Святейший Патриарх Кирилл: «Мы присутствуем сегодня при событии, которое можно назвать историческим»
Предстоятель Русской Православной Церкви освятил воссозданную надвратную икону на Спасской башне Московского Кремля
28 августа 2023 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после богослужения в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданной надвратной двухчастной иконы Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицы на престоле со святителями Петром и Алексием, размещенную с внутренней стороны Спасской башни Кремля, сообщает Патриархия.Ru.
Образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием.
Совершая чин освящения образа, Предстоятель Русской Православной Церкви поднялся к нему на специально оборудованном подъемнике и окропил икону освященной водой.
По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:
«Мы присутствуем сегодня при событии, которое можно назвать историческим. В сознании нашего народа Спасская башня всегда была связана со Спасителем, со спасением. Ведь главная башня Кремля была задумана как место, где должен быть дан самый сильный отпор врагу, если он посмеет приступить к кремлевским стенам.
По милости Божией мы живем в то время, когда оборонное значение Спасской башни ушло в прошлое. Но мы живем в то время, когда страшен не столько видимый враг, вооруженный физическим оружием, сколько враг духовный, который способен так осквернить человеческую душу, направить человеческую цивилизацию по такому ложному пути развития, что в конце этого пути — гибель.
Очень немного сил сегодня способны противостоять этому страшному цивилизационному развитию. По милости Божией Россия является такой силой. И разве не чудо, что в Кремле, в том месте, где некогда заседало безбожное правительство (которое, несмотря на свое безбожие, о Родине пеклось), в том месте, где было возбранено вспоминать имя Божие, сегодня мы освятили спасительный образ — на главной кремлевской башне?
Кто-то может сказать: ну и что особенного? Но в этих символических деяниях — огромный смысл. Мы освятили образ над главной башней, через которую в Кремль въезжают высшие представители государственной власти, военачальники. Именно под сенью этого святого образа они проходят на территорию Кремля. Замечательно, что нашим министром обороны возрожден обычай снимать головной убор, когда он проезжает через Спасскую башню, и осенять себя крестным знамением. Так и должно быть, потому что башня эта, освященная образом Спасителя, является святыней.
Дай Бог, чтобы в жизни нашего народа духовное сочеталось с материальным. Чтобы политика оплодотворялась духовными смыслами и нравственными постулатами. Чтобы жизнь нашего народа сопровождалась и научно-техническим, и духовным развитием. Вот о чем мы с вами должны и Богу молиться, и трудиться — для того чтобы так и было.
Пусть сегодняшнее символическое событие — освящение иконы на Спасской башне — поможет всему нашему народу осознать, что наступило новое время, когда мы можем смело сочетать духовное с материальным, политическое со священным, практическую деятельность с молитвой и верой в Бога. И да поможет нам Господь — как народу, как стране — идти именно таким путем нашего развития. Да хранит Господь землю Русскую, град сей Москву, Президента нашего, воинство и весь наш благочестивый народ. Аминь".
В этот же день была освящена надвратная Казанская икона Божией Матери с ангелами, воссозданная на внутренней стороне Никольской башни Московского Кремля. Чин освящения совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий.
Русская линия
В Печорах торжественно открыли памятник Псково-Печерским старцам
Монумент включает в себя изображения архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Алипия (Воронова), Адриана (Кирсанова) и многих других псковских подвижников
28 августа 2023 года на Соборной площади города Печоры состоялась торжественная церемония открытия и освящения памятника Псково-Печерским старцам. Монумент в рамках празднования 550-летия Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря освятил митрополит Псковский и Порховский Тихон, сообщает «Псковское агентство новостей».
Скульптурная композиция «Наши псково-печерские подвижники» состоит из девяти фигур старцев Псково-Печерского монастыря: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита Алипия (Воронова), архимандрита Серафима (Розенберга), архимандрита Нафанаила (Поспелова), архимандрита Феофана (Молявко), архимандрита Адриана (Кирсанова), архимандрита Михаила, архимандрита Симеона и архимандрита Саввы.
