У православных начался Успенский пост
Это второй по строгости пост после Великого поста, но продолжается он всего две недели
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.
Успенский пост дошёл до нас с древних времен христианства. Он не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и похоти. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращения болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В русской истории этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и греческого Императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).
Русская линия
«Мы делимся, где это уместно, нашим свидетельством о зверствах против благочестивого православного святого духовенства, набожного народа, а также прославленной святыни — Киево-Печерской лавры»
Предстоятель Албанской Православной Церкви обратился со словами поддержки к наместнику Киево-Печерской лавры
В письме наместнику Успенской Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу, направленном 11 августа 2023 года, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий выразил скорбь в связи с переживаемыми владыкой Павлом и братией монастыря «болезненными испытаниями», передает Патриархия.Ru.
«Мы участвуем в Ваших страданиях и, по мере наших возможностей, делимся, где это уместно, нашим свидетельством о зверствах против благочестивого православного святого духовенства, набожного народа, а также прославленной святыни — Киево-Печерской лавры», — подчеркнул Его Блаженство.
Предстоятель Албанской Церкви заверил в своих молитвах о наместнике и братии обители: «Мы молимся, чтобы Господь укрепил Вас, чтобы Вы явили себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах (2 Кор. 6:4−5)».
«Наши мысли и молитвы непрестанно с Вами, чтобы, присоединившись к сонму новомучеников, Вы также смогли выдержать нынешнее абсурдное гонение на православных», — подчеркнул Архиепископ Анастасий.
14 июля 2023 года Соломенским районным судом города Киева была изменена мера пресечения владыке Павлу с круглосуточного домашнего ареста на содержание под стражей. 15 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла. Принявшим решение о помещении православного иерарха под арест судом была назначена огромная сумма залога. Тем не менее, верующие смогли собрать эти средства, и 7 августа архипастырь был освобожден из следственного изолятора.
Русская линия
Митрополит Вышгородский Павел экстренно госпитализирован
Покинувший несколько дней назад СИЗО владыка был срочно доставлен в кардиологическое отделение одной из больниц Киева
Наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел был срочно госпитализирован и прооперирован в одной из больниц Киева. Об этом 14 августа 2023 года сообщил адвокат архиерея протоиерей Никита Чекман, сообщает портал «Православная жизнь».
«Митрополита Павла сегодня срочно госпитализировали в кардиологическое отделение одной из больниц города Киева и провели оперативное вмешательство!» — сказано в сообщении.
Митрополит Вышгородский Павел с апреля 2023 года находится под следствием: СБУ выдвинула против него обвинения по нескольким статьям УК, в том числе за «разжигание религиозной розни». До 14 июля 62-летний архиерей находился под круглосуточным домашним арестом, затем был помещён в СИЗО.
7 августа владыку освободили из-под стражи под залог в размере 33 млн 300 тысяч гривен.
11 августа Соломенский районный суд Киева продлил действие процессуальных обязательств, наложенных на митрополита Павла: он обязан носить электронный браслет, не покидать населенный пункт, в котором прописан, без уведомления следователя или судьи, прибывать к ним по первому требованию, не общаться со свидетелями по делу.
Русская линия
Местоблюстителем митрополичьего престола Японской Автономной Православной Церкви избран архиепископ Сендайский Серафим
Святейший Патриарх Кирилл призвал благословение Божие на японскую паству и пожелал успехов в трудах владыке Серафиму
11 августа 2023 года в связи с кончиной митрополита Токийского и всей Японии Даниила местоблюстителем митрополичьего престола Японской Автономной Православной Церкви в соответствии с уставом данной Церкви был избран архиепископ Сендайский Серафим, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём письме призвал благословение Божие на труды новоизбранного местоблюстителя и заверил в молитвах о боголюбивой японской православной пастве.
Погребение митрополита Даниила состоится 17 августа.
Японская Автономная Православная Церковь возникла на основе православной духовной миссии в Японии, учреждённой в 1870 году.
30 марта 1880 г. иером. Николай (Касаткин) был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, тем самым была учреждена первая епископская кафедра Японской Православной Церкви, в 1906 г. кафедра получила наименование «Токийская и Японская».
10 апреля 1970 г. Японская Церковь томосом Патриарха Московского Алексия I получила автономию.
Управляется Предстоятелем и Синодом согласно Уставу Русской Православной Церкви.
Статистика: 150 приходов; 40 священнослужителей (30 священников, 10 диаконов).
Учебные заведения: Токийская духовная семинария, открыта в 1879 г.
Церковные СМИ: «Сейкио Дзихо» («Православный вестник»), на японском языке.
В состав Японской Православной Церкви входят епархии:
Киотосская и Западно-Японская, Сендайская и Восточно-Японская, Токийская.
Русская линия
Центр Грабаря сообщил о завершении обследования «Троицы» преподобного Андрея Рублева
В ближайшее время станет известно, как долго продлится реставрация иконы, после чего она вернётся в Троице-Сергиеву лавру
Обследование иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева завершилось в Реставрационном центре имени И. Э. Грабаря, специалисты Третьяковской галереи готовят отчёт с анализом его результатов, сообщает ТАСС.
«Ждём результатов — после этого мы определим дату расширенного совета. Эти результаты будут обсуждены на совете», — пояснили в пресс-службе центра. «Проводили в основном специалисты Третьяковки, мы ждём от них отчёт по результатам обследования. Сейчас результаты нужно проанализировать», — уточнили в центре.
Икона находилась в Храме Христа Спасителя с 3 июня по 19 июля. По итогам обследования состоится заседание совета по вопросу о реставрации иконы. В совет войдут ведущие эксперты, в том числе из Третьяковской галереи и Эрмитажа.
Таким образом, вскоре станет ясно, как долго будет продолжаться реставрация, после чего святыня вновь вернётся на своё законное место — в Троице-Сергиеву лавру.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня
Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня именуется в народе «Мокрым» или «Медовым» Спасом. В этот день во время богослужения на середину храма для поклонения выносят крест, а после литургии совершается крестный ход на воду, вместе с водой освящается по традиции и мед. Праздник пришел на Русь из Константинополя, где он был установлен не позже IX века. Накануне празднества из императорского дворца в храм Софии Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Пресвятой Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения мест и отвращения болезней.
Сегодня мы также вспоминаем указ Императора Александра I о закрытии масонских лож.
1 августа 1822 г. появился Высочайший указ Императора Александра I о закрытии в России масонских лож. Указ гласил: «Все тайные общества, под каким бы наименованием они не существовали, как-то масонских лож, или другими, закрыть и учреждение их впредь не позволять». Особое внимание уделялось государственным служащим: от всех чиновников требовалось откровенное признание состоят ли они в ложах, члены лож должны были дать подписку о выходе из масонства, в случае отказа они немедленно увольнялись с государственной службы.
Русская линия