Во внимание к усердным трудам на благо Церкви и Отечества
Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные ордена ряду архиереев и духовенства Русской Православной Церкви
18 июля 2023 года, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, по окончании Божественной литургии на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Лавры вручил церковные награды архиереям и духовенству Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru.
На награждении присутствовали митрополит Ювеналий (Поярков) и постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви — глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла Преосвященные архипастыри, отметившие памятные даты и особо потрудившиеся на благо Святой Церкви, были удостоены следующих наград:
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения митрополит Владимирский и Суздальский Тихон — ордена преподобного Серафима Саровского I степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 40-летием архиерейской хиротонии митрополит Воронежский и Лискинский Сергий — ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам, в связи с 30-летием архиерейской хиротонии и 30-летием управления Тобольской епархией митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий — ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии митрополит Курский и Рыльский Герман — ордена благоверного князя Даниила Московского II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон — ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Брянский и Севский Александр — ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения митрополит Елисей (Иванов) — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения митрополит Саранский и Мордовский Зиновий — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения митрополит Астраханский и Камызякский Никон — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 55-летием со дня рождения митрополит Клинский Леонид, глава Патриаршего экзархата Африки, — ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, председатель Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту, — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
— во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин — ордена благоверного князя Димитрия Донского II степени.
Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 65-летием со дня рождения митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону, председателю Патриаршего совета по культуре, была вручена памятная панагия.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к мужественному несению архипастырского служения в военных условиях медали ордена благоверного князя Димитрия Донского был удостоен ряд Преосвященных архипастырей:
— митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами;
— епископ Скопинский и Шацкий Питирим;
— епископ Озерский Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря;
— епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла ряд клириков и насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, отметившие памятные даты и особо потрудившиеся на благо Святой Церкви, были удостоены следующих наград:
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения архимандрит Глеб (Романов), насельник Лавры, — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера протоиерей Роман Колесников, настоятель Богородского подворья Лавры, — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения иеромонах Валериан (Кузьменко), насельник Лавры, — медали ордена преподобного Сергия Радонежского.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятельницы и инокини ставропигиальных женских монастырей, отметившие памятные даты и особо потрудившиеся на благо Святой Церкви, удостоены следующих наград:
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием возведения в сан игумении и 30-летием трудов в должности настоятельницы игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени;
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря, — ордена великой княгини Елисаветы Феодоровны III степени;
— во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения инокиня Ольга (Гобзева) — ордена равноапостольной княгини Ольги III степени.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал награжденных:
«Всех сердечно поздравляю, особенно награжденных, с праздником и с наградами. Награда церковная не выдается просто так, по выслуге лет — всегда она связана с конкретным вкладом награждаемого в церковную жизнь, и всех награжденных я благодарю за ваши труды. Желаю помощи Божией, крепости сил, чтобы Господь каждому из вас помогал на том месте, куда он призван свыше, нести достойно служение во благо Церкви и Отечества нашего».
Русская линия
В Москве освятили мемориальную доску Герою России протоиерею Михаилу Васильеву
Мемориальный знак был установлен на храме Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ
15 июля 2013 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ в Москве состоялся чин торжественного освящения и открытия мемориальной доски, посвященной Герою России протоиерею Михаилу Васильеву, погибшему при исполнении своего пастырского долга на Донбассе, сообщает Победа.Ru.
Доску освятил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и митрополит Ставропольский Кирилл в присутствии епископа Бишкекского Савватия, врио командующего ВДВ генерал-майора А. Рагозина, экс-командующего ВДВ, Героя России, депутата Госдумы РФ генерал-полковника В. Шаманова, а также родных и близких о. Михаила, представителей военного духовенства, префектуры ВАО г. Москвы, военнослужащих Воздушно-десантных войск, Ракетных войск стратегического назначения.
Открытие мемориальной доски предварила заупокойная лития. Священнослужители сугубо молились об упокоении протоиерея Михаила Васильева и воинов-десантников, погибших при исполнении служебного долга.
После заупокойного богослужения митрополит Кирилл обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Церковь всегда была, есть и будет со своим народом, со своей армией. Сегодня в условиях новых вызовов России, нашей вере и русскому единству, снова армия на передовой. Церковь со своей армией, со своими военнослужащими. И в первых рядах был отец Михаил Васильев, который прошёл очень многие горячие точки. Он в полном смысле герой России и герой для всех нас».
Завершилось мероприятие прохождением роты Почётного караула с отданием воинских почестей.