По периметру памятника расположены клейма со всеми печерскими святыми, сообщает ТАСС. Сам памятник установлен рядом с монастырем, автор работы — скульптор Виталий Шанов. Ранее он создал мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной» в деревне Самолва Гдовского района, который был открыт в 2021 году при участии президента Владимира Путина.
К юбилею обители проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы не только в самом монастыре, но и в городе Печоры. Все средства, выделенные государством к юбилею Псково-Печерского монастыря, использованы на благоустройство города. Здесь отремонтированы фасады домов в центре города, облагорожены дворы и общественные территории.
Кроме того, владыка Тихон освятил мозаику с изображением Пресвятой Богородицы, которую разместили над Святыми вратами Псково-Печерского монастыря, а также первый в России памятник бабушке, которая ведёт своего внука в храм Божий.
Русская линия
На Украине обвинили Ватикан в поддержке России
Негодование украинских властей вызвало заявление папы Римского Франциска, который призвал российскую молодежь не забывать о своей великой истории
Глава Ватикана папа Римский Франциск, общаясь в ходе телемоста в минувшую пятницу с католической молодежью из России, призвал их никогда не забывать о наследии Великой России, что вызвало жёсткое неприятие и негодование украинских чиновников, сообщает РИА Новости.
«Вы — наследники великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи — великой, просвещенной (страны) большой культуры и большой человечности. Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы — наследники великой Матушки России, идите вперед с этим. И спасибо вам — спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть россиянами», — заявил папа Римский, слова которого на своих страницах в Интернете опубликовала Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве.
По данным The Hill, официальный представитель МИД Украины Олег Николенко тут же осудил в соцсетях речь папы, назвав ее «империалистической пропагандой». Он выразил «досаду», что «российские великодержавные идеи» сознательно или бессознательно звучат из уст папы Римского. По словам представителя украинского МИД, миссия понтифика, «в нашем понимании, как раз состоит в том, чтобы открыть глаза российской молодежи на разрушительный курс нынешнего российского руководства».
С его оценкой согласился и глава Украинской грекокатолической церкви, архиепископ Святослав Шевчук, добавив, что слова папы Франциска вызывали у него «большую боль и беспокойство». В заявлении, опубликованном на сайте униатов, архиепископ Святослав заявил, что УКГЦ ожидает «объяснения ситуации от Святого престола, чтобы не допустить манипулирования словами и намерениями» понтифика.
В результате в Ватикане вынуждены были выступить с разъяснениями. Папа римский Франциск не собирался «превозносить логику империализма» в призывах к российской католической молодежи по сохранению русского культурного и духовного наследия, заявил глава службы печати Святого престола Маттео Бруни в связи с украинской критикой.
«В словах приветствия, адресованных. молодым российским католикам, как видно из контекста, в котором он их произнёс, папа намеревался призвать молодежь к сохранению и продвижению всего позитивного в великом культурном и духовном наследии России, а не превозносить империалистическую логику и правительственных деятелей, цитируемых для указания соответствующих некоторых исторических периодов», — сказал Бруни в заявлении, которое привела служба печати.
Тем не менее, в Киеве остались крайне недовольны словами папы Римского. В свою очередь, в Кремле заявили о конструктивной позиции Ватикана и лично папы Франциска в украинском вопросе.
Русская линия
Евгения Пригожина похоронили на Пороховском кладбище в Санкт-Петербурге
Церемония похорон прошла в закрытом режиме. Никто из властей по понятным причинам в похоронах участия не принимал
Мятеж ЧВК «Вагнер», когда Евгений Пригожин развернул свои войска на Москву, привёл к тому, что Пригожин, много сделавший для России и заслуживший не один орден и звезду Героя России, был похоронен частным образом, без всяких воинских почестей и в отсутствии высоких представителей российских властей.
