На Святом озере в Костроме освятили Поклонный крест в память о погибших здесь русских воинах
В мемориальных торжествах приняли участие представители Фонда «Наследие Империи», трудами которых был установлен памятный знак
18 сентября 2022 года в Костроме состоялся Крестный ход с Федоровской иконой Божией Матери от храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова Ипатьевской слободы на Святое озеро, сообщает пресс-служба Фонда «Наследие Империи».
Крестный ход, приуроченный к одному из главных православных праздников — Рождеству Пресвятой Богородицы, был возрождён в 2014 году и уже стал традиционным. В этом году он ознаменовался ещё одним замечательным событием. По завершении Крестного хода у Федоровской часовни митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт освятил Поклонный крест-памятник, установленный Союзом историко-просветительских обществ «Наследие Империи» и фондом «Наследие» и отслужил литию по погибшим на этом месте русским воинам.
Святое озеро — памятное место Костромской области. Чудесной помощи Божией Матери наши предки приписывали победу, одержанную в битве над монголо-татарами, которая состоялась примерно в 1264 году. Вторая битва на Святом озере произошла 25 сентября 1609 года, когда на этом месте русские ополченцы разбили польско-литовский отряд.
В Крестном ходе и мемориальных мероприятиях приняла участие делегация от «Наследия Империи» и фонда «Наследие» во главе с генерал-лейтенантом Леонидом Решетниковым, на освящении креста присутствовал заместитель губернатора Костромской области И. А. Богданов.
После молебна и литии владыка Ферапонт обратился к собравшимся с кратким словом:
«С помощью Богородицы, в присутствии Фёдоровской иконы Божией Матери мы разбивали врага. Сегодня мы молимся за русское воинство, чтобы традиция наших побед не прекращалась».
Леонид Решетников в своём приветственному слове отметил, что «Крест-памятник воинам, погибшим на этом месте — хорошее напоминание всем нам о том, что за Отечество надо жертвовать своей жизнью». «Это и напоминание о наших победах, такой ответ России: «Мы не пустим врага на нашу землю, мы победим», — заявил глава Фонда.
Один из инициаторов возрождения традиции Крестных ходов на Святое озеро атаман Костромского городского казачьего общества И. Б. Ефремов сердечно поблагодарил гостей из Москвы за содействие сохранению исторический памяти в Костромской области.
Федоровскую часовню XVIII века, близ которой установлен крест, украшают фрески. Один из сюжетов связан с победой над монголо-татарами, одержанной на этом месте русскими войсками. Фрески нуждаются в реставрации. Возможно, это один из будущих проектов фонда «Наследие».
Русская линия
Заявление властей Латвии о намерении потребовать Томос об автокефалии от Москвы проистекают от бессилия
Протоиерей Николай Балашов оценил новые заявления латышских чиновников на церковную тему
Советник Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов отреагировал на заявление властей Латвии о том, что они намерены просить у Предстоятеля Русской Православной Церкви Томос об автокефалии Латвийской Православной Церкви. По мнению отца Николая, латвийским властям для начала переговоров на эту тему надо отказаться от принципа отделения Церкви от государства, прописанного в Конституции страны, и избрать православного монарха на «Латвийское царство» вместо президента, сообщает Интерфакс.
8 сентября 2022 года сейм Латвии по инициативе президента Эгилса Левитса в одностороннем порядке объявил о «независимости» ЛПЦ, обязав её до 31 октября привести свой Устав в соответствие с поправками к закону о статусе Церкви. Между тем во вторник стало известно, что правительство Латвии, несмотря на принятый закон, решило также обратиться через своего министра юстиции к Патриарху Кириллу с предложением выдать ЛПЦ Томос об автокефалии.
«По-видимому, не добившись предписанных новым законом действий от Латвийской Православной Церкви, представители светской республики, в которой, согласно Конституции, Церковь отделена от государства, решили и дальше продолжать свою церковно-устроительную деятельность в стиле конфессиональных монархий ушедших веков», — сказал по этому поводу протоиерей Николай Балашов.
Он напомнил, что примеры ходатайств об автокефалии со стороны не только церковных, но и государственных властей в прошлом действительно имеются. Так, в Томосе об автокефалии Сербской Церкви 1879 года упоминается прошение не только митрополита Белградского Михаила «от имени честного клира и благочестивого народа», но и «благочестивого, Богом утверждённого, премилостивого князя и господаря Милана Обреновича IV».
«Но ведь князь (впоследствии король Сербии) Милан был православным, Церковь в то время никоим образом не отделялась от возглавляемого им Сербского государства, так что монарх был в этом случае законным представителем православного народа, — заметил священник. — А вот когда автокефалия предоставлялась Церкви в пределах Греческого королевства, призванный там на царство из Германии король Отон был католиком. Поэтому выданный в 1850 году Томос упоминает лишь «грамоту благочестивых министров богоспасаемой державы Греческой», из которой усматривается «прошение всего тамошнего благочестивого клира и желание всего православного греческого народа».
