Министерство культуры России поставило точку в дискуссии о «Святой Троице» Андрея Рублева
В ведомстве заявили, что с 4 июня святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя. Затем отправится на реставрацию, после которой окончательно вернётся в Троице-Сергиеву лавру
Икона преподобного Андрея Рублева «Пресвятая Троица» с 4 июня в течение двух недель будет находиться в Храме Христа Спасителя, после чего отправится на реставрацию. Об этом заявили в Минкультуры России, реагируя на заявления представителей Третьяковской галереи о том, что святыня якобы не может быть принесена в храм, так как требует внимания специалистов, сообщает РИА Новости.
«Икона „Троица“ Андрея Рублева, как и сообщалось прежде Министерством культуры Российской Федерации, будет доставлена в Храм Христа Спасителя в Москве для участия в торжественных богослужениях и поклонения верующими на православный праздник Троицы 4 июня и в течение последующих двух недель», — говорится в официальном заявлении.
В ведомстве подчеркнули, что сохранность иконы при перевозке и выставлении в Храме Христа Спасителя обеспечат всеми необходимыми и самыми современными средствами. После этого специалисты проведут её плановую реставрацию и консервацию.
Ранее Владимир Путин вернуть святыню Русской Православной Церкви. В свою очередь, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Священного Синода отметил, что это личное решение президента России, в то время как он просил Администрацию Президента перенести икону в храм Христа Спасителя лишь на праздник Святой Троицы.
Однако, музейные работники не хотят отдавать икону Церкви, а потому начали заявлять, что она нуждается в срочной реставрации и не может покинуть стены Третьяковской галереи. В этих условиях заявление Минкультуры России поставило точку в начавшейся дискуссии — святыня будет отреставрирована и возвращена в Троице-Сергиеву лавру.
Русская линия
Что у греческих архиереев в голове и какие у них планы
Представитель Александрийского Патриархата митрополит Зимбабвийский Серафим призвал объединить на Украине «Киевский патриархат», «ПЦУ» и УПЦ под началом лже-патриарха Филарета Денисенко
Греки, похоже, начали осознавать, что план Фанара по «уврачеванию раскола» на Украине путём признания раскольников не только провалился, но и привёл к весьма нежелательным последствиям для тех, кто активно поддержал Константинопольского Патриарха Варфоломея в его вторжении на Украину.
Из 14 Поместных Православных Церквей украинских раскольников (при под серьёзном давлении дипломатии США и Фанара) признали только три греческих Церкви (Александрийская, Кипрская и Элладская), а десять других категорически отказались это сделать и вряд ли когда-либо согласятся на такой шаг.
Тем временем, Русская Православная Церковь не стала сидеть сложа руки и начала активно открывать свои приходы в Африке, на территории Александрийского Патриархата, что очень беспокоит греков.
Как известно, в Африке не любят англичан и американцев, а Греция и Фанар в настоящее время активно сотрудничают с Вашингтоном и всячески контактируют с Госдепом. На этом фоне нет ничего удивительного, что Африканский Экзархат Русской Православной Церкви быстро прирастает приходами.
Надо ли говорить, что это очень беспокоит александрийских архиереев, которые терпят крах в своей миссионерской работе на Африканском континенте. В связи с этим они начали искать пути, как можно было бы замириться с церковной Москвой и решить «украинских вопрос». Однако, их представления об этом носят весьма специфический и откровенно оторванный от реальной жизни характер.
В качестве примера предлагаем нашим читателям ознакомиться с «мыслями» представителя Александрийского Патриархата митрополита Зимбабвийского Серафима по поводу того, как можно было бы решить «украинский вопрос». Свои предложения он направил украинским СМИ и, в частности, «Союзу православных журналистов», который и опубликовал следующий текст владыки Серафима:
«Предложение о каноническом пути решения украинского вопроса
Невозможное человекам возможно Богу" (От Луки 18:27)
Большие проблемы, с которыми наша Церковь сталкивалась в своём историческом пути, она решала через свою Соборность, всегда подчеркивая приоритет просвещения Святым Духом: «достойно прославим Святаго Духа» (Деяния Апостолов 15:28). Вторым характерным фактором есть то, что преобладающий голос принадлежит большинству из Епископов Церкви: «пусть преобладает голос большинства» (3-й канон Первого Вселенского Собора).
