочайшее уважение к преподобному Сергию и, конечно, к мужеству и героизму наших воинов, которые одержали реальную победу над врагом. Эта история свидетельствует о том, что сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12:9). Но в какой немощи? Если немощь от нашей лени, от нашей слабости, от нашего нежелания учиться, от нашего нежелания нести подвиг, то от такой немощи никакой пользы нет, а только вред и для того, кто исполняется леностью, и для окружающих.
Но Господь всегда споспешествует тем, кто проходит свою часть пути навстречу результату, который взыскуется. Вот это мы все должны хорошо понять: благодать Божия не автоматически делает нас детьми Авраама, не автоматически дарует нам победу, а потому мы должны помнить о той части ответственности за результаты, которая лежит на нас. И это касается не только судьбоносных битв или каких-то исторических моментов — это касается многих моментов нашей личной и служебной деятельности, нашего служения Господу и Церкви.
Итак, уповаем на волю Божию, молитвой привлекаем Его благодать и сами трудимся в поте лица. Особенно сейчас считаю этот призыв трудиться очень актуальным. То, что происходит в мире, пугает. Происходит реальная апостасия — отказ от Бога, от Божественных заповедей. Да не просто отказ, ведь и в прошлом отказывались, — есть стремление построить могучую вселенскую цивилизацию без Бога и без всякого упования на Его Промысл, опираясь исключительно на свои силы. Знаем из Ветхого Завета, что все такого рода попытки, вплоть до строительства Вавилонской башни, рассыпались. Вот так и эта попытка создать благополучный процветающий мир, изгнав из него Бога, бессмысленна. И радуюсь тому, что все более и более народ наш это понимает. На своем личном опыте люди укрепляются в вере, ведь многие осознают, что действительно, как говорит русская пословица, без Бога — ни до порога, ничего сделать по-настоящему не удается.
Дай Бог, еще раз хочу сказать, по Его милости хранить подлинный суверенитет страны, её свободу, её независимость, а значит, обеспечивать и духовное, и материальное процветание. Об этом должны быть сегодня наши молитвы. В судьбоносное время, дорогие владыки, судил нам с вами Господь нести архипастырское служение. Дорогие отцы, вам также напоминаю об этом, чтобы каждый нес свое пастырское служение с дерзновением, не жалея сил своих. И, обращаясь к верующим, к народу нашему, призываю хранить веру православную, стремиться устроять жизнь свою — личную, семейную, общественную, государственную — в соответствии с Божиим законом, чтобы иметь Божественное вспомоществование во всем, что мы совершаем.
Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, правителей наших, народ наш от всякого зла. Аминь".
Затем Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Троицкий собор обители, где приложился к честным мощам преподобного Сергия и поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым. Святейший Владыка также поклонился святыням Серапионовой палаты.
Предстоятель Русской Церкви кратко побеседовал с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи», который проходит в Сергиевом Посаде в эти дни. Православная молодежь преподнесла Его Святейшеству вырезанную из дерева Курскую Коренную икону Божией Матери.
В Тронном зале Патриарших покоев лавры Святейший Владыка вручил церковные награды архиереям и клирикам Русской Православной Церкви, отмечающим памятные даты в этом году.
По традиции праздничные архиерейские богослужения в день памяти преподобного Сергия Радонежского также совершались в храмах Московских духовных школ и Троице-Сергиевой лавры.
В Покровском академическом храме служение Божественной литургии возглавил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, в храме преподобного Иоанна Лествичника — митрополит Томский и Асиновский Ростислав.
Русская линия
В Санкт-Петербурге откроют памятник святому благоверному адмиралу Федору Ушакову
Монумент установят у Центрального военно-морского музея. Его открытие состоится 28 июля, в День ВМФ
Памятник великому флотоводцу адмиралу Федору Ушакову, прославленному Русской Православной Церкви в лике святых, установят в Санкт-Петербурге ко Дню Военно-Морского Флота, который будет отмечаться в 2024 году 28 июля, сообщает РИА Новости со ссылкой на «Петербургский дневник».
Памятник будет установлен у Центрального военно-морского музея. Там уже установлен постамент, практически завершены работы по благоустройству прилегающей территории. 1260 квадратных метров площади замостили гранитными плитами и мелкоразмерными элементами. Уложены декоративные вставки из гранита — «Якорь» и «Штурвал». Также установлены гранитные бордюры, высажен газон, позже появятся цветы и кустарники, будут установлены скамейки и урны.
Рядом с памятником откроют выставку, где, в частности, будут представлены несколько бумаг с подписями самого Ушакова — адмирал составлял рацион для своих матросов и получал для них дорогое коровье масло.
«Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов провел 17 июля выездное совещание по вопросам благоустройства площади Труда, где ко Дню Военно-морского флота планируется открыть памятник адмиралу Федору Ушакову «, — уточнили в пресс-службе администрации губернатора города.
