Русская линия
<< Полная сводка новостей от 7 сентября 2022 >>

Святейший Патриарх Кирилл: «Сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом»
Россия сегодня призвана Богом на особое служение защиты христианских ценностей в активно развращающемся мире, считает Предстоятель Русской Православной Церкви

Патриаршие символы6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором коснулся вопросов исторического пути Руси, сообщает Патриархия.Ru.

«Когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность, — отметил Патриарх, — То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве".

«Сегодня, как и во времена святителя Петра, — подчеркнул Предстоятель, — Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили её, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно, по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как-то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной".

Русская линия


Владимир Легойда: Необходимо перестать представлять алкоголизм как нечто лёгкое и юмористическое на телеэкранах
В Москве прошла пресс-конференция, посвященная празднованию Всероссийского Дня трезвости, который отмечается ежегодно 11 сентября

Плакат 6 сентября 2022 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда принял участие в пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре ТАСС и посвященной празднованию Всероссийского Дня трезвости, который отмечается ежегодно 11 сентября, и премьере второго сезона документального сериала «12» на телеканале «Спас», передает Патриархия.Ru.

На пресс-конференции также выступили заместитель министра здравоохранения РФ О. Салагай, генеральный директор телеканала «Спас» Б. Корчевников, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» С. Малявина и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению В. Доронкин.

В начале своего выступления В. Легойда заявил, что проект телеканала «Спас» «12», посвященный судьбам 12 человек, которые приняли решение избавиться от алкогольной зависимости, является замечательным примером «деятельной сострадательной журналистики». В ходе реализации проекта удалось применить индивидуальный подход к каждому из героев, руководствуясь христианским принципом, согласно которому универсальных алгоритмов решения проблем нет и быть не может ввиду уникальности каждой человеческой личности.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил о принципиальном глубинном отношении христианства к алкоголю. «В христианстве нет презрения к вину. Но не одобряется страсть, когда не человек руководит своими желаниями, а его желания руководят им», — подчеркнул Владимир Легойда. Он также отметил, что важнейшей категорией в христианстве, унаследованной им от древних греков, является чувство меры. Однако проблема возникает тогда, когда человек оказывается не способен соблюдать эту меру. И в этом случае, по мнению представителя Церкви, уже не обойтись без помощи специалистов.

В. Легойда отдельно остановился на проблеме восприятия темы алкоголя в современной культуре, а также сложности её освещения в пространстве современных массовых коммуникаций. «В отличие от проблемы наркомании, в нашей культуре, и в мировой, и в русской, в частности, эта тема воспринимается поверхностно, легкомысленно, с юмором. И это мешает осознать её серьезность». Поэтому чрезвычайно рискуют те, кто пытаются поднимать тему алкоголизма в медийном пространстве в серьезном ключе. «Важно сделать так, чтобы это царапало человеческое сердце и было художественно и творчески убедительно для зрителя. И это задача, которую мы только вместе можем решить», — подытожил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Заместитель министра здравоохранения РФ О. Салагай высоко оценил деятельность Русской Православной Церкви в деле борьбы с алкогольной зависимостью в стране, и, в частности, отдельно отметил уникальный проект телеканала «Спас» — сериал «12». Замминистра заявил, что благодаря слаженной работе государства и Церкви, а также активной антиалкогольной кампании Министерства здравоохранения РФ в стране сократилось употребление алкоголя на 40% по сравнению с 2015 годом. Однако количество людей, страдающих синдромом зависимости от алкоголя, в том числе с алкогольными психозами, все еще достаточно велико и составляет 1,19 миллиона человек.

Генеральная директриса АНО «Национальные приоритеты» С. Малявина рассказала, что проект «12» называется так не только по числу его участников, но и по числу шагов признанной во всем мире и отработанной в России программы медицинской и социальной реабилитации человека. С. Малявина сообщила, что проект «12» призван в том числе развеять мифы о неизлечимости алкоголизма. Опыт участников сериала говорит о том, что методики действуют и меняют жизнь людей.

С. Малявина также сообщила, что АНО «Национальные проекты» совместно с Минздравом РФ в прошлом году начали коммуникационную программу «Ноль — лучший градус». Название выбрано неслучайно, ведь представители Минздрава и АНО «Национальные приоритеты» единодушны во мнении, что безопасной доли алкоголя не существует, подытожила спикер.

Генеральный директор телеканала «Спас» Б.В. Корчевников рассказал, как в начале работы над проектом «12» был удивлен огромному количеству заявок на участие. Казалось, что мало кто захочет говорить о своей проблеме публично, однако выяснилось, что люди видели в этом проекте «последнюю ниточку» для избавления от зависимости.