Обсуждая с архиереями всех Поместных Православных Церквей, включая Преосвященных митрополитов Диоклийского Каллиста Уэра (Вселенский Патриархат), Амфилохия Радовича Черногорского (Сербский Патриархат), а также нашего учителя, Блаженнейшего Архиепископа Албании Анастасия и моего духовного отца, митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора, и других выдающихся современных православных архиереев и богословов, мое предложение для канонического решения украинского вопроса, которое, возможно, поддержат большинство из Поместных Православных Церквей, а может быть, и все они, следующее:
Во-первых, полное восстановление бывшего митрополита Киевского и всея Руси Филарета, который занимал эту должность в течение 26 лет (1966−1992) под юрисдикцией Московского Патриархата, снятого с должности в 1992 году и преданного анафеме в 1997 году. Когда речь идёт о том, кто не является еретиком, но находится в расколе, Церковь всегда была положительно настроена на сохранение единства через свои соборные решения. Сегодня бывшему митрополиту Киевскому 94 года и он уже был восстановлен Константинопольской Патриархией в 2018 году.
Во-вторых, с восстановлением бывшего митрополита Киевского Филарета может быть разрешена позиция десяти Поместных Православных Церквей по вопросу о незаконности рукоположения Блаженного Предстоятеля Православной Церкви Украины Епифания, который был утверждён Константинопольским Патриархатом в 2018 году и затем поддержан Предстоятелями Церквей, в первую очередь Греции, затем Кипра и Патриархата Александрии. Архиереи и паства из этих четырех Церквей не согласны с существующей автокефалией, что приводит к проблемам в единстве этих Церквей и даже к нелегитимным вторжениям в законные юрисдикции других Церквей (например, вторжение россиян в Африку).
В-третьих, Блаженнейший Предстоятель Православной Церкви Украины Митрополит Онуфрий, который руководит большинством православных верующих на Украине и признан действующим Предстоятелем десятью Поместными Православными Церквами, должен быть во главе решения украинской проблемы и обеспечения единства православных верующих на Украине.
В-четвертых, все Поместные Православные Церкви признают право украинцев на автокефалию. Украина является второй по населению страной среди православных государств (свыше сорока миллионов человек).
В-пятых, с покорностью и любовью, чтобы восстановить видимое единство Православных Церквей и преодолеть существующую несогласованность, необходимо созвать Святой и Великий Собор для урегулирования автокефального статуса Украины, который был бы поддержан всеми Поместными Православными Церквами.
В-шестых, необходимо с нашими молитвами достичь согласия и диалога между Константинополем и Москвой для подготовки Святого и Великого Собора по вопросу единства Поместных Православных Церквей и канонического присвоения автокефалии Украинской Православной Церкви.
В-седьмых, со страхом Божиим и смирением, с помощью наших молитв, необходимо принять предварительные предложения, которые будут окончательно решены Святым и Великим Собором.
Основные положения предварительного предложения будут ясными по следующим пунктам:
1. Убедить Московский Патриархат в необходимости восстановления в должности архиерея митрополита Киевского и всея Украины Филарета, который пробыл на этой должности в течение 26 лет (1966−1992) под юрисдикцией Московского Патриархата, до его снятия с должности в 1992 году и анафемы в 1997 году. Для этого он сам ради единства Церкви смиренно должен согласиться письменно выразить свое покаяние и послушание Московскому Патриархату.
2. Согласовать заранее вопрос о правомерности рукоположения нового Предстоятеля Епифания, который признан четырьмя Поместными Православными Церквами, но не признан десятью другими Православными Церквами. Возможно, с решением первой проблемы (Денисенко) можно будет решить и эту, так как Епифаний был рукоположен Филаретом.
3. Автокефалия Православной Церкви Украины должна объединять всех православных Украины. Поскольку отсутствие видимого единства православных Украины связано не с ересью, а с канонической юрисдикцией, с расколом, Святой и Великой Собор может принять каноническое решение в сотрудничестве с украинцами для сохранения их видимого единства.
4. Предстоятелем Православной Автокефальной Церкви Украины может быть избран Филарет (94 года). Заместителем Председателя Священного Синода будет Онуфрий (77 лет), а также заместителем Председателя Священного Собора будет Епифаний (44 года). Никто не знает день его кончины, но так как мы все являемся смертными и живём в мире, после Филарета на пост Предстоятеля вступает Онуфрий, а после Онуфрия — Епифаний".
Русская линия
Исполнилось 10 лет со дня установки памятника патриоту и спасителю Отечества Патриарху Гермогену в Москве
В российской столице прошли мемориальные торжества в честь 110-летия канонизации Патриарха Гермогена
25 мая 2023 года исполнилось 10 лет со дня установки в Александровском саду Московского Кремля памятника священномученику, спасителю Отечества, борца за веру Православную патриарху Гермогену, сообщает пресс-служба правления Женского патриотического общества и Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену.