По данным Газеты.Ru, Пригожин, погибший в результате авиакатастрофы в Тверской области, был похоронен на Пороховском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с его отцом, Виктором Пригожиным.
Судя по снимкам, на могиле установили деревянный крест и поставили цветное фото Пригожина. Также на месте установили деревянную рамку с фрагментом из стихотворения «Натюрморт» Иосифа Бродского.
Пресс-служба Пригожина днем 29 августа сообщила, что прощание с основателем «Вагнера» состоялось в закрытом формате и предложило желающим посетить его могилу на Пороховском кладбище.
Вечером 23 августа стало известно о крушении принадлежащего Пригожину частного самолета Embraer Legacy. Пассажирами самолета числились 10 человек, в списке в том числе фигурировали Пригожин и командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин. Результаты генетической экспертизы подтвердили, что бизнесмен был на борту.
Президент России Владимир Путин, комментируя случившееся, заявил, что Пригожин был человеком со сложной судьбой, но талантливым бизнесменом, который сделал много ошибок, но и многое успел реализовать.
Русская линия
Власти Молдавии решили пойти по стопам украинских гонителей Церкви
Режим Санду готовится отнять у Молдавской Православной Церкви целый ряд храмов и монастырей, заявил бывший президент Молдавии Игорь Додон
Молдавские власти во главе с Майей Санду готовят прямую атаку на Молдавскую Православную Церковь Московского Патриархата, планируя пойти по пути украинских властей и изъять целый ряд монастырей Молдавской Церкви, изгнав из них монашествующих. Об этом в своем Telegram-канале заявил экс-президент республики, лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон, сообщает РИА Новости.
Молдавская Православная Церковь является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. Она объединяет 70% жителей Молдавии и Приднестровья. Церковь разделена на шесть епархий и насчитывает около 1300 приходов. С 1992 года в стране действует Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви. Она объединяет 291 приход и около 10−20% православных верующих. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир неоднократно выражал сожаление, что нынешние власти страны избегают диалога с Молдавской Православной Церковью и поддерживают Бессарабскую митрополию.
«При помощи подконтрольных судей нынешний правящий режим готовит прямую атаку на Православную Церковь и её имущество. Примером является решение Апелляционной палаты Кишинева от 5 апреля этого года, которым она аннулировала два договора между Министерством культуры республики и Православной Церковью Молдовы. Последствием подобного решения может стать изъятие монастырских зданий у Церкви и изгнание оттуда монахов», — написал Додон.
По его словам, вмешательство государственных чиновников, политиков и журналистов в дела Церкви недопустимо.
Ранее экс-президент страны, лидер другой оппозиционной силы — Партии коммунистов Владимир Воронин заявил, что атака на митрополию Молдавии является морально-психологической войной, развязанной против Молдавского государства и народа, попыткой разрушить оплот государственности.
В июле Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви заявила о том, что Кишиневско-Молдавская митрополия является «оккупационной структурой Московского Патриархата» с «внедренными агентами российских спецслужб». Официальная представительница МИД России Мария Захарова в ответ подчеркнула, что обвинения в адрес Православной Церкви Молдавии «абсурдны, абсолютно беспочвенны» и обусловлены «тщетностью попыток румынских церковников переманить в свое лоно её священнослужителей». По её словам, межцерковные отношения в Молдавии политизируются, официальный Кишинев допускает вмешательство в дела конфессий. В связи с этим Москва призвала власти Молдавии отказаться от практики вмешательства в церковные дела.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем чудесное обретение Федоровской иконы Божией Матери, Торжество Пресвятой Богородицы (Порт-Артурская) и вспоминаем видного правого деятеля графа В.Ф.Доррера
Сегодня наша Церковь отмечает память чудесного обретения Федоровской иконы Божией Матери. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. Во вновь обретённой иконе обрадованные костромичи узнали утерянный при Батыевом нашествии древний образ Царицы Небесной из Городца Нижнегоpoдской губернии. Церковное предание не сохранило историю появления этой чудотворной иконы в Городце, известно только, что ещё в начале XII века икона находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша под Суздалем. Князь Псковский Гeopгий Всеволодович, при устроении города, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть её с места. Из этого заключил князь Гeopгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегоpoдской губернии, и Фeдopoвскою, потому что пepвoначальнo она стояла в деревянной церкви Федора Стратилата.
