Слово в неделю 36-ю по Пятидесятнице
Вера жены-хананеянки
.. Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час. (Мф. 15; 21−28)
Ныне читано было, братья мои, из Евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанской женщиной Иисуса Христа за бесноватую свою дочь (Мф. 15, 21−28). Поучительна для нас, братья и сёстры, эта хананеянка — мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительской силы, побудила её искать спасения несчастной у божественного, всемогущего Чудотворца, и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимого, хотя и были нелёгкие искушения её вере и дерзновению! Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась, не отчаялась, не сказала: «Нет, не стану более просить и беспокоить — видно, я недостойна», но всё питала твёрдую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на её просьбу — для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвой более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных ослабевают или и совсем погасают.
Действительно хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но ещё сильнее стала просить и кричать, идя вслед за Господом и учениками, так что они стали за неё ходатайствовать, чтобы отпустил её. Господь, как бы не желая слушать ни её, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, т. е. к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о пришествии Его в мир и спасении через Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне».
Приметьте, сколь велики её вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царём духов, уповает на Его бесконечную благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и, как раба Господу или — лучше — как дщерь Отцу, смело говорит: «Господи! Помоги мне». Когда же Господь сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам», разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина, она нимало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю — он похвалил её за великую веру и сказал: «О женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь её в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать!
Такую же веру Господь нашёл в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцелённый Господом по просьбе и великой вере сотника, и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашёл (Мф. 8, 10).
После этого я скажу всем вам, братья и сёстры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такой смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего, — и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, – говорит Господь, — и дастся вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Хананеянка изображает душу нашу, бесноватая дочь её — многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь её, в такой беде находимся и мы с вами. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антифон 4-го гласа).
От чего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучают, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твёрдого желания избавиться от них.
О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такой же верой, надеждой и любовью, как та о своей дочери, чтобы ради её молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братья, не хананеянке чета есть у нас -Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом об избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верой и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвой о помощи. Её ходатайство всесильно, верно, благонадёжно, ибо Она — Мать Самого Господа и Творца твари и Сын Её и Бог, как должник Матери, исполнит всякое Её прошение за нас. К Ней, в Её державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, своё упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка, ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: Просите, и дастся вам; и ещё: Всё, о чём попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).
Так, братья и сёстры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мёртвых воскрешает; врагов претворяет в друзей, грешников — в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса соделывает. Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских — словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память Царей Алексея Михайловича, Иоанна V Алексеевича и великого русского поэта А.С.Пушкина
В этот день, 29 января 1676 года, отошел ко Господу второй Царь династии Романовых Алексей Михайлович, родившийся 19 марта 1629 г.
12 июля 1645 г., когда ему было всего 16 лет, умер его отец — Царь Михаил Федорович, и он вступил на престол. Через месяц после смерти отца умерла мать, урожд. княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Коронован 28 сентября 1646 г. Был женат дважды: на княжне Марии Ильиничне Милославской и на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Дети от первого брака: Дмитрий, Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, Мария, Федор (царствовал в 1676—1682), Феодосия, Симеон, Иван (царствовал в 1682—1696), Евдокия; от второго брака — Петр (царствовал в 1682—1725), Наталья, Феодора.
Его царствование памятно многими значительными событиями. Была произведена кодификация законодательства (знаменитое Соборное уложение 1649 г.). В 1654 г. произошло воссоединение с государством Российским Украины, после чего Россия вынуждена была вести длительную войну с Польшей, завершившуюся возвращением Киева, Смоленска, Витебска, Минска, Гродно, Вильно и других русских городов. В 1656−58 гг. Россия воевала со Швецией. По инициативе Государя и Патриарха Никона была проведено исправление церковных книг, спровоцировавшее церковный раскол. Противоречия между Царем и Патриархом привели к жесткому противостоянию двух ветвей власти и низложению Патриарха Никона.
Алексей Михайлович получил прозвище Тишайшего, хотя за все время его царствования не было ни одного года спокойного от смут и войн. Помимо войн государство терзали Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670−71 гг., восстания в Новгороде и Пскове.
