Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 77 лет
С днём рождения Предстоятеля Русской Православной Церкви поздравили Владимир Путин и члены Священного Синода
20 ноября 2023 года Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 77 лет.
Благодарственный молебен по случаю дня рождения Его Святейшества в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина совершил руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, сообщает Патриархия.Ru.
По завершении молебна Святейший Патриарх Кирилл, присутствовавший на богослужении, произнес Первосвятительское слово:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка Фома! Дорогие братья и сестры!
Сердечно благодарю всех вас за молитву обо мне. Знаю, что эта молитва каждодневная, вся Церковь молится, и, наверное, без этой молитвы было бы невозможно осуществлять Патриаршее служение. Но когда за меня молятся в этот день, личный день, с которым связано само явление человека в жизнь, то, думаю, эта молитва слышится Господом, и помощь изливается на того, о ком молятся. И через присутствующих здесь благодарю сейчас всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня по всему лицу земли нашей, во всей Полноте Церкви нашей возносили и возносят молитвы о Патриархе.
Патриаршее служение очень непростое, об этом многое сказано, и я об этом говорил, еще не будучи Патриархом, когда обращался к моему блаженно почившему предшественнику со словами приветствия. Но в полной мере осознать масштаб этого служения и связанных с ним трудностей можно лишь тогда, когда сам проходишь через эти трудности и эти скорби.
Есть, конечно, и много радостного. Прежде всего то, что наша Церковь, выйдя из полосы гонений, отчуждения от общества и государства, уже не один десяток лет живет в достаточно благоприятных условиях, и эти условия не остаются неиспользованными. Хотел бы принести благодарность всему нашему епископату, духовенству, верующему народу, особенно приходским активистам, нашим церковным преподавателям, служителям, проходящим многообразные служения в Церкви, за то, что все мы сегодня не теряем возможностей, которые Господь нам дал. И я радуюсь, видя умножение храмов и монастырей, радуюсь достижениям в сфере образования детей и молодежи, в области взаимоотношений Церкви и государства.
Ведь если эти отношения складываются неблагоприятно, все силы Церкви уходят на борьбу, на преодоление скорбей, и не всегда остается время для того, чтобы делать необходимое для спасения паствы. А вот сегодня условия благоприятные, и я выражаю свою благодарность Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину, Правительству, да и всем представителям власти и на общегосударственном уровне, и в областях и районах, потому что имею достаточно полную информацию о том, как в добром и многополезном взаимодействии светской власти и Церкви осуществляется сегодня много важных и добрых дел.
Меня не покидает мысль, что создается некий задел на будущее, ведь никто не знает, как будет складываться жизнь, от нас это сокрыто. Но сейчас Господь дал нам такую практически беспрецедентную возможность. Потому что даже в царские времена, когда Церковь занимала привилегированное положение в обществе и царь считался чуть ли не главой Церкви, не было всего того, что есть сейчас. Как говорил святитель Филарет (Дроздов), он часто испытывал на себе боль от шпор господина обер-прокурора, впивавшихся в его тело, — вот такой образ нарисовал святитель в назидание всем последующим поколениям. Казалось бы, царь — покровитель Церкви, а был чиновник, обер-прокурор, которому поручалось рулить церковными делами. И всякие бывали обер-прокуроры. Когда Александр I пригласил к себе князя Голицына и сказал: «хочу, чтобы ты стал обер-прокурором», тот улыбнулся и сказал: «Государь, во-первых, я масон; во-вторых, я безбожник — ну как же я буду заниматься Церковью?» — «Ничего, иди, справишься». Можете себе представить? Православная империя — а главным чиновником, от которого зависели назначения архиереев, создание и закрытие монастырей и церковных школ, стал человек, который открыто признавал себя неправославным. Если так пройтись по всей нашей истории, то много всего в ней было. Но, конечно, самые тяжкие испытания обрушились на Церковь после переворота в нашей стране и установления власти, которая провозгласила себя безбожной и на своих знаменах начертала борьбу с Богом и Церковью. Но ведь по милости Божией мы прошли и через это!
Сегодня время благоприятное, и все мы — духовенство, верующий народ — должны использовать это благоприятное время для укрепления церковной жизни. Особенная ответственность — на епископате. Ни в коем случае нельзя это время упустить! Каждый должен спрашивать себя в конце прожитого дня: все ли я сделал, так ли сделал, есть ли с чем пред Господом предстать, или день прошел без всяких добрых дел, без того, что укрепляет дело Божие.
