В Оптиной пустыни помянули убиенных иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева)
В 30-ю годовщину убиения насельников в обители состоялся вечер, посвященный их памяти
18 апреля 2023 года в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь почтили память насельников обители иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева), убиенных 30 лет назад, сообщает Патриархия.Ru.
18 апреля 2023 года в обители были совершелы ранняя и поздняя Литургии, после чего была отслужена панихида. Затем в Казанском храме монастыря состоялась встреча с родственниками и друзьями убиенных монахов.
Встреча была разделена на две части: в ходе первой выступили люди, лично знавшие братьев при жизни в миру; во второй части выступили насельники обители, ставшие свидетелями их жизни уже в монастыре.
Во вступительном слове ведущий встречи иеродиакон Нектарий напомнил о важности сохранения памяти об убиенных монахах.
К собравшимся обратился наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф.
Олег Жолобов, близкий друг иеромонаха Василия (Рослякова), с которым они вместе играли в водное поло за студенческую команду МГУ, рассказал о том, каким был отец Василий (в миру — Игорь Росляков) до поступления в монастырь. Он описал множество ситуаций, в которых Игорь, будучи уже крещёным, свидетельствовал своим образом жизни об истинной вере. В те годы подобное поведение казалось чем-то совершенно «ненормальным», но в команде все относились к Игорю с особым уважением и в какой-то мере даже с благоговением. К нему обращались по имени и отчеству, несмотря на молодость. Впоследствии очень многие пришли к вере именно благодаря примеру отца Василия. «Великий спортсмен стал мучеником», — заключил Олег Жолобов, передав слово другу и сокурснику отца Василия Борису Костенко.
«Обычный советский мальчик стал носителем великой русской культуры и веры», — отметил Борис Костенко, рассказывая о духовном пути будущего иеромонаха. Игорь Росляков получил прекрасное образование на факультете журналистики МГУ, которое в дальнейшем помогло ему как проповеднику. Серьезные занятия спортом помогли отцу Василию в монастырской жизни, так как спортсмены, по словам Б. Костенко, также имеют некий опыт аскезы. В завершение Б. Костенко вспомнил о том, что он стал последним человеком, получившим благословение у отца Василия. «Это благословение сказалось на всей моей последующей жизни», — отметил в завершение своего выступления близкий друг и сокурсник отца Василия.
О жизни до поступления в монастырь инока Трофима (Татарникова) рассказала его родная сестра Елена Попова. Детство будущего инока прошло в большой семье, его ничто не отличало от других юношей его возраста, кроме особого желания всем помогать. Он всегда был готов и даже с радостью принимал любую просьбу о помощи. Владыка Иосиф в свою очередь добавил, что благословение на поступление в Оптину пустынь и он сам, и будущий отец Трофим получили от одного человека — настоятеля Бийского собора.
Далее состоялось выступление архимандрита Мелхиседека (Артюхина), в 1993 году исполнявшего послушание благочинного обители. Отец Мелхиседек рассказал о жизни отца Василия в монастыре: вспомнил его в годы до принятия монашества, потом его служение уже в священническом сане и, наконец, рассказал о последней ночи перед убийством. Воспоминания архимандрта Мелхиседека об этой трагедии и убиенных были опубликованы несколько лет назад на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству. «Они были диаметрально противоположными людьми, но каждый нес свое служение и этим уготовал свою душу для Царствия Небесного», — сказал отец Мелхиседек. «Ведь пшеница, если ее вовремя не собрать, перезрев, начинает портиться; так и с душой. Господь забирает ее в самый подходящий момент. Этим и объясняется трагическое событие 30-летней давности. Мучеником делает не только пролитие крови, но и произволение», — отметил в завершение отец архимандрит, передав слово игумену Филиппу (Перцеву).
