Сегодня Великая Пятница
Во всех храмах в этот день из алтаря выносится Плащаница, изображающая снятое с Креста Тело Христа Спасителя
Братия и сестры! Вспомним ещё раз тот путь, который прошёл Господь наш Иисус Христос перед Своей смертью, спасительной для рода человеческого.
Вот Христос стоит перед Каиафой. Кто такой Каиафа? Он — первосвященник, глава Ветхозаветной Церкви. А кто Христос Спаситель? Он Бог. Перед первосвященником стоит Бог! И первосвященник вместо того, чтобы поклониться Ему, пытается судить Его.
Ветхозаветная Церковь имела свои добрые качества: она исповедовала веру в Единого Бога, отвергала поклонение идолам, она оставила нам священные книги Ветхого Завета, и самую драгоценную из них — Псалтирь. Внимательно изучая эти книги, мы узнаём пророчества о Христе, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, проповедовать Своё учение, пострадать и воскреснуть из мертвых.
И, казалось бы, первосвященник должен был Его узнать. Он даже обращается к Христу Спасителю: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» До сих пор Христос молчал, но на этот вопрос он дал ответ: «Ты сказал». Может быть, некоторых смутит особая форма этого ответа. Как будто Христос не совсем точно сказал «Я — Сын Божий», но «ты сказал». Однако именно такой была форма утверждения в то время, поэтому её приводит святой евангелист Матфей. А Евангелист Марк, чтобы отвергнуть от нас всякое сомнение, написал в своём Евангелии, что на вопрос первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил «Аз есмь, и вы узрите Сына Человеческаго, сидящаго одесную Силы и грядущаго на облацех небесных».
После этого ответа что надлежало бы сделать первосвященнику? Наверное, уверовать, или хотя бы остановить судилище. Сколько он знал удивительных чудес Христовых: исцеление прокаженных, бесноватых, расслабленных (даже слепорожденный стал видеть), насыщение многотысячной толпы пятью хлебами. Совсем недавно он узнал о воскрешении четверодневного, уже смердящего, Лазаря. Но первосвященник думает о другом. Зависть, ненависть восстают в сердце Каиафы и заслоняют от него Божественность Христа, помрачают его рассудок. И поэтому вместо того, чтобы уверовать, он так возмутился, что разорвал на себе одежду и признал Господа повинным смерти.
Последний земной суд над Христом принадлежит Пилату. Ему, как представителю римского императора, прокуратору Иудеи, важно узнать, не объявляет ли Христос Себя царём, не восстаёт ли против римского императора, которому он, Пилат, служит. «Ты ли Царь Иудейский?» — спрашивает Его Пилат. Христос, не отвергая того, что Он Царь, разъясняет: «Царство Мое не от мира сего». Пилат официально, перед всем народом, признаёт Иисуса Христа невиновным, потому что не нашёл в Нём никакой угрозы Римскому государству. И в то же время, боясь клеветы иудеев и возмущения толпы, осуждает Его на крестную смерть.
Воины бьют Его по ланитам, надевают терновый венец, ударяют по голове тростью, подвергают бичеванию. И, наконец, ведут на распятие. Вне города, на холме Голгофе, распинают Его среди двух разбойников. Разбойник, распятый вместе с Ним, обращается к Нему: «Помяни мя Господи, когда придеши во Царствии Твоем». Велика вера разбойника: Распятый на Кресте обещает ему рай и разбойник верит, и первым входит со Христом в Его Царство.
У подножия Креста Христос Спаситель видит Матерь Свою Пресвятую Богородицу. Он указывает Ей на ученика — Иоанна Богослова: «Се сын Твой», а ему говорит: «Се Матерь твоя». По разуму Святой Церкви, в этот момент Иоанн Богослов представлял собой всех учеников христовых, поэтому Пресвятая Богородица стала Матерью не только Иоанну Богослову, но и всем верующим во Христа. Последними словами Спасителя в этой жизни были: «Свершилось! Отче, в руки Твои предаю дух Мой».
После смерти на Кресте Христос Спаситель сошёл душою во ад, чтобы и там возвестить победу над смертью, начало вечной жизни и открытие рая. Святая Церковь выражает это в богослужебных песнопениях: «Егда снизшел Еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил Еси блистанием Божества!»
Христос — наш Путь, и Истина, и Жизнь! Где бы мы ни были, на земле или в жизни иной, мы всегда будем Христовы. «Жизнодавче, слава Тебе!».
Аминь.