«Идее установки памятника прославленному адмиралу Федору Федоровичу Ушакову в Петербурге более ста лет. Впервые она возникла в 1913 году. Значительная часть жизни прославленного адмирала была связана с Северной столицей, причем не просто отдельные эпизоды биографии, а события, определившие дальнейший ход его жизни и значимую часть истории России. В Морском кадетском корпусе началась его военная карьера. Сюда он вернулся адмиралом, чтобы принять командование Балтийским гребным флотом, а затем стать начальником флотских команд. Здесь в 1807 году завершилась военная служба великого флотоводца — единственного российского адмирала, причисленного к лику святых. Закономерно, что памятник ему мы устанавливаем в таком знаковом, исторически связанным с морем месте. Здесь расположен Центральный военно-морской музей, рядом находятся Новая Голландия и Адмиралтейские верфи, Адмиралтейство и Главный штаб Военно-Морского флота», — отметил Беглов, слова которого приводятся в сообщении.
Закладной камень на месте будущего памятника был установлен в 2021 году. Инициаторами установки выступили ветераны ВМФ и Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга. В закладной камень заложено четыре капсулы с землей из мест, связанных с жизнью адмирала Ушакова. С места его рождения — села Бурнаково Ярославской области, из Севастополя, где создавался Черноморский флот, с греческого острова Корфу — непреступной крепости, которой овладел русский флот под командованием Ушакова, а также с места упокоения адмирала — Санаксарского монастыря в Мордовии.
Русская линия
Богословско-каноническая комиссия УПЦ: «Священнослужитель ни в коем случае не может участвовать в боевых действиях, применять оружие и проливать кровь»
В Украинской Православной Церкви указали, что мобилизация священников в войска на Украине противоречит священным канонам Церкви
Богословско-каноническая комиссия при Священном Синоде Украинской Православной Церкви опубликовала документ под названием «Богословско-канонические нормы, касающиеся военной мобилизации лиц православного вероисповедания в священном сане в условиях действия Закона Украины „О воинской обязанности и военной службе“». В выводах комиссии указано, что, согласно канонам Церкви и священнической присяге, священнослужитель не имеет права участвовать в боевых действиях, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на официальный сайт УПЦ.
«Всякий священнослужитель Украинской Православной Церкви должен определять характер своего служения в условиях войны сугубо в рамках церковных канонов, исходя из положений составленной им священнической присяги, которым соответствует базовый церковно-канонический принцип: священнослужитель ни в коем случае не может участвовать в боевых действиях, применять оружие и проливать кровь, ведь он поставлен Церковью на то, чтобы до конца своей жизни возносить перед Престолом Божиим „руки чистые, без гнева и сомнения“ (1 Тим. 2, 8). Особенно следует отметить, что неукоснительное соблюдение всех определенных церковно-канонических требований относительно пребывания в священном сане является базовой предпосылкой сохранения православного священства не только для пастырской опеки над теми воинами, которые сейчас находятся в зоне активных боевых действий или находятся в отпуске после ранения, но и над теми, кто после победы Вооруженных сил Украины окончательно вернется к мирной жизни и потребует реабилитации и надлежащей духовной поддержки», — говорится в тексте.
Заявление Богословско-канонической комиссии УПЦ было вызвано действиями правителства Украины, которое внесло изменения в «Положение О порядке выдачи мандата на право осуществления военной капелланской деятельности». Согласно новым изменениям, священникам УПЦ окончательно запрещено осуществление капелланской деятельности в военных подразделениях ВСУ. В то же время украинские власти нередко пытаются забрать священнослужителей УПЦ в войска по мобилизации.
Русская линия
Митрополита Святогорского Арсения незаконно удерживают в СИЗО
Уполномоченный по правам человека Украины Дмитрий Лубинец признал, что решение о продлении задержания владыки принято «неуполномоченным лицом»
Уполномоченный по правам человека Украины Дмитрий Лубинец поручил провести проверку по факту незаконного содержания в СИЗО наместника Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения, сообщает Телеграм-канал депутата Верховной Рады Украины Артёма Дмитрука.
Такая реакция правозащитника последовала в ответ на обращение Артёма Дмитрука, который указал, что владыку держат в заточении, несмотря на то, что отведённый судом срок его содержания в СИЗО истёк.
В своём ответе на депутатский запрос Дмитрий Лубинец указал, что от уполномоченных органов последует реакция на «продление иерарху УПЦ меры пресечения неуполномоченным лицом».
«Это очень хорошо. Ждем результатов расследования и надеемся, что нашего дорого владыку Арсения как можно быстрее освободят из заточения, и он, наконец-то, вернется в монастырь к своей пастве!», — заявил Артём Дмитрук.
Тем не менее, на сегодняшний день владыка продолжает оставаться в заключении.
Русская линия
Дональд Трамп назвал своим кандидатом в вице-президенты 39-летнего сенатора от штата Огайо Джея Ди Вэнса
Это очень плохая новость для инициаторов запрета Украинской Православной Церкви, поскольку именно этот сенатор регулярно говорит о религиозных гонениях на Украине
Политолог и руководитель Центра развития местного самоуправления и местных инициатив «Третий сектор» Украины Андрей Золотарев считает, что уже не за горами тот час, когда США могут ввести санкции против украинских топ-чиновников, выступающих за полный запрет Украинской Православной Церкви, сообщает портал Raskolam.net.