Велика ответственность на епископате, на духовенстве и, конечно, на всем нашем верующем народе. И в этот день, когда я с благодарностью принимаю поздравления в свой адрес, я хотел бы выразить огромную благодарность епископату нашему, духовенству, всему верующему народу и, конечно, монашествующим, которые всегда были на переднем крае нашей борьбы за дело Божие.
Пусть Господь укрепляет веру в сердцах людей. Да хранит Господь Отечество наше от врагов внешних и внутренних, потому что и там, и там есть враги, и нечего это скрывать, так уж устроен род человеческий. Конечно, в этот день я также помолюсь о Президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, православном человеке, с которым осуществляется чрезвычайно полезный диалог, направленный на то, чтобы духовная жизнь оставалась не где-то на периферии общественной жизни, но чтобы к ней обращалось внимание и тех светских людей, от которых в определенной мере зависят условия существования Церкви и осуществление ею служения.
Приношу благодарность всем — и дальним, и близким, и всем, кто в сане, в монашестве и мирянам. И прошу не оставлять меня в ваших святых молитвах. Патриарх совершает свое служение и может реально его осуществлять только вместе с Церковью. И в значительной мере это соработничество и это взаимодействие выражается в той искренней молитве, которую верующий народ, епископат и духовенство возносят за своего Патриарха.
Да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь Церковь нашу, власти, воинство и наш благочестивый народ. Многая всем и благая лета!"
В связи с отмечаемой датой президент России Владимир Путин в телефонном разговоре поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем рождения. Глава государства пожелал Его Святейшеству доброго здравия, долголетия и успехов в Первосвятительском служении.
Члены Священного Синода Русской Православной Церкви также направили Предстоятелю поздравительный адрес.
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Великий Господин и Милостивый Отец!
Примите искренние сыновние поздравления в связи с семьдесят седьмой годовщиной со дня Вашего рождения.
Вся Ваша жизнь от юности и доныне — яркий образец нелицемерной преданности Господу и Спасителю мира Иисусу Христу, твердости веры, действующей любовью (Гал. 5:6), и готовности трудиться, не щадя живота своего, личным подвигом служения являя справедливость слов, неоднократно звучавших из Ваших Первосвятительских уст: «Подавший труды, подаст и силы».
Вдохновляясь примером своего блаженнопочившего деда — священника Василия, в эпоху атеистических гонений явившего стойкость в испытаниях вкупе с твердостью духа, и благочестивым житием Ваших покойных родителей — протоиерея Михаила и Раисы, Вы стремитесь во всяком слове и деле являть себя усердным работником в Винограднике Господнем, дабы многовековая лоза Церкви Христовой приносила обильный плод Господеви во время благопотребное (Пс. 1:3). В этом делании Вы укрепляетесь молитвами святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона и прочих прославленных в веках угодников Христовых, продолжателем апостольского служения которых судил Вам быть Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10).
Минувший год Вашей жизни попущением Божием и злокозненным коварством врага рода человеческого был омрачен многими драматическими событиями. Однако вопреки всем противоборствующим ветрам, воздвизаемым в сии непростые времена, когда сбываются слова Евангелия: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения» (Мк. 13:8), Господь хранит Вас Своею благодатью и споспешествует Вам в управлении кораблем церковным. В этих трагических обстоятельствах Вы, облекшись во всеоружие Божие, стоите против козней диавольских, (Еф. 6:11), имея попечение об иерархах, клириках и множестве пасомых, подражаете Первоверховному апостолу Павлу, свидетельствовавшему о себе: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:28−29).
Мы, Ваши скромные соработники, глубоко убеждены, что все архипастыри, клирики, монашествующие и миряне, принося Богу прошения о здравии и благоденствии Вашего Святейшества, и благодаряще Господа о милости, явленной через утверждение Вас на престоле Первосвятителей Московских, осознают, что нет ни одной сферы церковной жизни, на которую не простирались бы внимание и забота мудрого и добросердечного Предстоятеля. Назидая других в том, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Вы сами служите для всех нас образцом «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. 3:10).
В сей достопамятный день, вознося усердные молитвы о здравии и спасении Вашего Святейшества, смиренно просим принять наши искренние уверения в сыновней любви и всесовершенном почтении, побуждающих нас и впредь с готовностью неустанно трудиться под Вашим Первосвятительским руководством на пользу Православия, дабы все чада церковные «единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6).
Исполла эти деспота!
Многая и благая лета Вам, Ваше Святейшество!"