Сегодня мы с вами с благоговением приложимся к Плащанице, изображающей снятое с Креста Тело Спасителя. Не следует целовать Его лик, но только ноги и Евангелие, лежащее у Него на груди.
Архимандрит Борис (Долженко)
Митрополит Киевский Онуфрий совершил освящение мира в Феофании
Оценку нынешним деяниям священноначалия Украинской Православной Церкви даст в своё время Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
13 апреля 2023 года, в Великий четверг, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию и чин освящения мира в Свято-Пантелеймоновском женском монастыре (Феофания), сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Освящение мира произошло в Киеве впервые после 110-летнего перерыва.
Чин мироварения начался ещё в Великий Понедельник. Тогда митрополит Онуфрий совершил освящение воды и окропил заготовленные ингредиенты. Также он лично зажёг огонь под котлом, установленным для мироварения в церкви Всех Святых в Феофании. После этого Предстоятель начал чтение Святого Евангелия, которое продолжали архиереи и духовенство до самого завершения мироварения в Великую Среду.
Утром в Великий Четверг готовое миро торжественно внесли в собор. Во время великого входа емкости перенесли на престол вместе со Святыми Дарами. Само освящение вещества состоялось после Евхаристического канона — Блаженнейший митрополит Онуфрий вознёс особую молитву над миром, а затем пропели тропарь Пятидесятницы.
В Киевской Митрополии традиция мироварения существует с древних времен. Последний раз оно происходило в 1913 году. Эта традиция прервалась сначала вследствие Первой мировой войны, а затем революции и прихода к власти богоборцев. Решение о восстановлении мироварения в Киеве принял собор УПЦ от 27 мая 2022 года, объявивший о полной независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата.
В Московской Патриархате в связи с этим указали, что оценку правомочности последний деяний УПЦ в своё время даст Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Очевидно, что такой Собор состоится после окончания военных действий на Украине.
Русская линия
Антиохийский Патриарх Иоанн Х прибыл на Пасху в Турцию
Глава Антиохийского Патриархата совершает многодневный визит в пределы Константинопольского Патриархата
13 апреля 2023 года в турецкий аэропорт Адану прибыла делегация Антиохийской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Патриархом Иоанном Х. Предстоятель возглавит богослужения Страстной пятницы, Великой Субботы и проведет дни Пасхи на пострадавших от землетрясения приходах Антиохийского Патриархата в Турции, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Orthodoxianewsagency.gr.
Службы пройдут в храмах городов Антакьи, Искандеруна и Мерсина. Официальная цель посещения — духовно укрепить пострадавших жителей этого региона.
Многодневный визит Предстоятеля Антиохийской Церкви в Турцию планируется завершить лишь 20 апреля.
Антиохийская Церковь с первых дней после землетрясения 6 февраля оказывала поддержку приходам, подвергшимся разрушениям в Турции и Сирии. Специальные группы добровольцев фиксировали повреждения, разбирали завалы, помогали нуждающимся предметами первой необходимости, продуктами и медикаментами, содействовали временному размещению тех, кто оказался без крова.
Однако, вряд ли данная поездка Патриарха Иоанна связана только с желанием утешить паству турецких приходов. Очевидно, что в ходе своей поездки глава Антиохийского Патриархата не сможет не встретиться с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Не случайно, накануне этой поездки Антиохийский Патриархат посетил Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним, который передал ему послание от Фанара.
Все последние месяцы представители Константинопольского Патриархата предпринимают отчаянные усилия, чтобы побудить Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты признать украинских раскольников в лице «ПЦУ» и выступить с осуждением открытия Русского Экзархата в Африке. Антиохийский Патриарх Иоанн, похоже, начал поддаваться на это давление, но решится ли он на разрыв с церковной Москвой ради единодушия с Фанаром, покажет время.
Если Патриарх Иоанн будет праздновать Пасху отдельно от Патриарха Варфоломея и откажется с ним сослужить из-за поминания за богослужением главы украинских раскольников — этот визит может стать и серьёзной пощечиной для Константинопольского Патриархата.
Русская линия
Вот для чего Западу нужна ювенальная юстиция
Законодатели Калифорнии предложили забирать детей у родителей, не признающих содомию нормой и отрицающих «ЛГБТ-выбор» своих чад
Многие годы родительская общественность в России била тревогу по поводу внедрения в стране ювенальной юстиции западного образца. Однако, были и те, кто резонно указывал, что в изъятии детей из «неблагополучных семей» и передаче их в другие «добрые семьи», нет ничего страшного. Речь ведь идёт о приёмных семьях, а значит, ювенальная юстиция семейному укладу совсем не угрожает.