Таким образом, «если латвийское государство в целях получения автокефалии ныне собирается действовать в подобной парадигме ушедшей эпохи, придётся ради достижения интересов государственной безопасности обеспечить наличие если не благочестивого, Богом утверждённого православного монарха (тут ждут большие трудности), то хотя бы удостоверенных в благочестии министров, а также снабдить справками о православном крещении благочестивых депутатов Сейма, принявших недавно закон об автокефалии ЛПЦ».
«Мне кажется, в ином случае трудно будет всерьёз рассматривать в Москве поступившее обращение, — отметил представитель Церкви. — Ну и, конечно, останется ещё немаловажный вопрос о волеизъявлении „честного клира и благочестивого народа“. Догадываюсь, что c этим у латвийских государственных деятелей пока тоже не очень получается».
По мнению священника, в данном случае заслуживает изучения и оценки быстрая смена курса латвийского руководства.
«Всего две недели назад президент Латвии Левитс в подписанной им аннотации к законопроекту утверждал: „В этих обстоятельствах невозможно решать вопрос о статусе Церкви путём переговоров с Русской Православной Церковью“ (п. 1.10). Теперь вот решили всё же вступить в диалог по вопросам церковно-канонической тематики на уровне министерства юстиции. Видимо, больше не актуальна и другая президентская декларация, содержавшаяся в том же документе: „Латвийское государство не затрагивает и не вмешивается в вопросы вероучения и канонического права Церкви“ (п. 1.14). Ну, и хорошо. Потому что мы в Москве как-то сразу догадались, что это неправда», — заключил отец Николай.
Русская линия
«Даниловские колокола»
В Москве пройдет XIII Фестиваль колокольных звонов
25 сентября 2022 года на колокольне Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве состоится XIII Фестиваль колокольных звонов «Даниловские колокола», приуроченный к 15-й годовщине возвращения исторического колокольного набора обители, который был вывезен в США в 1930 году. Начало в 12.00, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Фестиваль ежегодно радует слушателей новыми колокольными композициями — в этот раз концерт откроют звонари Данилова монастыря совместно с Праздничным хором обители. В начале программы упор сделают на мелодические звоны — гости концерта смогут услышать звоны на тропарь святому князю Даниилу Московскому, стихиры Пасхи, «Достойно есть» и отрывок из песни «Славься» оперы Михаила Глинки. Звоны с колокольни будут поочередно перекликаться с хором на площади — такое собравшиеся услышат впервые.
Программу продолжат именитые мастера колокольного звона из 15 регионов России — всего в фестивале примут участие порядка 30 звонарей.
Монастырская площадь будет оборудована комфортными местами для сидения.
Фестиваль подготовил много интересного для слушателей:
— на большом экране будет организована видеотрансляция звонов — каждый сможет увидеть, что — происходит на колокольне и оценить технику звонарей;
— насыщенная программа включает выступление не только звонарей, но и Праздничного хора Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова;
— по окончании фестиваля на монастырской площади установят переносную звонницу, где все желающие смогут постичь азы звонарного искусства.
Звоны будут исполняться на 18 исторических колоколах монастыря. В начале ХХ века, как и сейчас, Даниловские колокола признавались одними из лучших в Москве. Это определило их судьбу: после закрытия монастыря весь набор был выкуплен у властей американским меценатом Чарльзом Крейном. Колокольный ансамбль Данилова монастыря является единственным в Москве, полностью сохранившимся после революции 1917 года.
Фестиваль также совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», на которых желающие смогут обучиться русским традиционным звонам.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобных схимников-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, преподобного Макария Оптинского, архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского) и публициста М.О.Меньшикова
Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — «Задонщине» — вполне определенно, что он был «бряньский боярин». Об Ослябе известно из «Сказания о Мамаевом побоище», что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Об их мирской жизни мы знаем немного, но согласно преданию, оба они в прошлом были умелыми воинами. Избрав иноческий путь, Александр и Андрей оказались в Троице-Сергиевом монастыре, обучаясь монашеству у преподобного Сергия Радонежского.
Благоверный Великий Князь Димитрий, позже прозванный Донским, перед Куликовской битвой направился за благословением к преподобному Сергию, который, осенив князя крестом, сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником», тайно предсказав ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь». И сказал ему в ответ Великий Князь: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий отдал иноков князю Димитрию, возложив на них перед битвой схиму.
Александру Пересвету довелось начать Куликовскую битву. Русский богатырь-инок выехал на поединок с сильнейшим татарским богатырем Темир-мурзою. Оба воина сразили друг друга, однако смертельно раненому Пересвету удалось добраться верхом до своих. Пал в грозной сече и Андрей Ослябя.
Тропарь (глас 1): «Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.
Преподобный Макарий (в миру — Михаил Николаевич Иванов), старец Оптиной пустыни, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян. После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье.
Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника.
В 1834 году преподобный Макарий перешел в Оптину пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Лев. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К.Толстой и И.С.Хомяков, Н.В.Гоголь и А.Н.Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Господь даровал преподобному Макарию дар смирения и духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевание, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом с властью, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы.
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.
Сегодня день памяти видного деятеля монархического движения, депутата Государственной Думы архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского), скончавшегося в 1925 г.
Он родился 3 октября 1863 г. в Самарской губернии. Окончил Самарскую духовную семинарию, служил священником, затем закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1895 г. принял постриг. В 1898—1903 гг. служил в Америке в сане архимандрита сначала на Аляске, затем в должности заведующего Миннеапольской миссионерской школой. Свои наблюдения за жизнью обитателей Америки отразил в двух книгах «Индиане Аляски» и «Американские очерки». В 1903 г. вернулся в Россию и был назначен ректором Одесской духовной семинарии. В годы революции стал активным участником патриотического движения. Он входил в руководство всех монархических организаций Одессы, авторитетом своего сана укрепляя русских людей в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. Был товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа, членом Совета Одесского отдела Русского Собрания и членом Совета Одесского Союза Русских Людей.
В 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. В Елисатветграде поддерживал тесные связи с монархистами. Благодаря своим патриотическим убеждениям избран депутатом IV Государственной Думы, где вошел во фракцию правых. В Петербурге владыка занял видное место в монархическом движении, был избран товарищем председателя Главного совета Союза Русского Народа, был товарищем председателя 6-го Всероссийского монархического съезда в 1913 г. Получив в 1914 г. назначение на самостоятельную Томскую кафедру, владыка вышел из состава Главного Совета СРН.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви, по окончании которого возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую кафедру. В 1919 г. был одним из главных организаторов Дружин Святого Креста в белой армии адмирала А.В.Колчака, по словам инициатора движения профессора Д.В.Болдырева, возглавлял всю религиозную часть добровольческого движения крестоносцев. После разгрома колчаковской армии остался в России, по прибытии в Иркутск был арестован ЧК и приговорен к расстрелу, который по каким-то причинам не был приведен в исполнение. Около двух лет томился в одиночной камере иркутской тюрьмы, затем был выслан в Москву. Последние месяцы жизни жил в Омске при архиепископе Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил. «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви во время всенощного бдения под воскресение. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении „Слава в вышних Богу“ тихо скончался», — сообщает митрополит Мануил (Лемешевский).
Сегодня также день памяти выдающего русского мыслителя и публициста, одного из основателей партии русских националистов — Всероссийского Национального Союза Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в 1918 г.
Он родился 23 сентября 1859 г. в семье священника. По окончании Опочецкого уездного училища поступил в Кронштадтское морское техническое училище. Будучи морским офицером, участвовал в нескольких дальних морских походах, выпустил в 1884 г. первую книгу очерков «По портам Европы». Параллельно со службой в 1880-х гг. начал сотрудничать в «Неделе», где вскоре стал одним из ведущих сотрудников. В 1892 г. подал в отставку, посвятив себя публицистике. После прекращения издания «Недели» А.С.Суворин пригласил Меньшикова к сотрудничеству в газете «Новое время». Здесь его талант раскрылся с большей цельностью и остротой, особенно в его «Письмах к ближним», печатавшихся вплоть до закрытия газеты в 1917 г.
Самыми интересными были его публикации по национальным проблемам, в том числе по еврейскому вопросу. Меньшиков был русским националистом, но его национализм — это не национализм захвата или насилия, а, как он выражался, национализм честного разграничения одних наций от других. Он не призывал никого уничтожать, как ему приписывали недоброжелатели, он лишь собирался оборонять свою нацию. «Мы, — писал Меньшиков, — не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполонения ими важнейших наших государственных и культурных позиций». Меньшиков стал одним из организаторов Всероссийского Национального Союза. В него вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: национально настроенные профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, объединенные общей идеей главенства народности в трехчленной русской формуле. Для националистов и Православие, и Самодержавие вытекали из понятия Народности и национальных особенностей, что было серьезной ошибкой. Однако Меньшиков, не во всем принимавший позицию монархистов, честно признавал их заслуги перед Отечеством. Он писал: «Мы не принадлежим к Союзу Русского Народа, но было бы или актом невежества, или черной неблагодарностью забыть, что наши национальные начала были провозглашены еще задолго до возникновения партии националистов — именно такими „черносотенными“ организациями Петербурга».
После октябрьского переворота Меньшиков был арестован. 19 сентября 1918 г. он писал жене из заключения: «Члены и председатель Чрезвычайной следственной комиссии евреи и не скрывают, что арест мой и суд — месть за старые мои обличительные статьи против евреев». За день до расстрела он написал своей семье: «Запомните — умираю жертвой еврейской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истребляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас». Он был расстрелян чекистами на берегу Валдайского озера. Многие мысли Меньшикова актуальны особенно сегодня. Например, эта: «Не раз великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало ее не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество ее сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия».
Русская линия