Все эти годы с момента установки памятника 2 марта, 25 мая, а также 4 ноября православной и патриотической общественностью возлагаются цветы к памятнику, а Фондом по постановке памятника Патриарху Гермогену организовываются памятные и мемориальные мероприятия, при содействии Управления делами Президента РФ и Комендатуры Московского Кремля.
В этот юбилейный год, 25 мая, в день 110-летия канонизации Патриарха Гермогена, Женское патриотическое общество, Фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену и общероссийское общественное движение «Народный Собор» провели памятную акцию с участием православной и патриотической общественности города Москвы и молодёжи.
В рамках акции состоялось церемония возложения цветов к памятнику Патриарху Гермогену в Александровском саду Московского Кремля.
В мероприятии приняли участие руководители и представители общественных, православных, молодёжных организаций и государственных учреждений, среди которых: Женского патриотического общества (Г.В.Ананьина), движения «Народный Собор» (О.Ю.Кассин), МОО «Союз православных женщин» (Н.Б.Жукова), Союза православных граждан (В.В.Лебедев), Фонда святых равноапостольных Константина и Елены (А.П.Оситис), АНО «Герои Нашей Родины» (О.В.Иванова), «Алтарь Отечества» (И.А.Новиков), Юнармейский добровольческий поисковый отряд «ГВАРДИЯ ЗА ПРАВДУ», представители Российского Дворянского собрания, руководители Русского духовного театра «Глас» (Н.С.Астахов, Т.Г.Белевич).
По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мемориальной акции приняла участие делегация Отдела по делам молодёжи Московской (городской) епархии во главе с председателем отдела протоиереем Кириллом Сладковым.
Также на мероприятии присутствовали представители авторской группы по постановке памятника Патриарху Гермогену: Руководитель Проекта М.Ю.Лапин и архитектор памятника, Заслуженный архитектор Российской Федерации И.Н.Воскресенский.
К монументу были возложены корзины цветов: от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, от Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену и от МОО «Союз православных женщин».
Все собравшиеся также возложили цветы к подножию монумента памятника.
Всем участникам мемориальной акции были розданы иконки Священномученика Ермогена с благословением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые были приурочены к открытию памятника и раздавались ровно 10 лет назад на этом же месте.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Галина Васильевна Ананьина, руководитель Женского патриотического общества и Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену, которая рассказала об истории подвига Патриарха Гермогена, его роли в преодолении смуты и спасении страны от внешней агрессии и внутренних предателей.
Галина Ананьина также напомнила о том, как 10 лет назад в Александровском саду в присутствии тысячи москвичей был открыт памятник Патриарху Гермогену и освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III.
Председатель Отдела по делам молодёжи Московской (городской) епархии протоиерей Кирилл Сладков в своём слове передал собравшимся и устроителям мемориальной акции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, напомнил роль священомученика Гермогена в спасении Отечества и Русской Церкви, а также поблагодарил всех, кто трудился над созданием памятника.
Благодаря установке памятника Патриарху Гермогену у стен Московского Кремля, а также установленных по инициативе Женского патриотического общества возрождённый Романовский обелиск, и памятник Императору Александру I, Александровский сад Московского Кремля приобрёл историческую преемственность побед нашего народа в преодолении Смутного времени 1612 года, Отечественных войн 1812 года и 1941−1945 годов.
Русская линия
Россия смогла освободить из украинской тюрьмы православного публициста Яна Таксюру
Осуждённого на 12 лет за защиту Церкви православного публициста удалось освободить в результате обмена пленными
70-летний православный писатель и телеведущий Ян Таксюр, который подвергся преследованию со стороны украинских властей за активную защиту Украинской Православной Церкви и был приговорён к 12 годам тюрьмы «за госизмену», сейчас находится в России.
Его удалось освободить в результате очередного обмена пленными. При этом российской стороне пришлось отдать за писателя не одного и не двух украинских военных. Об этом заявил глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, который и осуществлял этот обмен.
Писатель был вывезен на территорию России после личного обращения к Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который принял активное участие в процессе освобождения Яна Таксюры. Об этом сообщил ТАСС протоиерей Андрей Павленко.
По словам отца Андрея, будучи в тюрьме, Таксюр написал письмо Патриарху Кириллу. Предстоятель откликнулся на просьбу публициста о помощи и поспособствовал реализации соответствующего обмена.
Схиархимандрит Илий Ноздрин, духовник Патриарха и Оптиной пустыни, лично благословил основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина на включение Таксюра в список освобожденных из плена.
Кроме того, обмену содействовали глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, а также отец Андрей Ткачев.
Известный украинский писатель, православный публицист и телеведущий Ян Ильич Таксюр был задержан СБУ в марте прошлого года за критику действий киевского режима и заявления в защиту Украинской Православной Церкви. Несколько месяцев он провёл в СИЗО, а затем был выпущен под залог. Перед самым обменом его приговорили к 12 годам тюрьмы с конфискацией половины имущества.