Однако, сегодня всё отчётливее становится то, зачем западное сообщество так долго приучали к изъятию детей из семей. Изъять ребёнка — дело по европейским меркам ныне вполне обыденное и даже в некоторых случаях «просто необходимое». Наказал родитель своего дитя — тут же приходят добрые дяди и тёти и забирают обиженного, чтобы передать другим «любящим людям».
Вот только больше всего в ЕС и США сегодня «любят» детей половые извращенцы, и, судя по всему, именно «голубое лобби» активно продвигало на Западе ювенальную юстицию. Где же ещё им брать детей, если не отнимать у традиционных семей? И здесь ювенальная юстиция пришлась как нельзя кстати.
Так, в американской Калифорнии уже даже появился законопроект AB 655, который предусматривает изъятие детей из семей, выступающих против смены пола своего ребёнка, который достиг 12 лет. При этом уточняется, что такой ребёнок может быть отлучён от своей семьи без согласия и оповещения родителей.
Кому передадут такого дитя на «воспитание», думаю, пояснять не надо.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память прп. Варсонофия Оптинского и вспоминаем лидера Союза Русского Народа А.И.Дубровина
Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок. В миру прошла большая часть его жизни — 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», — сказал тогда молодому полковнику преподобный старец.
По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу.
Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.
Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Как в спасительную гавань, стремился верующий люд в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ.
Оптину за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз — только по послушанию. В 1910 году, также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н.Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».
В 1912 году преподобного Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преподобному Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогавший от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте..» Причащался старец ежедневно. 1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием «Старшим».
Сегодня день памяти вождя Черной Сотни, организатора и председателя Союза Русского Народа Александра Ивановича Дубровина, расстрелянного в 1921 г.
Он родился в 1855 г. в г. Кунгур Пермской губернии в семье полицейского чиновника. Образование получил в Медико-хирургической академии в Петербурге. Сначала служил военным врачом, потом, после защиты диссертации, служил врачом в детских приютах столицы и ремесленном училище. Дубровин пользовался популярностью как врач, имел большую частную практику. Однако с начала ХХ в. он полностью посвятил себя борьбе за интересы русского народа, противостоянию надвигавшейся революции. Дубровин стал главным организатором самой массовой православно-монархической организации Союз Русского Народа (СРН), сыгравшей большую роль в пробуждении национального самосознания русских людей и в борьбе с революционным террором. В ноябре 1905 г. он был избран председателем Главного Совета СРН. Организовал и возглавил в декабре 1905 г. орган СРН — газету «Русское знамя», ставшую крупнейшим монархическим изданием. Многотысячный митинг СРН в Петербурге сорвал планы революционеров спровоцировать в столице бунт, наподобие московского. Дубровин стал одним из главных организаторов кампании против предательской политики всесильного тогда премьер-министра С.Ю.Витте. К 1907 г. СРН под руководством Дубровина превратился в мощную всероссийскую организацию, с которой приходилось считаться не только революционерам и либералам, но и представителям местной власти. Многих это не устраивало.
В 1908−09 гг. была организована кампания по дискредитации лидера СРН, которого обвинили в организации убийства депутата Госдумы Герценштейна. Хотя против Дубровина не имелось никаких серьезных доказательств, финляндским судом был выписан ордер на его арест. Он вынужден был уехать из Петербурга на несколько месяцев. Этим воспользовались его конкуренты внутри Союза. В 1909 г. в СРН была организована «бархатная революция» — сторонники Дубровина выведены из состава Главного Совета. В результате в 1909−12 гг. мощная монархическая организация была дезорганизована распрями, которые завершились расколом и созданием двух параллельных Союзов Русского Народа: дубровинского и марковского. Только незадолго до революции в 1916 г. сторонники Дубровина и Н.Е.Маркова примирились, и началось воссоздание единой структуры, но было уже поздно.
После февральского переворота 1917 г. Дубровин был арестован одним из первых, уже 28 февраля он был доставлен в штаб революции — Госдуму, а его квартира опечатана. Дубровина заточили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, он томился в заточении до середины октября. Неоднократные просьбы изменить меру пресечения в связи с ухудшением здоровья оставались без внимания власть предержащих. Пришедшие к власти большевики вновь арестовали вождя СРН и перевезли его в Москву. Он был расстрелян уже после окончания гражданской войны, когда большевики лицемерно объявили об окончании «красного террора». Его вина перед новой властью состояла в том, что Дубровин был лидером русской православно-патриотической организации.
Русская линия