Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы призываем власти Эстонии немедленно прекратить преследования и несправедливые действия в отношении Эстонской Православной Церкви»
В Иерусалимском Патриархате заявили о недопустимости использования военного конфликта на Украине как повода для преследования Церкви на Украине, в Эстонии и в других странах
Иерарх Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Севастийский Феодосий выступил с заявлением, в котором призвал обратить внимание на притеснения и гонения в отношении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Выразив надежду на то, что боевые действия в секторе Газа, на Украине и в иных странах мира «завершатся посредством диалога и поиска путей к взаимопониманию, а не посредством войны, жертвами которой становятся мирные невиновные жители», архиепископ Феодосий подчеркнул: «Мы также выступаем против использования военного конфликта в качестве повода для преследования канонической Православной Церкви на Украине, в Эстонии и в других странах».
В частности, владыка напомнил, что в отношении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которая «имеет историческое присутствие в этой стране», притеснения «совершаются самыми разными способами».
«Мы призываем правящие власти Эстонии немедленно прекратить эти преследования и несправедливые действия в отношении Эстонской Православной Церкви, которая не является участником какого-либо политического или военного конфликта, а, как и любая Православная Церковь, является посланницей мира, любви и единства», — говорит архиепископ Севастийский Феодосий.
По его убеждению, использование продолжающегося военного конфликта на Украине в целях преследования Православной Церкви в ряде стран «является бесчеловечным и нецивилизованным актом».
«Мы считаем, что преследование любой Православной Церкви в мире является преследованием всей полноты Церкви», — подчеркнул архипастырь, призвав «всех христианских, духовных лидеров и правозащитные организации обратить своё внимание на нынешние гонения против Православной Церкви в Эстонии, осуществляемые под ложными предлогами».
В заявлении говорится: «В продолжающиеся дни Святой Пасхи выражаем свою поддержку Эстонской Православной Церкви и заверяем в молитвах вас, наши возлюбленные братья, надеясь на то, что сила добра восторжествует над силой зла, а сила жизни восторжествуют над силой смерти. Поскольку Тот, чье воскресение мы сегодня празднуем, даровал нам жизнь, которая есть сама по себе Божественная благодать и Божие благословение. Поэтому мы просим и молимся, чтобы все войны мира прекратились: в Газе, Украине и во всех других местах. Как христиане мы не верим в силу войн, насилия и убийств, а верим в силу любви, милосердия и человеческого единства. Наш общий долг сейчас — это быть рядом с Православными Церквами, подвергающимися преследованиям из-за их духовного родства с Московским Патриархатом. И сегодня, когда Эстонская Православная Церковь подвергается беспрецедентным гонениям, мы все должны осудить несправедливые меры против этой сестринской Церкви и призвать к их скорейшему прекращению».
Русская линия
Митрополит Запорожский Лука: «От вашего решения будет зависеть дальнейший путь Православной Церкви — в грандиозный раскол или в очищение»
Архиерей УПЦ призвал архиереев Болгарского Патриархата крепко подумать прежде, чем признавать «ПЦУ», сторонники которой захватывают чужие храмы, избивают и калечат православных христиан
Правящий архиерей Запорожской и Мелитопольской епархии Украинской Православной Церкви митрополит Лука опубликовал в своём Телеграм-канале Лекарь. zp-m.Luke открытое обращение к собратьям-архиереям Болгарской Православной Церкви, в котором призвал болгарское священноначалие не идти на поводу у Фанара и не признавать украинских раскольников.
Ниже мы публикуем текст обращения целиком:
«Дорогие моему сердцу братья во Христе и сомолитвенники у Престола Божия!
Христос Воскресе!
Сегодня наша Вселенская Церковь переживает не самые простые времена. Грубо нарушаются каноны, происходит нарочито наглая легализация раскола, увеличиваются масштабы разрушения всеправославного единства.