Стоит отметить, что в украинских застенках в настоящее время находится ещё очень много достойных людей. В марте 2023 года в Киеве был арестован православный публицист и журналист Дмитрий Скворцов, чья вина также состоит лишь в том, что он выступал против украинских раскольников и в защиту Украинской Православной Церкви.
Хотелось бы верить, что его имя также попадёт в списки на обмен пленными.
Русская линия
На Кубани Радоница официально объявлена нерабочим днём
Депутаты Краснодарского края приняли соответствующее решение по просьбе митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория
25 мая 2023 года депутаты Законодательного собрания Краснодарского края на 17-й сессии парламента в первом и окончательном чтении приняли изменения в краевой закон о праздновании Радоницы на Кубани. День поминовения усопших объявляется нерабочим днём в течении ближайших 30 лет — до 2053-го года, сообщает пресс-служба Екатеринодарской епархии со ссылкой на Законодательное собрание Краснодарского края.
Законопроект разработан на основе поступившего предложения митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория.
Комментируя принятый закон, председатель Законодательного собрания края Юрий Бурлачко напомнил, что на протяжении многих лет этот день объявляется в крае выходным специальным постановлением губернатора Краснодарского края.
«Установление Радоницы на Кубани официальным нерабочим днём на законодательном уровне — это вполне ожидаемое жителями региона и оправданное с точки зрения рационального подхода решение. Оно позволит кубанцам, чьи родственники покоятся в разных населенных пунктах, заблаговременно планировать свои поездки. Поэтому считаю, что инициатива митрополита Григория об объявлении этого дня нерабочим своевременна и актуальна. В вопросах сохранения национальной духовной культуры власти светская и духовная должны сотрудничать самым тесным образом», — сказал Юрий Бурлачко.
Как отметил председатель комитета ЗСК по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Андрей Горбань, такое решение принято в целях сохранения традиций духовной культуры граждан и в ответ на обращение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория, чтобы дать возможность жителям края провести праздник Радоницы в соответствии с православной традицией — в молитве и поминовении усопших.
Праздник Радоницы является переходящим и приходится всегда на девятый день после Пасхи. В следующем году таким нерабочим днем будет 14 мая.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти публициста и литературного критика, теоретика монархизма Н.И.Черняева
Николай Иванович Черняев родился в 1853 г. в дворянской семье, образование получил на юридическом факультете Харьковского университета. Окончив последний в 1875 г., Черняев был оставлен для приготовления к профессорскому званию как специалист в истории русского права. Будучи магистрантом, он подготовил большой труд по этому предмету права, который впоследствии отчасти переработал в книге «О русском Самодержавии». В 1881 г. Черняев оставил университет, всецело отдавшись публицистике. Он сотрудничал в газете «Южный край», журнале «Русское обозрение».
В 1895 г. в «Русском обозрении» было опубликовано наиболее известное сочинение Черняева «О русском Самодержавии». Труд этот был неординарным явлением в русской политической литературе, будучи первой попыткой систематизации представлений о русской монархии как о государственном феномене. Развитием идей, изложенных в этой работе Черняева, стал изданный в 1901 г. большой сборник работ мыслителя под общим названием «Необходимость Самодержавия для России. Природа и значение монархических начал». Автором был задуман грандиозный труд о развитии монархических начал, освещенных русской литературой начиная с древних времен и кончая трудами выдающегося теоретика монархизма Л.А.Тихомирова. Для Черняева Русское Самодержавие было одновременно и тайною, и идеалом, и поэзией. «Только те русские, — писал он, — могут не быть монархистами, которые не умеют думать самостоятельно, плохо знают историю своей родины и принимают на веру политические доктрины Запада».
В середине 1890-х гг. Черняев тяжело заболел. Пораженный параличом, он был одно время полностью бездвижен. Впоследствии подвижность вернулась только рукам. Не имея возможности физической свободы передвижения всю оставшуюся жизнь, он, тем не менее, не прекращал публицистической деятельности. В 1907 г. из-под пера Черняева вышла последняя книга, посвященная апологии монархии — «Из записной книжки русского монархиста», представлявшая собой сборник небольших заметок, «мыслей вслух» о всевозможных проявлениях монархической мысли и чувства у разных народов мира. Как убежденный монархист Черняев также был активным членом харьковского отделения Русского Собрания. Скончался Черняев в 1910 году.
Сегодня, 26 мая, также празднуется День Киева, Матери городов русских, годом основания которого считается 482 г.
Русская линия