Отец Филипп отметил моменты, важные для понимания внутренней жизни каждого из убиенных монахов. У всех троих отмечается одна общая черта — крепкая воля. Игумен Филипп в своем слове описал, в чем именно эта крепость проявлялась в жизни каждого из братий, и подробнее рассказал об отце Ферапонте, о котором сказано немного, может, именно потому, что он жил в постоянном молитвенном напряжении, молчании и закрытости.
В завершение встречи о своем исцелении по молитве к отцу Василию рассказал диакон Алексей Акимов. О благодатной помощи по молитвам к почившим монахам рассказал также игумен Филипп, участвующий в сборе свидетельств о подобных случаях. Он поделился со слушателями самыми яркими историями, которые присылают люди.
Русская линия
Дело, шитое белыми нитками на скорую руку
Киевский суд вынужден был вернуть прокуратуре обвинительный акт в отношении монаха Киево-Печерской лавры иеромонаха Захарии, которого хотели судить за песню про «звон над Россией»
Украинская прокуратура не смогла должным образом подготовить уголовное дело против насельника Киево-Печерской лавры иеромонаха Захарии, которого СБУ обвинила в «оправдании агрессии РФ против Украины» из-за песни «звон над Россией» в одном из храмов обители, и Киевский суд вынужден был вернуть обвинительный акт против священнослужителя обратно прокурорам. Об этом свидетельствует постановление суда от 7 апреля 2023 года, сообщает СПЖ.
В своем постановлении судья отметил, что обвинительный акт «существенно не соответствует» требованиям уголовно-процессуального кодекса Украины: «Перечисленные судом обстоятельства безоговорочно свидетельствуют об отсутствии в обвинительном акте полноценного (конкретного) процессуального изложения, а следовательно, его назначение к судебному разбирательству будет противоречить положениям ч.3 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод».
После изучения обвинительного акта суд также не смог оценить, каким именно способом иеромонах Захария «совершил преступление».
Судья также подчеркнул, что ему не понятно, чем в момент исполнения песни являлось помещение церкви: средством или орудием.
То, что все дела против священнослужителей УПЦ шиты белыми нитками, все давно знают, однако, халтура прокурорских работников на Украине в последнее время достигла уже такого беспредельного уровня, что украинские судьи просто боятся брать на себя ответственность и выносить вердикты на основании этих «документов».
Русская линия
Продолжаются попытки выгнать монашествующих из Киево-Печерской лавры
Украинские власти начали заводить уголовные дела против защитников обители и похищать наиболее активных верующих
Следственный отдел Печерского управления полиции Киева начал уголовное производство по ч. 3 ст. 296 УК Украины (хулиганство) в связи с тем, что в Киево-Печерской лавре верующие открыли опечатанный сотрудниками заповедника и правоохранителями корпус № 39, сообщает СПЖ со ссылкой на Отдел коммуникации полиции Киева.
Согласно сообщению, «после того, как представители комиссии от Министерства культуры осмотрели и опечатали один из корпусов Киево-Печерской лавры, группа лиц взломала ролеты, которые закрывали дверь, и вошла внутрь помещения».
В полиции отмечают, что санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.
Адвокат Киево-Печерской лавры протоиерей Никита Чекман рассказал, что комиссия заповедника в сопровождении полиции взломала замки и незаконно опечатала 39-й корпус. При этом внутри опечатанного здания остались люди. На просьбы верующих открыть дверь полиция не реагировала.
Тем временем, неизвестные похитили православную правозащитницу Викторию Кохановскую, которая с первых дней защищала Киево-Печерскую лавру. Кадры, на которых Кохановскую неизвестные мужчины заталкивают в автомобиль, попали на видеотрансляцию прямого эфира на её странице в одной из соцсетей.
Предположительно, что Кохановскую могли похитить сотрудники полиции. Причиной похищения стала сегодняшняя ситуация со взломанными дверями в 39 корпус Лавры, которые утром опечатали представители Национального заповедника.
На видео Кохановская в момент похищения кричит, затем замолкает. На продолжающейся записи один из похитителей говорит: «Она (Кохановская, — Ред.) кони начала ломать, я дернул её. Она там сознание типа потеряла. Затолкал ее в машину, и везем».
Противостояние вокруг Киево-Печерской лавры продолжается.
Русская линия
Антиохийский Патриарх Иоанн и Константинопольский Патриарх Варфоломей не стали праздновать Пасху вместе
Во время визита главы Антиохийского Патриархата в Турцию глава Фанара предусмотрительно уехал на остров Имброс
Антиохийский Патриарх Иоанн X, прибыв в Турцию на разрушенные приходы, находящиеся под юрисдикцией Антиохийского Патриархата, не стал участвовать в пасхальных торжествах вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем и совершил 16 апреля 2023 года Пасхальную Божественную литургию на руинах храма святых апостолов Петра и Павла в турецком городе Антакье, ранее известном как Антиохия. Для этого среди развалин была специально установлена открытая площадка, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Orthodoxianewsagency.gr.
В начале визита, перед богослужением, Патриарх Иоанн осмотрел руины храма, разрушенного землетрясением 6 февраля, после чего освятил для этого прихода антиминс.
За Литургией глава Антиохийского Патриархата возвёл в сан архимандрита иеромонаха Павла (Ордулуоглу), который проявил себя в деятельной и неустанной поддержке пострадавших от землетрясения. Фотографии с отцом Павлом, спасающим богослужебную утварь, иконы и другие священные предметы из разрушенного храма, обошли весь мир.
В проповеди после богослужения Его Блаженство отметил, что возгласить «Христос Воскресе» на руинах его обязал долг перед отцами Церкви и выразил надежду на скорейшее восстановление апостольского храма, бывшего центром Православия в исторической Антиохии.
«Сегодня из Антиохии, из храма святых апостолов Петра и Павла возвещаю послание мира всем нашим чадам. Нас иногда спрашивают, есть ли наши верующие в Антиохии, Александретте и Мерсине. Мы говорим: да, посмотрите, в этом регионе у нас восемь тысяч православных христиан, а также церковные общины и духовенство, которые исповедуют твердую веру. Жива наша Церковь, свидетельствующая об Иисусе Христе», − сказал Патриарх Иоанн.
Его Блаженство отметил, что исходящее от Церкви послание мира не пустое обещание. «Послание мира, которое мы возвещаем, − это подлинное послание мира. Далекое от лозунгов тех, кто твердит о правах человека, а на самом деле ничего ради них не делает», − подчеркнул Патриарх Иоанн.
Его Блаженство поблагодарил турецкие власти и особенно Министерство иностранных дел за предоставленное разрешение посетить районы Александретты, Мерсина и Антакьи. А также выразил признательность губернаторам провинций за радушный прием и внимание к нуждам паствы Антиохийского Патриархата.
Характерно, что Константинопольский Патриарх Варфоломей решил отметить Пасху в этом году на отдалённом турецком острове Имброс, откуда он вернулся только вечером 18 апреля, сообщает Orthodoxtimes.com. На следующий день он отправился в пострадавший от землетрясения регион Турции, где встретился в том числе и Антиохийским Патриархом Иоанном, однако никакого совместного богослужения два Патриарха так и не совершили.
Русская линия
В Нидерландах намерены легализовать убийство детей до 12 лет
Основанием для медицинского убийства являются «невыносимые физические страдания ребёнка»
План легализации медицинских убийств детей в возрасте от 1 до 12 лет станет в Нидерландах законом до конца текущего года. Об этом говорится в опубликованном на прошлой неделе пресс-релизе голландского правительства, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Lifesitenews.com.
Разрешение на эвтаназию выдадут в том случае, если болезнь ребёнка не поддаётся лечению и причиняет ему «невыносимые и безнадежные физические страдания».
Эту инициативу длительное время обсуждали в СМИ, спекулятивно акцентируя внимание на бессилии родителей, неспособных облегчить своим детям муки, причиняемые болезнью. Убийство же «из милосердия» преподносилось как наиболее приемлемый выход из этой ситуации.
В настоящее время убийство младенцев в возрасте до одного года регламентируется в Нидерландах так называемым Гронингенским протоколом. За 20 лет действия этого акта от 20 до 100 детей данной возрастной группы обрекли на смерть с согласия родителей. Младенцам либо отказывали в средствах жизнеобеспечения, что можно было бы назвать «медленной» эвтаназией, либо «активно» их умерщвляли, вводя смертельную инъекцию.
Что касается детей старше 12 лет, то они могут принять решение о самоубийстве в соответствии с общими правилами.
Группа же в возрасте от 1 года до 12 оставалась в Нидерландах единственной, на которую эвтаназия не распространялась. После внесения необходимых законодательных изменений, любые возрастные ограничения для убийств по медицинским показаниям будут сняты.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем день памяти М.В.Ломоносова и Патриарха Алексия I (Симанского)
Сегодня день памяти выдающегося русского ученого-энциклопедиста, мыслителя и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, скончавшегося 4 апреля 1765 г.
Он родился 8 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 г. покинул дом отца и отправился в Москву. Поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, в 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников послан в Петербург для зачисления в Академический университет, в 1736 г. командирован в Германию для обучения химии и металлургии, учился в Марбурге и Фрейберге. В 1741 г. вернулся в Россию, стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Достиг успехов не только в химии и физике, но и в других областях естественных и прикладных наук, особенно в геологии и минералогии. Ломоносов занимался историческими исследованиями, выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа; написал замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Внес огромный вклад в просвещение народа, в 1755 г. по его проекту был организован Московский университет. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками несколько мозаичных картин, член Академии художеств (1763). Внес вклад в становление русской поэзии, основоположник русской оды, В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». В «Письме о правилах российского стихотворства» теоретически обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения, в основных чертах сохранившуюся в русской поэзии. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Сегодня также день памяти Патриарха Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 г. Его имя особенно дорого русским монархистам, поскольку он в свое время был председателем Тульского отдела Союза Русского Народа (СРН).
Он родился 27 октября 1877 г. в семье камергера Высочайшего Двора и в миру звался Сергеем Владимировичем. Образование получил в Лицее Цесаревича Николая, на юридическом факультете Московского университета и в Московской духовной академии. В феврале 1902 г. принял постриг, с сентября 1906 г. архимандрит, ректор Тульской, а с 1911 г. Новгородской духовной семинарии. Именно в Туле будущий патриарх стал членом СРН и даже возглавлял местный отдел Союза. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского. В мае 1922 г. после ареста сщмч. митрополита Вениамина (Казанского) возглавлял Петроградскую епархию, за отказ подчиниться обновленцам сначала уволен от службы, а затем отправлен в ссылку на три года. С 1933 г. митрополит Ленинградский, остался в городе во время блокады. 8 сентября 1943 г. вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) участвовал во встрече с И.В.Сталиным, результатом которой стало восстановление патриаршества. На Поместном соборе 2 февраля 1945 г. избран патриархом Московским и всея Руси.
Этот день также традиционно считается днем основания Москвы. Первое упоминание о Москве относится к 4 апреля 1147 г. В этот день по приглашению Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого во владениях Степана Ивановича Кучки в местечке Кучково собрались князья Владимир Святославич Рязанский и Святослав Олъгович Северский с сыном. Старинное московское предание «О начале царствующего града Москвы, како изперва зачатся» гласит, что Великий князь «изыде на гору и обозрев с нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною и возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян город и прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая под ним».
Однако сегодня день города Москвы отмечается в первое воскресенье сентября. Традицию эту заложил И.В.Сталин, повелевший праздновать 800-летие Москвы в 1947 г. в начале сентября. «День города» отмечается регулярно с 1986 г. по инициативе тогдашнего первого секретаря горкома КПСС Б.Н.Ельцина, со временем московские власти стали отмечать его в первое воскресенье сентября. Православная общественность ратует за возвращение исторической достоверности праздника.
Русская линия