На фоне этого чрезвычайную важность обретает позиция каждой Поместной Церкви и каждого епископа. Ведь речь идёт не о каком-то конфликте за административные границы или привилегии, а о сохранении истинной веры, чистоты Православия, которое в нынешних условиях пытаются подменить симулякром, основанном на первенстве власти одного религиозного центра.
К сожалению, данный процесс отразился и на Украине. В связи с этим мы всегда были благодарны Болгарской Церкви за её неизменную поддержку канонического Православия в нашей стране, которую и мне лично высказывал ныне почивший о Бозе Патриарх Неофит.
То, что произошло в Стамбуле, выбивается из стройного и системного ряда шагов БПЦ по отстаиванию истинной веры. Из церковных СМИ видим, что понимают это и в Болгарии, где соответствующая инициатива вызвала в церковной среде много критики и недоумения.
Отмечу сразу — я не хотел бы никого судить или обвинять. Ибо, в первую очередь, это внутреннее дело участников этого действа и Самой Болгарской Церкви, а все соответствующие вопросы изначально должны решаться внутри самой БПЦ.
Однако я считаю возможным призвать Вас, моих собратьев-архиереев, крайне тщательно подумать перед тем, как принимать судьбоносные, в том числе и для нас, решения.
В частности, это касается признания определенной религиозной структуры.
Структуры, сторонники которой захватывают чужие храмы, избивают и калечат православных христиан.
Структуры, где отсутствует апостольская преемственность, а хиротонии её высшего руководства с точки зрения канонов ничтожны.
Структуры, лидеры которой выражают готовность идти по пути новой унии и интеграции в антиправославный мир.
Структуры, создатель которой в 1996 году поддержал болгарских раскольников во главе с митрополитом Пименом путём сослужения с ними.
Дорогие собратья-архиереи!
Как известно, «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:17−18).
Именно поэтому прошу Вас, в дни, когда вся полнота празднует день рождение нашей Матери-Церкви — Святую Пятидесятницу, поступить правильно — согласно вероучительным истинам Православия, канонам и совести.
Ведь от вашего решения будет зависеть многое. В первую очередь, дальнейший путь нашей Церкви — в грандиозный раскол, который будет намного страшнее раскола 1054 года, или в очищение и оздоровление благодаря воссозданию нарушенного единства.
Давайте не будем преступать того, чего преступать нельзя. Поскольку, как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Церковь — не стены церковные, но законы церковные».
Воистину воскресе Христос!
Искренне Ваш — в любви нас ради Распятого и Воскресшего Господа — брат и сослужитель!«
Русская линия
В Доме Русского зарубежья в Москве пройдёт презентация книги «Великий Сибирский Ледяной поход»
Вышла в свет тринадцатая книга серии «Белые воины». Представит издание её составитель и научный редактор — д.и.н. Василий Цветков
Сборник «Великий Сибирский Ледяной поход» — тринадцатая книга серии «Белые воины» — это наиболее полная на данный момент в отечественной и зарубежной историографии подборка уникальных документальных материалов, которые или не публиковались ранее, или публиковались преимущественно в малотиражных изданиях Русского Зарубежья.
Документы отражают все периоды Великого Сибирского Ледяного похода Восточного фронта адмирала А.В. Колчака: от боевых действий накануне падения столицы Белой России Омска в октябре — ноябре 1919 г. до перехода оставшихся боеспособных подразделений через озеро Байкал в Забайкалье в феврале 1920-го.
В сборнике читатель найдёт уникальные свидетельства об эвакуации армии и населения по Транссибирской железной дороге, о тяжелейшем походе частей каппелевцев по сибирской тайге, о последних месяцах жизни Александра Васильевича Колчака, об отношениях с союзниками, а также о действиях Красной армии и красных партизан в Сибири.
Издание адресовано широкому кругу читателей, как профессиональных историков, так и всех интересующихся историей России периода Гражданской войны.
Презентация новой книги серии «Белые воины» состоится завтра, 5 июня 2024 года, в Доме Русского зарубежья имени А. И. Солженицына в 19.00 (адрес Нижняя Радищевская ул., 2). Представит издание её составитель и научный редактор — д.и.н. Василий Цветков.