С великим благоговением и страхом Божьим жители Костромы перенесли обретённый князем Василием чудесный образ в свой город и поставили её в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. По слову Царицы Небесной от Её образа исходила благодать Божия, укрепляя верующих в скорбях и болезнях. Немало чудес следовали за молитвами верующих у знаменитого образа. Именно этой иконой инокиня Марфа благословила на русское царство своего сына Михаила — первого царя династии Романовых. С тех пор царственные потомки Михаила особенно почитали Федоровскую икону. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения, в том числе и св. страстотерпица царица Александра Федоровна, вступая в брак с русскими князьями и принимая православие, получали отчество Федоровна в честь костромской иконы.
С падением российского царства подверглась гонением и икона романовской династии. В 1930-х годах костромской Успенский собор был разрушен и святому образу пришлось кочевать по храмам города, пока он не был перенесён в возвращённый церкви и ставшим кафедральным Богоявленско-Анастасиин собор, где икона находится и по ныне.
11 декабря 1903 года, за два месяца до начала Русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришёл старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображён лик Спасителя. Обе стопы Её попирали обнажённые и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Ещё выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.
Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнётся война, в которой Россию ждут тяжёлые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осаждён неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия.
С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.
21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключён в специально приготовленный для неё футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.
О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная Крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «..предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» — какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Святыня ныне хранится в Покровском кафедральном соборе Владивостока.
Сегодня же день памяти одного из лидеров монархического движения председателя фракции правых в III Государственной Думе графа Владимира Филиповича Доррера, скончавшегося в 1909 г.
Он родился в 1862 г. и происходил из обрусевшего старинного бретонского рода. Его дед и отец были католиками, а Владимир уже был крещен в православной вере и воспитан в духе русских традиций. Образование он получил в лицее Цесаревича Николая в Москве (основан М.Н.Катковым) и на историко-филологическом факультете Московского университета. После университета служил по ведомству Министерства внутренних дел, некоторое время был земским начальником.
В тревожном 1905 г. Доррер стал Курским губернским предводителем дворянства. Именно благодаря активной контрреволюционной деятельности Доррера и других видных курских правых деятелей (М.Я.Говорухо-Отрока, Н.Е.Маркова, Г. А.Шечкова и др.) Курская губерния получила в годы революции прозвание «Русская Вандея». Граф Доррер организовал и возглавил Курскую народную партию порядка, которая затем влилась в состав Союза Русского Народа. 19 октября 1905 г., когда во многих городах Империи проходили революционные митинги и демонстрации, часто заканчивавшиеся беспорядками, Доррер возглавил патриотическую манифестацию, в ходе которой на центральной площади Курска владыка Питирим (Окнов) отслужил благодарственный молебен с провозглашением здравицы Государю Императору. В итоге в Курске не было никаких революционных выступлений.
В 1907 г. курские монархисты с триумфом выиграли выборы в Госдуму, а их лидер стал председателем фракции правых в Думе. Он был избран членом Главного Совета Союза Русского Народа, пользовался очень большим влиянием в кругах правых. Многие его идеи принимались правыми за основу при решении актуальных вопросов, в частности по дворянскому и еврейскому вопросам.
Доррер скончался в Курске после длительной и тяжелой болезни, характер которой врачи не смогли определить. Отпевал его лично архиепископ Курский Питирим (Окнов). Граф был похоронен на сельском кладбище в Белгородском уезде недалеко от своего имения.
Русская линия