Б. Корчевников уверен, что трезвость — это общее дело, а тот результат, которого достигли участники первого сезона проекта «12», стал возможным только благодаря совместной работе и Министерства здравоохранения России, и АНО «Национальные проекты», и координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности, и Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, который, по словам Б. Корчевникова, был мотором этого проекта. «И вообще это история про то, чем может быть взаимодействие Церкви, государства и общества», — подытожил генеральный директор телеканала «Спас».

Завершил пресс-конференцию руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности В. Доронкин. Он напомнил, что десять лет назад началась работа по созданию «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости». Этот документ заложил церковно-правовые основы всей сегодняшней деятельности в этом направлении. В.К. Доронкин рассказал, что в 2009 году в Церкви было только порядка 20 реабилитационных организаций, в настоящее время их стало более 600.

Раньше было очень трудно доносить до общества информацию о методах избавления и реабилитации от алкогольной зависимости. «Когда мы приходили к чиновникам с такой инициативой, то нам отвечали, что это неинтересно, неактуально и вообще — как без алкоголя жить? Сегодня же благодаря тому, что Церковь возродила в нашем обществе День трезвости, мы имеем точку сосредоточения усилий», — сказал представитель Синодального отдела по благотворительности. По его словам, работа государства очень видна. Например, число людей, стоящих на учете с алкогольной зависимостью, уменьшилось с 2 до 1 миллиона человек.

Проект «12» В. Доронкин оценивает как общую победу творческих людей, представителей Церкви, НКО и государства, и полагает, что этот сериал дает людям понять, что не нужно бояться обращаться за помощью, избавление от алкогольной зависимости реально.

Русская линия


«Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944—1991 годах: документы и лица»
В городе на Неве в свет вышла книга, посвящённая церковной истории епархии и содержащее в себе 261 архивный документ

Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944-1991 годах: документы и лицаВ издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышла в свет книга «Санкт-Петербургская (Ленинградская) епархия в 1944—1991 годах: документы и лица», составителем которой стал историк, профессор СПбДА М.В. Шкаровский, сообщает «Вода живая».

В предисловии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия отмечается, что «книга является своего рода подарком Санкт-Петербургской духовной академии, совсем недавно отметившей 300-летие духовного образования в Санкт-Петербурге, — своей, как оказалось, более „юной“ епархии». Издание посвящено 280-летию епархии и было представлено 5 сентября с.г. на заседании Архиерейского совета Санкт-Петербургской митрополии.

По мнению владыки, «современному читателю, интересующемуся историей Русской Православной Церкви XX века в целом, и Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в частности, весьма важно понимать роль и значение нашей епархии для Церкви тех лет. Ленинградская епархия, несомненно, была одной из самых крупных и значительных в Советском Союзе. Более того, можно утверждать, что город святого апостола Петра в 1940−80-е годы в значительной мере оставался церковным центром страны. Неслучайно все Патриархи Московские и всея Руси второй половины XX века — Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков) и Алексий II (Ридигер) — были Ленинградскими митрополитами».

Составитель книги профессор М.В. Шкаровский во введении уточняет, что «при составлении сборника также помогло использование дел Государственного архива Российской Федерации из фонда Совета по делам Русской Православной Церкви, Российского государственного архива социально-политической истории и Архива Президента Российской Федерации. Важная информация для написания комментариев была почерпнута из материалов Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области, где хранятся следственные дела священнослужителей, в том числе за послевоенный период».

Основной раздел книги — «Документы», включающий 261 архивный документ, — дополнен разделом «Лица», ряд фотографий из которого публикуются впервые.

«Особо следует сказать о десятилетнем служении (с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года) ректором Ленинградской духовной академии будущего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева), при котором к середине 1980-х годов произошло существенное увеличение числа учащихся, расширились научные и культурные связи духовных школ», — подчеркнул в своем предисловии митрополит Варсонофий. Этому периоду истории епархии в книге уделено особое внимание в разделах «Документы» и «Лица».

Русская линия


В Госдуме предложили запретить пропаганду идеологии «чайлдфри» в России
Распространение идей добровольного отказа от чадородия среди молодёжи создаёт угрозу Российскому государству, считают депутаты

Государственная Дума РоссииВ Государственную Думу России внесён проект закона об отнесении к запрещенной для распространения среди детей информации, пропагандирующей добровольный отказ от чадородия, сообщает Интерфакс.

Проект закона (№ 192 054−8) в среду был размещён в базе законодательной деятельности палаты парламента. Его авторами стали депутаты курултая (парламента) Башкирии и двое депутатов Госдумы.