Приглашаются все желающие.
Русская линия
Украинские раскольники отказались от Петровского поста
Из-за перехода «ПЦУ» на новый стиль поста в честь первоверховных апостолов Петра и Павла у них в этом году не будет
В «ПЦУ» предложили своим сторонникам, желающим придерживаться Петровского поста, перенести его на даты после дня памяти святых апостолов Петра и Павла. В организации раскольников связывают это с тем, что в связи с переходом на новый стиль, в их календаре не остаётся места для Петрова поста, сообщает портал Raskolam.net.
«В этом году сложилась исключительная ситуация с Петровым постом: он выпадает из-за смещения дат в связи с переходом на новоюлианский календарь. Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла будем отмечать 29 июня. Но для тех, кто желает поститься, можно взять периодом поста дни после праздника, с 1 по 5 июля», — сообщают в «ПЦУ».
Ранее пропагандисты украинских раскольников также начали «прогревать» тему единой даты Пасхи с католиками. Известная пропагандистка и лоббистка «ПЦУ» Лана Самохвалова написала для издания «Укринформ» целую «аналитическую статью», основной лейтмотив которой — неплохо было бы, чтобы и «ПЦУ» перешла на единую пасхалию с римо-католиками, чтобы, в конце концов, закончить календарную трансформацию.
Таким образом, украинские раскольники полностью следуют в фарватере Константинопольского Патриархата, который, по некоторым данным, готовится заключить новую унию с Католической церковью.
Русская линия
В Грузии намерены запретить пропаганду содомии, смену пола и «однополые браки»
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что грузинские власти примут законы, защищающие детей и традиционную семью
Власти Грузии, которые вопреки позиции ЕС и США приняли-таки закон об иностранных агентах и готовятся навести порядок среди работающих на Запад НКО, не намерены на этом останавливаться и планируют сделать всё возможное, чтобы защитить страну от пропаганды содомии и половой распущенности. Об этом заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, сообщает портал Sputnik-Грузия.
Правящая партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» представила пакет поправок в различные законы, которые коснутся как запрета «однополых браков» и смены пола, так и пропаганды половых извращений и гейпарадов. До окончания весенней сессии большинство планирует принять поправки в первом чтении, а уже осенью — во втором и третьем.
«Когда речь идёт о пропаганде, пропаганда недопустима, и внесённый законопроект, который был инициирован, касается непосредственно пропаганды. Пропаганда содержит определённые опасности, поэтому законодательное регулирование вопросов, связанных с пропагандой, является принципиальным», — заявил Кобахидзе.
По словам премьера, в Грузии права человека защищаются и будут защищаться, несмотря на образ жизни. «В Грузии права человека защищаются и строго будут защищаться и в будущем. Это касается каждого человека, вне зависимости от образа жизни, но что касается пропаганды, то она недопустима», — заявил Кобахидзе.
Согласно инициированным поправкам в Конституцию, в 30-ю статью главного закона страны добавляется третий пункт: «Семейные ценности и защита несовершеннолетних обеспечены конституционным законом Грузии, который является неотъемлемой частью Конституции Грузии». Сам закон будет называться «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних».
Всенародное обсуждение поправок в Конституцию, которое проходило как в Тбилиси, так и в регионах Грузии, стартовало 22 апреля 2024 года и длилось в течение месяца.
В Грузии действует запрет дискриминации по любому признаку. Также принят специальный закон «Об искоренении любых форм дискриминации», который запрещает как прямые, так и косвенные формы дискриминации, притеснение либо ущемление в правах по какому-либо признаку.
Кроме того, преступления на почве ненависти в Грузии относятся к отягчающим обстоятельствам.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Императрицу Марию Александровну, историка Н.М.Карамзина и генерала С.А.Хрулева
Сегодня день памяти Государыни Марии Александровны, супруги Императора Александра II Николаевича и Августейшей матери Императора Александра III Александровича, отошедшей ко Господу 22 мая 1880 года.
Будущая Российская Императрица родилась 27 июля 1824 г. в семье великого герцога Гессенского Людовика II, и звалась в девичестве Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией. Великий Князь Александр Николаевич — будущий Император Александр II, путешествуя по Западной Европе в 1838−39 гг., по влечению своего сердца избрал принцессу Марию спутницей своей жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, приняв в сентябре того же года Православие и новое имя — Мария Александровна, а 16 апреля 1841 г. состоялось венчание Наследника Русского Престола и Принцессы Марии.
Посвятив всю свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании, Императрица Мария Александровна стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Именно она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. Ее гимназии получили названия Мариинских.
Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества восстановления христианства на Кавказе, распространения духовно-нравственных книг, Российское миссионерское общество, она курировала деятельность Общества заботы о слепых и другие благотворительные учреждения.
Сама же Государыня была очень слаба здоровьем — не многие знали, что Мария Александровна была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. В память о добродетельной Государыне был основан г. Мариинск (ныне Кемеровская область), ее именем наречен один из крупнейших театров мира — Санкт- Петербургский Мариинский театр.
Сегодня также день памяти известного русского историка, одного из видных идеологов русского консерватизма Николая Михайловича Карамзина, скончавшегося 22 мая 1826 года.
Он родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (Карамзины происходили из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин также посещал лекции в Московском университете, некоторое время служил в Преображенском полку. По смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и в этот период сблизился с масонами, под влиянием которых сформировались его взгляды и литературные вкусы, в частности, интерес к литературе французского Просвещения. Однако к 1788 г. Карамзин охладел к «вольным каменщикам», разорвав с ними отношения. Будучи свидетелем революционных событий во Франции, Карамзин начал критичнее относится к «передовым» идеям Запада. «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!», — писал в это время Карамзин.
С 1791 г. Карамзин начинает издавать «Московский журнал», альбом «Аглая» (1794−95), альманах «Аониды» (1796−99), «Пантеон иностранной словесности» (1798), журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1799), публикует «Письма русского путешественника» (1791−92), принесшие ему всероссийскую известность, сближается с консервативно настроенным поэтом Г. Р.Державиным. Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе — сентиментализм («Бедная Лиза»), осуществляет масштабную реформу русского языка. В 1791 г. Карамзин писал: «В нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». А его повесть «Наталья, боярская дочь» (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.?»
Восшествие на престол Императора Александра I положило начало новому периоду в идейной эволюции Карамзина. В 1802 г. он выпустил в свет «Историческое похвальное слово Екатерине Второй», представлявшее собой наказ новому Государю, в котором он сформулировал монархическую программу, ясно высказавшись в пользу Самодержавия. В этот период Карамзин стал издавать журнал «Вестник Европы», со страниц которого он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя, отстаивавшего государственническую позицию. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках. Хорошо и должно учиться: но горе. народу, который будет всегдашним учеником», — писал Карамзин о заимствованиях с Запада.
Вскоре Карамзин проявляет себя еще и как великолепный историк — с 1803 по 1811 гг. он создает 5 томов «Истории государства российского» (последний, 12-й том, вышел посмертно), попутно открыв и впервые использовав ценнейшие исторические источники. К 1810 г. под влиянием занятий русской историей Карамзин становится последовательным консерватором-патриотом. Через своего родственника Ф.В.Ростопчина он знакомится с лидером тогдашней «русской партии» при Дворе — Великой Княгиней Екатериной Павловной, а затем и с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I, трактат «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» — наиболее глубокий и содержательный документ зародившейся русской консервативной мысли, содержащий цельную и оригинальную концепцию Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанного с Православной Церковью. Самодержавие есть «палладиум России», главная причина ее могущества и процветания — таковым был вывод «Записки».
В последние годы своей жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с такими видными консервативными деятелями как В.А.Жуковским, граф С.С.Уваров и др. В 1818 г. за составленную им «Историю» Карамзин был принят в члены Российской Императорской академии. Значение его труда точно выразил П.А.Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».