Русская линия
Митрополит Ташкентский Викентий: «Какая там будет юрисдикция — не главное. Главное — помочь людям»
Глава Среднеазиатского митрополичьего округа отметил, что некоторые епархии УПЦ на Донбассе просили о своём переводе под омофор Святейшего Патриарха Кирилла, однако сейчас важнее оказать действенную помощь людям
Архиереи из новых регионов России обращались в Московский Патриархат с просьбой о переводе их епархий в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, однако на настоящий момент для Русской Православной Церкви это не главный вопрос. Об этом заявил постоянный член Священного Синода, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), сообщает ТАСС.
«Некоторые обращения были, много было, от священников, от мирян, от архиереев. По мере необходимости, мы будем принимать решение», — сказал владыка Викентий, отвечая на вопрос, поступали ли в Русскую Православную Церковь обращения от епархий в новых регионах о переводе их в прямое подчинение Патриарху Кириллу.
Митрополит Викентий отметил, что сейчас для Русской Церкви гораздо важнее оказать всю необходимую поддержку приходам в новых регионах России. «Социальные вопросы многие мы решаем, в этом направлении в первую очередь мы стараемся помочь, потому что, какая там будет юрисдикция — не главное. Главное — помочь людям», — подчеркнул он.
По его словам, Крым тоже не сразу был взят под омофор Патриарха. «Мы не считали это нужным, потому что Украинская Православная Церковь и Русская Православная Церковь — одно целое. Крымчане написали письмо Патриарху, потому что они не могли поехать в Киев решать свои вопросы», — отметил владыка.
В июне 2022 года Крымские епархии УПЦ (Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская) после их обращений были приняты в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Синоду и объединены в созданную Крымскую митрополию. После этого такое же решение было принято Синодом в отношении Бердянской епархии УПЦ на территории Запорожской области и Ровеньковской епархии на территории ЛНР. Однако несколько других епархий в новых регионах России, в том числе Луганская и Донецкая, до сих пор имеют прежний статус, сохраняя номинальную связь с церковным Киевом.
Русская линия
В память о трагических событиях великого русского разделения — на «своих» и «чужих»
В Севастополе Крестным ходом отметили очередную годовщину Русского Исхода, когда Русская армия генерала Петра Врангеля, спасаясь от большевиков, покинула Крым
Осенью 1920 года на кораблях Черноморского флота Россию покинули около 150 тысяч наших соотечественников — офицеров, солдат, матросов, казаков и гражданских беженцев. Эпицентром Крымской эвакуации стал Севастополь. Здесь располагался штаб Главнокомандующего Русской армией генерала Петра Врангеля и штаб командующего Черноморским флотом, сообщает пресс-служба Севастопольского благочиния Крымской епархии.
Эти трагические события сыграли важную роль в истории России и возникновении феномена Русского Зарубежья. Чины Русской армии и флота, ушедшие из Крыма, составили основу организованной русской военной эмиграции.
По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Тихона ежегодно, в день трагических событий Русского Исхода, Севастопольское благочиние, совместно с общественными организациями и казачеством города Севастополя, проводит Крестный ход и богослужение на Графской пристани.
19 ноября, в воскресенье, Крестный ход духовенства, казачества и жителей города вновь прошёл по улицам Севастополя, чтобы напомнить городу о трагических событиях не простого Русского Исхода, а великого русского разделения — на «своих» и «чужих». Возглавил Крестный ход благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта.
Православное шествие состоялось, несмотря на проливной дождь.
Русская линия
Патриарх Иерусалимский Феофил: Двери Иерусалимской Патриархии всегда открыты для духовенства Русской духовной миссии
Глава Иерусалимского Патриархата приветствовал на Святой Земле нового начальника Русской духовной миссии архимандрита Вассиана (Змеева)
16 ноября 2023 года новоназначенный начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) прибыл в Иерусалим. На следующий день он совершил в храме святой царицы мученицы Александры молебен о призывании помощи Святого Духа на начало доброго дела, после чего побеседовал с духовенством и сестрами миссии и ознакомился с текущими делами, сообщает пресс-служба Русской духовной миссии.
20 ноября архимандрит Вассиан (Змеев) в сопровождении секретаря миссии игумена Никона (Головко) посетил Иерусалимскую Патриархию, где был принят Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом.
Во встрече приняли участие Генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, казначей Иерусалимской Патриархии митрополит Капитолиадский Исихий, благочинный Иерусалимской Патриархии архимандрит Варфоломей, патриарший архидиакон Марк и другие члены Святогробского братства.
Приветствуя Патриарха Феофила, архимандрит Вассиан сказал:
«Ваше Блаженство! Для меня большая честь выразить своё почтение и уважение Вам, Патриарху Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Предстоятелю самой древней Православной Церкви! Великая милость — посетить град Иерусалим и поклониться его святыням. Особая милость — служить в Иерусалиме, где Бог совершил наше спасение.
Вы — Предстоятель Иерусалимской Церкви, которая является Матерью для всех православных Церквей, и преемник святых апостолов, которые основали первую христианскую общину в Иерусалиме. Из этого святого города христианская проповедь о мире и любви распространилась по всему миру.
Мир и согласие — это важное условие для спокойной и благополучной жизни. Но, к сожалению, в настоящее время мы переживаем трагические события, которые уносят жизни тысяч мирных жителей, разрушаются храмы и монастыри. Военный конфликт на Святой Земле — это боль и тревога для всех христиан. Русская Православная Церковь и Святейший Патриарх Кирилл выражают серьёзную озабоченность и молятся о мире на Святой Земле. Нам понятны Ваши мысли и Ваши переживания, потому что последние годы верующие Русской Православной Церкви переживают то же самое из-за острого и кровопролитного конфликта на территории Украины. Мы благодарны Вашему Блаженству за те слова поддержки, которые Вы высказываете в защиту православных христиан на Украине.
Более всего для нас важны единство и согласие в Церкви. К сожалению, последние годы локальный раскол в Украинской Церкви принял масштаб серьёзной опасности для всего православного мира. Благодаря усилиям Вашего Блаженства, а также иерархов Иерусалимского Патриархата эта проблема обратила на себя особое внимание со стороны других Поместных Церквей.
Иерусалимская Церковь и Русская Церковь имеют добрые братские отношения и положительный опыт решения многих вопросов: духовное окормление паломников, сохранение православного единства, содействие в преодолении конфликтов и разделений.
Позвольте, Ваше Блаженство, испросить у Вас благословения и молитв для служения на Святой Земле".
В ответном слове Его Блаженство подчеркнул, что искренне рад приветствовать нового начальника Русской духовной миссии в Святой Земле и желает ему благословенного служения у святынь Иерусалима.
По словам Патриарха Феофила, Святая Земля представляет собой очень сложную и интересную картину мультикультурного и межконфессионального диалога различных религиозных и национальных диаспор. И в этом непростом регионе, подобно кораблю, плавающему по бурным морским водам, Иерусалимская Церковь — Мать всех Церквей — сохраняет непрерывным своё апостольское служение уже в течение двух тысяч лет, помогая миллионам верующих людей совершить душеспасительное паломничество к святыням Иерусалима. При этом Иерусалимская Православная Церковь неизменно поддерживает братские отношения со всеми православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью, ярким свидетельством чего является само существование Русской духовной миссии в Иерусалиме и подворья Иерусалимской Церкви в Москве. В этой связи Его Блаженство подчеркнул, что за годы совместного служения между Иерусалимской Патриархией и Русской духовной миссией сложились тёплые и доверительные отношения, в чем видится заслуга предшественников архимандрита Вассиана на должности начальника Русской духовной миссии, а также сотрудников миссии.
Говоря о мировых процессах секуляризации и глобализации, цель которых заключается в том, чтобы ограничить влияние Церкви Христовой на современного человека, Патриарх Феофил выразил серьёзную озабоченность углубляющимся межцерковным конфликтом на Украине, подчеркнув, что он является настоящей болью для всех православных христиан. Долг Иерусалимской Церкви — принимать православных паломников из всех стран мира, и сегодня верующие, прибывающие в Святую Землю из пределов Украины, представляют собой особую заботу клириков Иерусалимского Патриархата, так как нуждаются в утешении и благодатной помощи.
Завершая встречу, Патриарх Феофил подчеркнул, что двери Иерусалимской Патриархии всегда открыты для духовенства Русской духовной миссии, дабы совместно, братскими усилиями, преодолевать те вызовы, которые ставит сегодня время перед Церковью.
Далее Патриарх Феофил вручил архимандриту Вассиану наперсный крест, после чего была сделана общая фотография.
Затем архимандрит Вассиан поклонился святыням Храма Гроба Господня.
Русская линия
В Киево-Печерской лавре до сих пор подвизаются более 140 монашествующих
Заявления украинских чиновников о том, что киевские монахи якобы массово покидают обитель, не соответствуют действительности
Несмотря на гонения со стороны украинских властей и стремление представителей «ПЦУ» любыми посылами и подкупом переманить к себе хоть кого-то из монашествующих Киево-Печерской лавры, более 140 монахов остаются верными Украинской Православной Церкви и продолжают подвизаться в обители. При этом всё больше молодых насельников принимают священный сан. Об этом сообщила пресс-служба монастыря в ответ на появившуюся в украинских СМИ информацию, что в Лавре осталось лишь 60 монахов, передаёт портал «Православная жизнь».
«Сейчас в обители подвизается более 140 братии, не считая послушников. Действительно за последнее время некоторые из братии перешли в другие обители и места служения. Но сделали они это по благословению священноначалия», — сказано в сообщении.
Отмечается, что в последнее время в Лавру не могут поступать новые послушники и священнослужители. Вокруг Печерского монастыря «искусственно разжигается религиозная вражда», «звучат призывы против пребывания монахов в своей исторической обители».
В то же время, «всё больше молодых монахов становятся священнослужителями Киево-Печерской Лавры».
«Они со смирением перенимают опыт у старшего поколения и таким образом поддерживают древнюю лаврскую традицию, ведущую своё начало от преподобных отцов основателей Антония и Феодосия и прошедшую через целые поколения православного старчества. Поэтому утверждения о том, что якобы в нашем монастыре остались лишь пожилые монахи, не соответствуют действительности», — сказано в сообщении.
Как сообщается на сайте Киево-Печерской Лавры, одна из недавних хиротоний состоялась в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2023 года: наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел рукоположил во диакона инока Закхея. Богослужение состоялось в домовом храме по месту проживания архиерея, против которого возбуждено уголовное дело и начато судебное разбирательство. Владыка до сих пор остаётся под домашним арестом.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма Н.Я.Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 г. в Ливенском уезде Орловской губернии в семье генерала. Образование получил в Императорском Царскосельском Лицее, который окончил в 1842 г., служил в канцелярии Военного министерства, одновременно в 1843−47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета, где по окончании курса получил степень кандидата. Сдал магистерский экзамен и весной-летом 1849 г. изучал флору Черноземной полосы Европейской России, готовясь к защите диссертации по ботанике. Но в июне был арестован в Тульской губернии и доставлен в Петербург. Увлекшись идеями Фурье, Данилевский с 1844 по май 1848 гг. посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, что и послужило причиной ареста. Он был заключен в Петропавловскую крепость, но, поскольку его участие в кружке было минимальным и он раскаялся в содеянном, в ноябре был освобожден и выслан в Вологду под надзор полиции. Служил чиновником в канцелярии губернатора, с 1852 г. на аналогичной должности в Самаре. В 1857 г. причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, участвовал в ряде научных экспедиций.
В 60-е гг. Данилевский работает над фундаментальным культурологическим трудом «Россия и Европа», который заложил основу цивилизационного подхода к исследованию исторических явлений. Книга увидела свет в журнальном варианте в 1868 г. В 1872 г. появилось отдельное издание. В этой работе ученый сформулировал теорию культурно-исторических типов, согласно которой общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций. В истории можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии культурных типов. Всего в прошлом Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский. Главное внимание в своем анализе он сосредоточил на германо-романском (уходящем) и славянском (только начинающем формироваться) типах, потому книга и называется «Россия и Европа». На смену Европе, по мнению Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов, и возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место угасающего германо-романского типа.
Такой сценарий Данилевский считал вполне обоснованным, поскольку славянская цивилизация имеет ряд существенных преимуществ перед европейской. Она неагрессивна, в ней общественное преобладает над индивидуальным, что произошло под влиянием Православия. Данилевским ставил проблему очень остро, он утверждал, что России предстоит сделать выбор: либо вместе с другими славянскими народами создать всеславянскую цивилизацию, либо полностью утратить свое культурно-историческое значение и стать этнографическим материалом для других цивилизаций. Он считал необходимым создание Всеславянского союза (федерации) — добровольного объединения славянских народов вокруг России. Столицей союза должен стать (после освобождения от власти турок) Константинополь, недаром называвшийся славянами Царьградом.
Обосновывая особый путь развития России, Данилевский в целом продолжил славянофильское учение, дополнив его системой естественно-научных доказательств. Н.Н.Страхов, защищая теорию Данилевского от нападок В.С.Соловьева, утверждал, что книга «Россия и Европа» завершает славянофильское учение, является кульминационной точкой развития славянофильской идеи. Опора Данилевского на органическую теорию развития, учет им в своей концепции географических факторов формирования государств ставят русского ученого в ряд основоположников геополитики.
В 1864 г. Данилевский купил себе имение в Мшатке на южном берегу Крыма, здесь у него гостили Н.Н.Страхов, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой и другие видные деятели русской культуры. В 1879 г. ученый был назначен директором Никитского ботанического сада. Тогда же он приступил к написанию работы «Дарвинизм. Критическое исследование», которую определял как «естественное богословие». Труд Данилевского не был доведен до конца из-за скоропостижной смерти ученого в Тифлисе во время очередной командировки 7 ноября 1885 г. Похоронен в своем крымском имении.
Русская линия