Протоиерей Михаил Васильев 6 ноября 2022 года был смертельно ранен, выполняя свой пастырский долг в расположении подразделения Воздушно-десантных войск в зоне проведения специальной военной операции. 8 ноября 2022 года президентом России В. Путиным был подписан Указ о присвоении звания Героя России отцу Михаилу (посмертно) «за мужество и героизм, проявленные при исполнении гражданского долга». Святейший Патриарх Кирилл также наградил протоиерея Михаила Васильева орденом Славы и чести I степени (посмертно), «за жертвенное служение Церкви и Отечеству».
Русская линия
Митрополит Черкасский Феодосий: «Если будет принято решение о самочинной автокефалии УПЦ, то чем мы тогда будем отличаться от расколоучителя Филарета Денисенко?»
Находящийся под домашним арестом архипастырь УПЦ высказался о церковной ситуации на Украине и желание некоторых архиереев провозгласить автокефалию
Митрополит Черкасский Феодосий, находящийся в настоящее время под домашним арестом и уголовным преследованием со стороны украинских властей, призвал верующих УПЦ активно защищать свои права и святыни, а также выступил категорически против неканонических действий по отделению Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви, сообщает Телеграм-канал «Правблог»:
«Члены Церкви, верующие люди, христиане, как мы уже говорили сегодня, всегда ищут приемлемый выход из ситуации. Ищем этот выход и мы. Видится он двусторонним. У него есть земная сторона и сторона духовная, каноническая.
Земная сторона — это защита Церкви земными путями. И мы от этого не должны отказываться. Нужно защищать свои храмы, свои Лавры. Конечно же, в юридическом поле. Нужно стараться зафиксировать все правонарушения, все незаконные действия современных властей. По разрушению нашей Церкви, по отъёму храмов, по нарушению гражданских прав, конституционных прав верующих Украинской православной церкви. Понятно, что вряд ли сейчас судебные иски будут иметь положительные результаты. Но, тем не менее, все это нужно фиксировать. Потому что обязательно придёт время, когда анархия закончится. И вот тогда все эти юридические документы дадут нам право восстановить справедливость.
Но есть и другая, духовная и каноническая сторона вопроса. Она намного более важная. И с этой стороны тоже идёт поиск каких-то вариантов.
Мы иногда слышим, что идут какие-то переговоры, какие встречи, ищутся какие-то компромиссы. Зачастую мы не знаем что это за встречи, что за компромиссы ищутся. Это тревожит. Тревожит, в первую очередь, православный народ. Тревожит, поскольку люди переживают, что Церковь может пойти не по тому пути.
Мы на Украине сильно много претерпели за отстаивание канонической правды Церкви, чтобы позволить её просто так размыть или о ней забыть. Так думают очень многие. Наверное, подавляющее большинство верующих людей, которые понимают, что любые компромиссы в отношении канонического устройства Церкви — это опасность для нашего спасения. Опасность вечной погибели.
Кто-то скажет, что каноны устарели. Да и у всех свои каноны. Вон там так каноны толкуют, здесь — так. Давайте пользоваться целесообразностью.
Я думаю, что если бы целесообразность была во главе угла в решении церковных вопросов в сложные времена, то мы не имели бы таких твёрдых, принципиальных и иногда даже жёстких наставлений и пророчеств от святых нашей Церкви. В том числе, наверное, и о нашем времени. Если бы было можно так относиться к устройству церковной жизни, святые и сказали бы нам, будущим поколениям верующих людей, так: «вы смотрите там по обстоятельствам, главное, чтобы храмы не забрали, а там будь, как будет». Но они так не сказали. Более того, они говорили нам не ходить в храмы, которые будут захвачены раскольниками. Даже, если они будут манить позолотой своих куполов.
Есть и другой путь. Путь предательства, компромисса. К большому сожалению, многие идут по этому пути.
Для нашей Церкви путь компромисса — это объединение с «ПЦУ». Либо те пути, которые предлагаются нам властью, но которые неприемлемы для большинства верующих людей. Например, в нарушение канонов самочинное провозглашение автокефалии.
Если даже и заставят это сделать некоторых епископов, народ этого никого не примет.
Во всём должен быть свой порядок. Церковь всегда следует в русле канонов и традиций. И в этом вопросе также есть свой порядок. Если, нарушая этот порядок, будет принято подобное решение, то чем мы тогда будем отличаться от Филарета Денисенко? Расколоучителя, преданного анафеме.."
Русская линия
Иерусалимский Патриархат отстоял своё право на участок земли в Иерусалиме
Борьба за возвращение церковной собственности длилась более 10 лет
Иерусалимская Православная Церковь успешно вернула в свою собственность расположенный в арабском квартале Абу-Тор в Иерусалиме участок земли. Таким образом, Патриархат смог полностью освободить землю от всех мешавших владению ею ограничений, возникших в результате старых договоров аренды и оговорок, сделанных правительством Израиля в ответ на предыдущие судебные решения, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Jerusalem-patriarchate.info.