Сегодня мы также вспоминаем другого русского Государя — Иоанна V Алексеевича, скончавшегося в 1696 года. Он родился 27 августа 1666 года. В мае 1682 г. в результате стрелецкого бунта был провозглашен Царем вместе со сводным братом Петром Алексеевичем при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 25 июня 1682 г. — единственный случай в нашей истории, когда на царство были венчаны два Царя Иоанн V и Петр I Алексеевичи. До смерти Иоанн считался равноправным Царем и даже первым по чести, а все документы подписывались обоими Царями вместе, хотя Иоанн в делах управления не участвовал, но пребывал «в непрестанной молитве и твердом посте».
Был женат на Прасковьи Федоровне Салтыковой, от брака с которой имел дочерей Анну (Императрица в 1730—1740), Екатерину, внук которой вступил на Российский Престол в 1740 г. под именем Иоанна VI Антоновича, и Прасковью, не оставившую потомства.
29 января 1837 г. Россия потеряла великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, он умер от раны, полученной на дуэли с Дантесом. «Пушкин наше все!» — сказал Аполлон Григорьев, а Федор Тютчев пророчески написал: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет».
Известно, что Господь даровал Пушкину христианскую кончину — перед смертью он причастился Святых Христовых тайн. Поэт очень переживал, что нарушил царский запрет на дуэли, и просил прощения у Императора Николая I. «Жду царского слова, чтобы умереть спокойно», — говорил он друзьям. Государь в записке, переданной В.А.Жуковским Пушкину, написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Пушкин сказал Жуковскому: «Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в сыне, что я желаю ему счастия в его России». Царь, как и обещал, взял на себя заботу о семействе Пушкина. Распоряжение Государя гласило: «1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т.».
В этот день вспоминаем и генерала кавалерии Каледина Алексея Максимовича (12 октября 1861 — 11 февраля 1918), он родился в станице Усть-Хоперской, хуторе Каледин; генерал от кавалерии, донской атаман. Военное образование получил в Воронежском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, из которого после производства в чин хорунжего вышел на службу в 3абайкальскую казачью батарею.
В 1889 году закончил курс Военной академии, служил в штабе Варшавского военного округа и в должности старшего адъютанта Донского войскового штаба; три года провел в Управлении резервной пехотной бригады, после чего в 1903 году назначен на пост начальника Новочеркасского юнкерского училища. С 1910 года командовал бригадой 11-й кавалерийской дивизии, на фронте Первой мировой войны выступил во главе 12-й кавалерийской дивизии.
Назначен командующим 8-й армией в 1916 году и произведен в чин генерала от кавалерии. 23 мая 1916 года его армия прорвала фронт под Луцком и оттеснила австрийцев далеко вглубь Галиции. За руководство боевыми операциями получил высокие награды — ордена св. Георгия 4 и 3-й степеней.
Когда началась революция 1917 года генерал, по мнению своего начальника Брусилова, «потерял сердце и не понял духа времени». Революция противоречила его политическим взглядам, нарушила все его жизненные планы. Он откомандировался в Военный Совет и вскоре уехал на юг. По настоянию казаков Каледин согласился принять пост Донского атамана.
Правительство Керенского объявило донского атамана изменником революционной родины. 29 января (11 февраля по новому стилю) атаман Каледин сложил свои полномочия и в тот же день трагически погиб.
Несмотря на то, что ходили слухи о том, что генерал якобы застрелился, его похоронили со всеми воинскими почестями в Новочеркасске. Гроб с телом атамана после его кончины стоял в войсковом соборе, а отпевание совершил местный епископ Гермоген. Все последующие годы в день кончины генерала в храмах Русской Церкви служились панихиды. Таким образом, Церковь признала гибель атамана жертвой во имя Отечества.
В русской Императорской армии графа Келлера называли «золотой шашкой империи», а атамана Каледина — «серебряной». Это лучшие кавалеристы, чьи души были полны благородства и отваги.
Русская линия