Сегодня мы также вспоминаем известного русского боевого генерала, героя Крымской войны генерал-лейтенанта Степана Александровича Хрулева, скончавшегося в 1870 году.
Он родился в 1807 году в Тульской губернии. Получив воспитание в тульском Александровском университете, Хрулев определился в конную артиллерию. Боевое поприще Хрулев начал в польской войне 1831 г., во время подавления революции в Венгрии (1849) он командовал передовым отрядом авангарда главной армии. В 1853 г. Хрулев принял участие в экспедиции генерала В.А.Перовского в Среднюю Азию против кокандцев, отличившись при осаде крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда).
С началом Восточной (Крымской) войны Хрулев был послан к войскам князя Горчакова в Дунайские княжества и особенно отличился 20 февраля 1854 г. при отражении турецкого десанта из крепости Силистрии на левом берегу Дуная, в деле под Журжей, на острове Родомане, был ранен. В начале 1855 г. генерал был переведен в состав севастопольского гарнизона и здесь выказал блестящую отвагу и распорядительность, командуя дивизией. Генерал лично ходил в атаки против осаждавших крепость англо-французских войск, был ранен во время обороны Малахова кургана. Выдающиеся подвиги Хрулева при обороне Севастополя принесли ему большую популярность в войсках и у населения Севастополя, а также орден св. Георгия 3-й степени В 1856 г. генерал был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным кавказским корпусом; позже командовал 2-м армейским корпусом. С 1862 г. Хрулев находился в отставке.
Когда генерал Хрулев умирал — было это в Петербурге в 1870 году, — то завещал похоронить его в Севастополе, на солдатском кладбище, а на памятнике написать: «Подвиньтесь, братцы, лягу вместе с вами..». В момент погребения все корабли Черноморского флота отдавали герою последние почести залпами из орудий.
В этот день в 1910 г. в Царском Селе состоялся смотр потешным войскам, в котором принял участие «1-й народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». Смотр принимал сам Августейший покровитель класса.
Движение потешных предполагалось как целая система военно-патриотического воспитания детей и юношества. Отцом-основателем движения был педагог, инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А.Луцкевич (1848−1912), но сама идея движения принадлежала Государю Николаю II. 8 января 1908 г. Государь высказал пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе. В 1909 г., объявляя благодарность Луцкевичу, Император начертал: «Искренно благодарю Луцкевича за отличный почин и что понял и привел в исполнение мою мысль». Организатор потешных был человеком монархических убеждений, в 1906 г., состоя на службе в Одессе, имел тесные связи с монархическими организациями (Союзом Русских Людей и Союзом Русского Народа), из-за чего претерпел гонения — был переведен с явным понижением без видимых причин в уездный Бахмут. Однако здесь Луцкевич организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, в состав которого принимались в основном дети из беднейших семей. После смотра в Царском Селе, когда Луцкевич вернулся в Бахмут, обласканный Царем и возведенный в чин действительного статского советника (непосредственный его начальник — директор училищ уезда был ниже чином), против него была развязана травля. Несмотря на поддержку монархистов Одессы и Петербурга травля Луцкевича продолжалась — в 1911 г. он оказался под следствием «за упущения в работе». Измученный преследованиями организатор потешных скончался в 1912 г.
Поскольку чиновники Министерства народного образования торпедировали царскую идею, было решено передать дело организации потешных классов в Военное министерство. Идею активно поддержали монархические союзы, вопрос об организации потешных активно обсуждался на 5-м Всероссийском монархическом съезде в Петербурге в мае 1912 г. Пропагандистом этого дела стал генерал-майор К.И.Дружинин (погиб на фронте в 1914 г.), который в одном из своих выступлений призывал: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды — Государя Наследника Цесаревича Алексия — воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе». Первая Мировая война и революция помешали осуществить эти планы.
Русская линия