Борьба за возвращение упомянутого участка земли в собственность Церкви потребовала, учитывая ценность этого религиозного наследия и проводимых в этом месте археологических раскопок, более 10 лет непрерывных усилий при непосредственном руководстве со стороны Блаженнейшего Патриарха Феофила III.
Кроме того, как подчеркнуто в заявлении Иерусалимской Церкви, «историческое восстановление права на землю в Абу-Торе» является «практическим и реалистичным ответом на попытки радикальных групп захватить церковную недвижимость и ограничить подлинное христианское присутствие в Иерусалиме».
Уточняется, что рядом с отвоеванным земельным наделом находится православный храм, в котором хранятся православные святыни византийской эпохи.
Русская линия
«Троица» преподобного Андрея Рублёва покидает Храм Христа Спасителя
Святыню перевезут из храма в научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря для реставрации
18 июня 2013 года истекает срок пребывания «Троицы» преподобного Андрея Рублёва в Храме Христа Спасителя. Святыня будет перенесена из храма в научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря для дальнейшей реставрации, после чего она вернётся на своё законное место в Троице-Сергиевой лавре, сообщает «Российская газета».
Реставраторы уже подготовили для иконы специально оборудованное помещение и обеспечили необходимый температурно-влажностный режим.
Ранее Третьяковская галерея, где находилась икона с советских времён, по инициативе президента России Владимира Путина вернула святыню Троице-Сергиевой лавре, где святыня находилась вплоть до 20-х годов XX века.
Договор о возвращении «Святой Троицы» Церкви 12 июля 2023 года подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры России Ольга Любимова. Соглашение заключено на 49 лет с возможностью автоматического продления.
Как сообщало Министерство культуры, пребывание святыни в Храме Христа Спасителя должно было продлиться до 18−19 июля; «икона находится в стабильном состоянии», каких-либо резких колебаний температурно-влажностного режима не было.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы празднуем обретение мощей преподобного Сергия Радонежского, день памяти прпмчц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
Сегодня мы празднуем обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Мощи преподобного Сергия († 1392; память 25 сентября/8 октября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память 17/30 ноября). В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5 (18) июля 1918 года, узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
Когда их тела были извлечены из шахты, у преподобномучениц Елисаветы и Варвары пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
В этот день, 5 июля 1764 г., погиб свергнутый с Престола в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович.
Он родился 12 августа 1740 года и был правнуком Государя Иоанна V Алексеевича (брата Петра Великого), сыном принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в самом конце царствования Анны Иоанновны, младенец был провозглашен наследником Престола, а после смерти своей двоюродной бабки — Императором при регентстве Э.И.Бирона. Однако в результате последовавшего две недели спустя переворота правительницей была объявлена мать младенца-императора Анна Леопольдовна. Спустя еще год, 25 ноября 1741, очередной переворот возвел на Престол дочь Петра Великого — Елизавету. Первоначально предполагалось выслать свергнутого с Претстола младенца вместе с родителями за границу, но позднее Елизавета Петровна велела перевести «Брауншвейгское семейство» в Холмогоры, где ребенок был изолирован от родителей и воспитывался отдельно. В 1756 г. юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали, и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Сохранившиеся сведения позволяют, однако, утверждать, что Иоанн знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. В июле 1764 г. подпоручик В.Я.Мирович предпринял попытку освободить Ивана из крепости, но неудачно. Действовавшие согласно инструкции стражники убили своего узника.
Сегодня мы также вспоминаем русского живописца Василия Дмитриевича Поленова, скончавшегося в 1927 году.
Он родился 20 мая 1844 г. в Петербурге в семье известного историка, археолога и библиографа члена-корреспондента Императорской Академии наук. По окончании курса наук в петрозаводской гимназии записался в ученики Императорской Академии Художеств, обучаясь в которой в 1869 г. за картину «Иов и его друзья» получил малую золотую медаль, а в следующем году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.
Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 г., Поленов отправился за границу дополнять полученное в России образование. В 1876 г. художнику было присвоено звание академика. Возвратившись в том же году в Россию, Поленов вскоре отправился на театр Русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял, для рисования и писания ее эпизодов при главной квартире Наследника-Цесаревича, впоследствии Императора Александра III. По окончании войны поселился в Москве, оттуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет.
Среди наиболее известных полотен художника: «Бабушкин сад» (187), «Лето» (1879), «Заросший пруд» (1880), «Христос и грешница» (1887), серия этюдов, написанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее, в Москве) и некоторые другие.
Поленов также немало сделал для оживления интереса к русской национальной архитектурной старине, внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав в соавторстве с В.М.Васнецовым эскизы церквей, построенных в Абрамцеве и Бехове под Тарусой. Много времени уделял Поленов и работе над театральными декорациями.
После революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками.
Русская линия