«Интересная новость прилетела из-за океана. Дональд Трамп 15 июля объявил имя своего кандидата в вице-президенты — им стал 39-летний Джей Ди Вэнс, сенатор от штата Огайо. Вэнс считается большим трампистом, чем сам Трамп. Этот выбор свидетельствует о том, что Трамп уверен в своей победе и, похоже, он нашел в лице Вэнса не только вице-президента, но и потенциального преемника. Так вот, что же говорит будущий вице-президент Америки. А говорит он много, а еще больше о свободе религии в Украине, точнее о проблемах с этой свободой», — пишет Золотарев.
Политолог добавил, что, согласно его источникам, по состоянию на сегодня на столе у главы Госдепартамента США Энтони Блинкена находится документ с анализом скандального законопроекта № 8371, направленного на запрет УПЦ. В нем, среди прочего, перечислены украинские депутаты и чиновники, против которых предлагают ввести санкции в случае, если закон таки будет проголосован в Верховной Раде.
«О том, что персональные санкции, аналогичные списку Магнитского, могут догнать инициаторов законопроекта 8371, свидетельствует письмо к главе Госдепа Энтони Блинкену. Увлекательное письмо с фамилиями и анализом ситуации в Украине с УПЦ и законом о её запрете. И санкции это реальность для тех, кто проголосует за этот законопроект. Особенно если Трамп выиграет выборы. А после покушения на него это, пожалуй, почти решенный вопрос. Трамп введёт санкции не раздумывая», — подчеркнул Золотарев.
Таким образом, согласно опубликованному документу, под угрозой персональных санкций в США оказались:
— Николай Княжицкий, председатель Комитета Верховной Рады Украины по культуре и духовности;
— Евгения Кравчук, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по гуманитарной и информационной политике;
— Никита Потураев, председатель Комитета Верховной Рады Украины по гуманитарной и информационной политике;
— Владимир Вятрович, член Комитета Верховной Рады Украины по гуманитарной и информационной политике;
— Виктор Еленский, председатель Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести (ДЕСС);
— Александр Аликсийчук, член Комитета Верховной Рады Украины по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы празднуем обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
Сегодня мы празднуем обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Сергия († 1392; память 25 сентября/8 октября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память 17/30 ноября). В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5 (18) июля 1918 года, узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
Когда их тела были извлечены из шахты, у преподобномучениц Елисаветы и Варвары пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
В этот день, 5 июля 1764 г., погиб свергнутый с Престола в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович.
Он родился 12 августа 1740 года и был правнуком Государя Иоанна V Алексеевича (брата Петра Великого), сыном принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в самом конце царствования Анны Иоанновны, младенец был провозглашен наследником Престола, а после смерти своей двоюродной бабки — Императором при регентстве Э.И.Бирона. Однако в результате последовавшего две недели спустя переворота правительницей была объявлена мать младенца-императора Анна Леопольдовна. Спустя еще год, 25 ноября 1741, очередной переворот возвел на Престол дочь Петра Великого — Елизавету. Первоначально предполагалось выслать свергнутого с Претстола младенца вместе с родителями за границу, но позднее Елизавета Петровна велела перевести «Брауншвейгское семейство» в Холмогоры, где ребенок был изолирован от родителей и воспитывался отдельно. В 1756 г. юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали, и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Сохранившиеся сведения позволяют, однако, утверждать, что Иоанн знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. В июле 1764 г. подпоручик В.Я.Мирович предпринял попытку освободить Ивана из крепости, но неудачно. Действовавшие согласно инструкции стражники убили своего узника.
Сегодня мы также вспоминаем русского живописца Василия Дмитриевича Поленова, скончавшегося в 1927 году.
Он родился 20 мая 1844 г. в Петербурге в семье известного историка, археолога и библиографа члена-корреспондента Императорской Академии наук. По окончании курса наук в петрозаводской гимназии записался в ученики Императорской Академии Художеств, обучаясь в которой в 1869 г. за картину «Иов и его друзья» получил малую золотую медаль, а в следующем году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.
Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 г., Поленов отправился за границу дополнять полученное в России образование. В 1876 г. художнику было присвоено звание академика. Возвратившись в том же году в Россию, Поленов вскоре отправился на театр Русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял, для рисования и писания ее эпизодов при главной квартире Наследника-Цесаревича, впоследствии Императора Александра III. По окончании войны поселился в Москве, оттуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.
Среди наиболее известных полотен художника: «Бабушкин сад» (187), «Лето» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Христос и грешница» (1887), серия этюдов, написанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее, в Москве) и некоторые другие.
Поленов также немало сделал для оживления интереса к русской национальной архитектурной старине, внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав в соавторстве с В.М.Васнецовым эскизы церквей, построенных в Абрамцеве и Бехове под Тарусой. Много времени уделял Поленов и работе над театральными декорациями.
После революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками.
Русская линия