Святейший Патриарх Кирилл: «Возвращение святынь свидетельствует о глубинных изменениях в жизни нашего народа — возрождении Православия на Святой Руси»
Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру
22 июня 2024 года, в канун праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл возглавил встречу иконы Святой и Живоначальной Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Всенощное бдение в Троицком соборе обители, сообщает Патриархия.Ru.
Перед началом Всенощного бдения Святейший Владыка в сопровождении Преосвященных архиереев и братии Лавры под колокольный звон возглавил шествие к святым вратам, перед которыми на Красногорской площади в специальном шатре была установлена привезенная раннее икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева.
Под пение величания празднику Пятидесятницы Святейший Патриарх Кирилл вошёл в шатер, где поклонился иконе, после чего священнослужители подняли ее на плечи. Шествие с иконой проследовало в Троицкий собор Лавры.
В Троицком соборе икона была установлена на свое историческое месте, справа от Царских врат.
Предстоятель Русской Православной Церкви приложился к установленной иконе и мощам преподобного Сергия Радонежского, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Сердечно поздравляю с великим событием. Это счастье для всех нас — участвовать в том, что сейчас происходит: икона Пресвятой Троицы возвращается в дом свой. Когда ее вывозили из Лавры, когда оскверняли обитель, те злые люди, наверное, и представить себе не могли, что настанет время не только возвращения святой иконы в место, где она изначально была, но и вообще возрождения веры в нашем народе. А если бы не было возрождения веры, не было бы и этого принесения иконы Святой Троицы. За все это мы должны благодарить Бога, потому что на наших глазах совершилось великое чудо посрамления безбожной идеи, которая в свое время захватила сознание большинства нашего народа. Идеи богоотступничества, которое поразило души и сознание людей и отвратило их от Бога. Но теперь возвращение святынь свидетельствует о глубинных изменениях в жизни нашего народа — возрождении Православия на Святой Руси.
В честь этого события я благословляю именовать этот день днем принесения чудотворного образа Святыя Троицы в Троице-Сергиеву лавру и совершать ежегодно полиелейные богослужения.
Действительно, это событие не должно покинуть нашу память, особенно тех, кто является его свидетелями, но должно быть запечатлено в нашей церковной истории. Для всех нас — это еще один знак Божиего присутствия в жизни нашего народа, нашей страны и каждого из нас.
Укрепляемые этими чудесами Божественными, будем хранить веру православную, воспитывать в ней своих детей и внуков, укреплять основы личной, семейной, общественной и государственной жизни, которые создавались нашими благочестивыми предшественниками, святыми угодниками Божиими, преподобными и богоносными отцами нашими и святыми женами. Будем надеяться, что и это событие, которое, несомненно, являет Божественную волю и Божественное чудо, во многих укрепит веру и, может быть, многих обратит ко Христу. Дай Бог, чтобы так и было, и чтобы эти чудеса люди умели распознавать и воспринимать как знак Божиего присутствия в нашей жизни.
С великим историческим духоносным событием всех вас поздравляю! С возвращением иконы Святыя Троицы в дом свой! Аминь".
Далее началось Всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили многочисленные архиереи Русской Православной Церкви, а также насельники обители в священном сане. В алтаре молился епископ Ремезианский Стефан, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле.
Патриаршее богослужение посетили: председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С. Пахомов; заместитель министра культуры РФ С. Обрывалин; глава Сергиево-Посадского городского округа Московской области М. Токарев; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В. Михайлов; и.о. генерального директора Художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» А. Потемкин.
Песнопения всенощного бдения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
Решение о возвращении иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева на историческое место в Свято-Троицкой Сергиевой лавре было принято Президентом России В.В. Путиным в мае 2023 года.
«Святая Троица» была написана святым иконописцем в первой половине XV века для местного ряда иконостаса Троицкого собора по просьбе преподобного Никона Радонежского — ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского. Образ стал идеалом художественного выражения христианского догмата о Единосущном и Триипостасном Боге. Еще в 1551 году на Стоглавом Соборе, созванном царем Иваном Грозным, икона была признана образцом для изображения Святой Троицы.
Пробыв в Троицком соборе полтысячелетия, в 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР святыня была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Будучи шедевром древнерусского искусства, «Святая Троица» стала одним из главных экспонатов музея. В иконостас храма поместили список, созданный реставратором Николаем Барановым. Спустя почти сто лет, 17 и 18 июля 2022 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева и в праздник 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, подлинник Рублева был принесен в Троицкий собор для временного поклонения. Это стало знаковым событием в жизни Лавры.
Летом 2023 года Свято-Троицкая Сергиева лавра и Государственная Третьяковская галерея заключили договор о передаче иконы «Святая Троица» в Лавру. С 5 января с.г. святыня временно находилась в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Ранее с 1997 года верующие имели возможность поклониться иконе единожды в год в День Святой Троицы в храме святителя Николая в Толмачах г. Москвы.
Теперь святыня будет доступна для общенародного поклонения постоянно: Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры — действующий храм, в котором ежедневно проходят богослужения: братский молебен, Божественная литургия, молебны с акафистом Божией Матери и преподобному Сергию Радонежскому.
Желающие также могут изучить икону с помощью дополненной реальности: для этого РИА «Новости» совместно с обителью создали приложение «Сергиева лавра. Путеводитель» для IOS и Android. 19 июня на территории монастыря установили десять стендов с изображением иконы и QR-кодом, ведущим на страницу приложения, которое позволяет изучить икону в деталях. Для этого нужно будет снять на камеру смартфона в приложении оригинал, любой список или репродукцию святыни. Те, у кого нет возможности сфотографировать икону, смогут воспользоваться специальным двухмерным режимом приложения, в котором уже представлено ее цифровое изображение с интерактивным описанием.
Приложение ознакомит пользователя с ветхозаветным сюжетом «Гостеприимство Авраама», раскроет символику цветов, смысл композиции и элементов иконы. Путеводитель также содержит перечень иконографических терминов, фрагменты аудиогида по монастырю и эпизоды совместного художественно-исторического подкаста РИА «Новости» и Троице-Сергиевой лавры «Дорога в Лавру». Желающие смогут услышать в приложении песнопения лаврского хора.
Экспертную поддержку в создании приложения оказали главный редактор издательств «Ладан» и «Троицкая школа» иеромонах Нектарий (Соколов) и руководитель лаврской иконописной мастерской иеромонах Никифор (Исаков).
В Сергиев Посад святыня была доставлена на специализированном транспорте, который предназначен для профессиональной перевозки произведений искусства и оборудован климатическим боксом с системой амортизации. В храме святыня установлена в специально изготовленный стационарный киот, в котором поддерживается необходимый для сохранения иконы климат. Киот оснащен системой автоматического контроля и поддержания температурно-влажностного режима, а также бронированным стеклом, покрытым защитными слоями, в том числе от воздействия ультрафиолетовых лучей.
Русская линия
Сегодня Троицкая родительская суббота
Православные христиане всего мира поминают усопших. В России также сугубо поминают жертв начавшейся 22 июня Великой Отечественной войны
Сегодня, 22 июня, в России отмечают Троицкую родительскую субботу, которая в этом году совпала со скорбной датой нападения фашисткой Германии на Советский Союз. В этот день во всех храма Русской Православной Церкви также сугубо поминали всех жертв этой страшной войны.
Поминовение усопших в Троицкую субботу ведёт своё начало со времён апостольских. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер.
По достоинству Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы. Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».
Во всех храмах сегодня совершаются заупокойные Литургии и панихиды. В храме можно заказать поминовение имен усопших священнослужителями на Литургии. Это поминовение совершается в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Идти на кладбище следует после посещения храма.
Русская линия
Россия смогла освободить митрополита Тульчинского Ионафана
По ходатайству Святейшего Патриарха Кирилла владыка, по всей видимости, был обменян российской стороной на украинских военнопленных
22 июня 2024 года, в канун Святой Троицы, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в результате проведенных переговоров был освобождён митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, сообщает Патриархия.Ru.
7 августа 2023 года Винницким городским судом митрополит Ионафан был «приговорен к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества по абсурдным обвинениям, включающим „действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти“, а также „посягательство на территориальную целостность Украины“», как говорилось в опубликованном в тот же день заявлении Святейшего Патриарха Кирилла.
Предстоятель Русской Православной Церкви отмечал, что «этому беззаконному решению предшествовали многочисленные попытки оказать давление на владыку Ионафана, который несмотря ни на что оставался верен своей Церкви и собратьям по вере Христовой».
9 августа 2023 года Святейший Патриарх направил обращение в связи с осуждением митрополита Ионафана к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций.
Пока продолжалось рассмотрение апелляции, владыка Ионафан находился под домашним арестом. 19 марта 2024 года стало известно о том, что у митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана случился инсульт, он был госпитализирован.
18 июня 2024 года Винницкий апелляционный суд оставил без изменений решение суда первой инстанции.
Митрополит Ионафан не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. Ранее владыка был также лишен украинского гражданства.
В ближайшее время иерарх, остро нуждающийся в лечении и медицинской реабилитации, прибудет в Москву.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память св. праведного Алексия Московского и вспоминаем начало Великой Отечественной войны
Святой праведный Алексий Московский, в миру Алексий Алексеевич Мечев, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора. Среди родных он выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. В гостях, в разгар игр в детских комнатах, Алексей бывало становился серьезен, быстро удалялся и прятался, замыкаясь в себе от шумного веселья. Окружающие прозвали его за это «блаженный Алешенька».
Учился Алексей Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. По окончании семинарии он 14 октября 1880 года был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке. Здесь ему суждено было пройти тяжелое испытание.
Настоятель храма был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу, а настоятеля отца Георгия вспоминал как своего учителя.
В 1884 году Алексий Мечев женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 года диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы.
Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля.
Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с большими отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В то время очень близкая отцу Алексию купеческая семья (Алексей и Клавдия Беловы) пригласила к себе домой приехавшего в Москву праведного отца Иоанна Кронштадтского, с которым находилась в контакте по делам благотворительности. Сделано же это было для встречи с ним отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?», — спросил отец Алексий, когда вошел отец Иоанн. — «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил отец Иоанн. — Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».
Благодать Божия, обильно почивающая на Кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия. Указанное ему он принял как возложенное на него послушание. К восприятию благодати старчества он был, несомненно, подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни.
Искавших в маросейском храме помощи, надломленных тяжелыми обстоятельствами, взаимной неприязнью, погрязших во грехах, забывших о Боге отец Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В душу их вселялись радость и мир Христов, проявлялась надежда на милость Божию, на возможность обновления души, проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили.
Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае.
Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года, когда отошедшие от Церкви, испытав многочисленные беды, устремились в храмы в надежде на помощь Божию. Батюшке приходилось и раньше принимать часть приходящих в своей квартире в домике причта. Теперь же можно было видеть нескончаемые очереди у дверей домика, летом приезжие оставались ночевать во дворе храма.
Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий».
Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены.
В последних числах мая по новому стилю 1923 года отец Алексий поехал, как и в прошлые годы, отдыхать в Верею, отдаленный городок Московской области, где у него был маленький домик. Перед отъездом служил в маросейском храме свою последнюю литургию, прощался с духовными детьми, уходя, простился с храмом. Скончался отец Алексий в пятницу 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной.
Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище исповедник Христов Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения. Он был восторженно встречен толпами народа. Исполнились пророческие слова батюшки: «Когда я умру — всем будет радость». Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным.
Сегодня день памяти воинов, на поле брани за наше Отечество живот своей положивших в годы самой тяжелой в нашей истории Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г., в тот год это был день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших, фашистская Германия напала на нашу Родину. В первый же день войны, когда власти растерялись и молчали о начале войны, именно митрополит Сергий (Страгородский) первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов.
Величайшим молитвенником за Русскую победу был преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий. В годы Великой Отечественной войны о. Серафим по примеру своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского молился в саду на камне о спасении России. И это служение в живом храме не прекращалось ни днем, ни ночью. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.
«Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь провидел эти вражеские планы и, чтобы не попустить их осуществление, Господь попустил войну. И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви», писал архимандрит Кирилл (Павлов).
Русская линия