В пояснительной записке они указывают, что идеология «чайлдфри», базирующаяся на добровольном отказе от рождения детей, «идёт вразрез с традиционными семейными ценностями и государственной политикой Российской Федерации».

В связи с этим проектом федерального закона предлагается внести изменения в законодательство в части отнесения информации, пропагандирующей добровольный отказ от рождения детей и идеологию бездетности, к информации, запрещенной для распространения среди детей.

Русская линия


Англиканская церковь выступила против легализации эвтаназии
Англикане обратили внимание на резкий рост самоубийств в Канаде после легализации эвтаназии в этой стране

Англиканская церковьГенеральный Синод Англиканской церкви, заседание которого прошло в британском городе Йорке, преобладающим большинством голосов проголосовал против возможной легализации эвтаназии в стране, сообщает Православие.Ru со ссылкой на Christian Today.

Синод подтвердил, что действующее законодательство, запрещающее эвтаназию и помощь в самоубийстве смертельно больным в соответствии с Актом об эвтаназии 1961 года «должно оставаться неизменным».

Вопрос вынесли на обсуждение по предложению доктора Саймона Эйра, представителя от Чичестерской епархии и врача общей практики на пенсии.

Эйр обратил внимание участников заседания на ситуацию в Канаде как пример того, к чему приводят изменения в законы об эвтаназии. Когда канадцы легализовали её в 2016 году, закон применялся исключительно к «лицам старше 18-ти лет, психически вменяемым, страдающим каким-либо серьезным заболеванием и находящимся в критическом состоянии, чья скорая естественная смерть предсказуема».

Но, как отметил докладчик, после ряда судебных исков данное ограничение отменили, и с марта 2023 года «любому пациенту с психическим заболеванием, являющимся его единственным основным заболеванием, гарантируется право на смерть».

«Любое изменение закона о самоубийствах в нашей стране может привести к аналогичным последствиям», − предостерег Эйр.

В свою очередь, медработница Эмили Хилл, представительница из города Херефорда, выступила за эвтаназию. Она рассказала, что за время работы в «ковидном» отделении больницы с начала эпидемии коронавируса стала свидетелем «бесчисленного количества смертей». Эмили задалась вопросом: «Почему мы можем продлевать жизнь, но не имеем права должным образом помочь людям уйти немного раньше?»

Ей возразил епископ Карлайла Джеймс Ньюком, ведущий эксперт Совета Европы по вопросам здравоохранения, выступивший против «самоубийства при помощи врача».

«Разумеется, по большому счёту я имею право выбирать, когда и как умереть, так же как имею свободу выбирать своё место жительства и работу. Но выбор, который я делаю, влияет не только на меня, но и на тех, кто меня окружает: мою семью, моих друзей, соседей, врача, а также на ценности общества, в котором я живу и умираю. Выбор отнюдь не так прост, как кажется», − заключил иерарх.

В итоге позицию доктора Саймона Эйра поддержало большинство членов Синода: 289 делегатов проголосовали против эвтаназии, 25 − «за» и 33 воздержались.

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня мы отмечаем завершение Кавказской войны и пленения Шамиля

В этот день, 25 августа 1859 г. Русскими войсками под командованием князя А.И.Барятинского был взят последний оплот сопротивления на Кавказе — аул Гуниб. Легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с Россией, стал пленником Русского Царя. Кавказ был покорён. Знамя Шамиля князь Барятинский подарил своему ближайшему сподвижнику — генералу и известному консервативному публицисту Р.А.Фадееву.

После своего пленения Шамиль не сомневался, что будет казнён — мысль о пощаде к нему Русского Царя была несовместима с верованиями фанатика-магометанина. Но Шамилю не только сохранили жизнь, ему со всем семейством предоставили дом в Калуге, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания и определили сына в Пажеский корпус. Такое великодушие было непостижимо Шамилю и вскоре чувство беспредельной благодарности к своему Высокому Покровителю сменило былое чувство ненависти.

Через несколько лет Шамиль написал Царю: «Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покорённого Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и её законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести её всенародно. В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу".

А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться ещё раз, дабы посвятить свою жизнь служению Белому Царю, благодеяниями которого он теперь пользуется».

В этот же день, 25 августа 1915 г. была подписана программа Прогрессивного блока, который заключили между собой оппозиционные силы, включая умеренных (октябристов) и часть правых (националистов во главе с Шульгиным и Савенко). Октябристы и часть националистов стали на путь предательства государственных интересов, с этого момента Государственная Дума превратилась в штаб по подготовке государственного переворота. Без августа 1915 г. был бы невозможен февраль 1917 г.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 7 сентября 2022 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика